В Твери открылась выставка «Поэзия усадеб Тверского края»
Выставка тверского художника Владимира Варламова открылась в Доме поэзии Андрея Дементьева в начале ноября.
В экспозиции представлено 27 авторских работ, выполненных в смешанной графической технике и объединенных темой старинных русских усадеб. Как признается сам художник, эта тема в его творчестве будет продолжена.
Исторически Тверская область является одним из регионов центра России, где имеется богатейшее историко-культурное наследие, а тверские дворянские усадьбы – это целое явление в дореволюционной России. Знатнейшие фамилии – Куракины, Голицыны, Нарышкины, Полторацкие, Голенищевы-Кутузовы, Толстые, Шереметьевы – не только владели здесь землями, но и строили поместья («дворянские гнезда»), которые проектировали выдающиеся зодчие. Более того, усадебные комплексы на тверской земле связаны с именами А.С. Пушкина, И.И. Лажечникова, Л.Н. Толстого…
Неудивительно, что история и настоящее тверских дворянских усадеб многократно становились объектом изучения, воплощались в стихах, прозе, полотнах художников.
Наш земляк Владимир Варламов – прекрасный рисовальщик и живописец. Его графика и живопись поражают совершенно новым взглядом на Тверь, тверские усадьбы, старинную архитектуру.
Свое увлечение поэзией тверских усадеб художник объясняет просто: охота к перемене мест и путешествиям. Ну а уже в ходе работы над усадебным циклом увлекся неповторимой атмосферой дворянских усадеб, был очарован старой архитектурой и буквально «прикипел» к теме.
— Цикл «Поэзия усадеб тверского края» сейчас насчитывает более тридцати работ. На выставке представлено 27 из них, – говорит Владимир Варламов. – Таких усадеб только в Бежецком районе множество. А еще есть Старицкий, Торжокский, другие районы. Иногда кажется, что если попробовать нарисовать их все, то и жизни не хватит. Печально, что многие из них рушатся, находятся в удручающем состоянии. Грустно видеть, как уходит, теряется целая эпоха. А ведь каждая такая усадьба – это чьи-то судьбы, талант зодчих, мастерство строителей. Как бы хотелось сохранить всю эту красоту!
Во время работы над картинами Варламов много ездил по области. И везде, по его словам, его встречали добрые, позитивно настроенные люди. К тому же он узнал много нового о тех усадьбах, которые запечатлел на своих полотнах.
— Усадьба Хвостова (Первитино, Лихославльский район). Мы там были зимой. В здании до сих пор расположена школа. Топятся печки, по 3-4 ученика в классах. Даже свой музей есть в селе. Это пример «живой» усадьбы. А ведь на месте многих – лишь руины без окон и дверей да фундаменты, – делится впечатлениями художник.
На картинах Владимира Варламова – усадьба Великопольских (XVII век, д. Чукавино, Старицкий район), ныне восстановленная во всем своем блеске и великолепии усадьба Куракиных «Степановское-Волосово» (д. Волосово, Зубцовский район), усадьба Свечиных (первая четверть XIX века, с. Старая Дубровка, Спировский район), один из лучших архитектурных памятников периода модерна усадьба Хренова (с. Заключье, Бологовский район), знаменитая усадьба Бакуниных (с. Прямухино, Кувшиновский район), усадьба Ухтомских (рубеж XVII – XVIII веков, с. Тухани, Сандовский район) и другие.
Кстати, с последней связана довольно любопытная легенда – это почти английский «дом с привидениями». Поместье было пожаловано Ухтомским в XVII веке царем Михаилом Федоровичем, и владели они им до самой революции 1917 года. Местные жители говорят, что в безветренные ночи в усадьбе слышен плач ребенка – маленького княжича, которого убила в порыве гнева его мать, княгиня Фелиста. С легендой владельцы усадьбы долго боролись, но она жива и поныне.
В настоящее время на территории Тверской области зарегистрировано 133 усадебных комплекса, стоящих на государственной охране и учете, из которых 40 – федерального значения, 55 – регионального и 38 – выявленные объекты культурного наследия. Из них используется только 29 усадебных комплексов.
В Тверской области уже не первый год ведется работа по сохранению объектов культурного наследия, к которым относятся и многие усадебные комплексы. Так, последние изменения в региональное законодательство, принятые областным Законодательным собранием в рамках осенней сессии, касаются, в частности, вопросов льготной аренды таких объектов, предусматривают систему государственных мер поддержки тем, кто готов вложить свои средства в их восстановление.
— Выставка Владимира Варламова – серьезный повод еще раз задуматься о нашем уникальном культурном наследии, его дальнейшей судьбе, – считает председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин, который посетил выставку и пообщался с художником. – Усадебные комплексы – это отдельная, широчайшая тема. И их сохранение – первоочередная задача, общая для власти, общественных организаций, просто неравнодушных людей – таких, например, энтузиастов, как Владимир Максимович Варламов. Нужно сделать все для того, чтобы наши потомки могли видеть тверские дворянские усадьбы не только на полотнах художников, но и воочию. Чтобы объекты культурного наследия были приведены в порядок и оставались доступными для жителей и гостей Тверской области. И чтобы каждый усадебный комплекс имел не только свою историю, но и свое будущее.
Для справки
Владимир Варламов. Родился в 1937 году в Калинине (ныне – Тверь). Более 25 лет он как художник-журналист работал в областных газетах «Смена», «Калининская правда», «Тверские ведомости». Член Союза журналистов России. Увлечение графикой малых форм во многом способствовало тому, что Варламов стал родоначальником тверского экслибриса. С 1957 года он создал более 100 книжных знаков для друзей и знакомых в различной печатной технике. Является автором книги «Тверской книжный знак», увидевшей свет в 2011 году. Много лет работал главным художником Тверского стекольного завода, а его работы по стеклу представлены в частных коллекциях Англии, Финляндии и Кубы. Участник различных, в том числе, зарубежных выставок.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти