В Твери экспонируются полотна одного из самых загадочных художников XX века
Единственную в России коллекцию литографий сюрреалиста Рене Магритта представляет петербургский «Арт-Центр» в Выставочном зале на Советской.
«Ребусы, которые полностью невозможно разгадать», – так говорят о картинах бельгийского художника. В противопоставление классическому сюрреализму он изображал обычные предметы, но их странное сочетание удивляет и заставляет задуматься, погружая в некое медитативное состояние.
– Он предпочитал говорить, что пишет в стиле магического реализма. Магритту всегда хотелось доказать, что искусство, в первую очередь, это тайна. И именно в этом он не сошёлся с сюрреалистами, которые пытались с помощью психоанализа дешифровать искусство. Он был не согласен с тем, чтобы использовать психоанализ, и наоборот делал свои работы крайне таинственными, чтобы вызвать максимальный интерес и вызвать зрителя на диалог. По многим полотнам видно, что художник занимался рекламой, плакатом: его даже называют крёстным отцом поп-арта, который появится немного позже, в конце 50-х,
– рассказывает заместитель директора ТГМВЦ по музейно-выставочной работе Кира Некрасова.
Поэтому даже в позднем творчестве у Магритта есть рекламные работы, как, например, серия полотен для казино. Отсылкой к рекламе и поп-арту можно считать и тиражирование нескольких ключевых предметов, которые переходят у Рене Магритта из сюжета в сюжет. Яблоко, птица или котелок, который носил и сам художник, отмечая, что этот головной убор – символ простого человека.
– С одной стороны, котелок – вещь, которая делает человека простым, банальным. С другой стороны – вещь, которая скрывает его внутреннюю красоту и разум. Например, интерпретировать полотно «Голконда» можно по-разному. Мы видим дождь из фигурок людей, и предполагаем, что идёт падение вниз – с неба на землю: человек падает, погружается в пучину, окаменевает. Но в то же время мы можем представить, что наоборот люди воспаряют и это воспарение даёт шанс человеку на развитие, – объясняет методист отдела массово-просветительской работы ТГМВЦ Александр Дедов.
Магритт даже выпустил целый цикл работ, где он под обычными предметами пишет – «Это не он». Самое известное полотно серии – картина «Вероломство образов», где изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Надпись кажется противоречивой, но фактически верна. Как говорил сам художник, это всего лишь изображение, не так ли? И если бы я написал под картиной „Это трубка“, я бы солгал!».
Добивается успеха и оттачивает свой стиль Рене Магритт уже в зрелом возрасте. Во время германской оккупации он меняет цветовую гамму, приближаясь к манере импрессионистов: тем самым художник хотел взбодрить людей и вселить в них надежду.
– После Второй мировой у него была прекрасная, очень чистая, яркая серия работ в стиле импрессионизма. Например, картина «Великая война»: мы видим девушку, у которой лицо закрыто фиалками. Можно сказать, что сама девушка – некий символ войны. За её спиной – синее небо, спокойная гладь, которые дарят надежду на светлое будущее. Она зовёт к себе, но мы не видим её лица, мы не видим её чувств. Когда спрятано лицо человека – здесь два пути: либо он скрывает его от нас, либо мы со своими пороками не видим его специально. С одной стороны, она манит и чарует, а с другой стороны – можем ли мы верить, что будущее будет таким прекрасным?, – объясняет Александр Дедов.
И насладиться практически полной коллекцией литографий бельгийского художника, предложив свою разгадку полотен-ребусов, можно в Городском музейно-выставочном центре, где выставка «Рене Магритт. Вероломство образов» работает по 8 января.
Возрастная категория: 12+
+74822344852
mvc-tver.ru
КОММЕНТАРИИ 0 Войти