Валерий ВИНОГРАДОВ: «Мы боролись, искали единомышленников, и выстояли, сохранив наше детище»
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, центральный аппарат которой располагается в Твери, отмечает 35-летие.
27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Александра Сухарева была образована и Волжская природоохранная прокуратура – первая в стране специализированная межрегиональная (тогда еще межобластная). И вот уже 35 лет центральный аппарат ВМПП располагается в Твери, придавая первому областному центру на Волге статус природоохранной столицы всего огромного Волжского бассейна, от истока – до Каспийского моря.
В эксклюзивном интервью первый руководитель Волжской природоохранной прокуратуры Валерий Виноградов рассказал о причинах и истории создания ВМПП, проблемах, с которыми пришлось столкнуться, и первых результатах работы волжских прокуроров.
Прокурор Виноградов. На защите закона, бокса и экологии

Виноградов Валерий Павлович – Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, Почетный работник прокуратуры СССР, государственный советник юстиции 3-го класса, кавалер ордена «Знак Почета», мастер спорта СССР по боксу. Руководитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры с 1990-го по 2001 годы. В настоящее время – председатель Совета ветеранов Волжской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры.
– Валерий Павлович, для начала вернемся на 35 лет назад – весна 1990 года. Скажем так, очень непростое время для страны. Казалось бы, не до экологии. Уже фактически запущен процесс распада Советского Союза. И тут выходит приказ о создании первой в СССР специализированной природоохранной межобластной прокуратуры. Почему?
– Такое решение было принято не случайно. На рубеже 1980 – 1990 годов в Волжском бассейне сложилась очень тревожная экологическая обстановка. Река, являющаяся своего рода символом России и одной из крупнейших в мире, протяженность которой с севера на юг более 3,5 тысячи километров и в которую впадает свыше двух с половиной тысячи притоков, была отнесена к группе водоемов качественного истощения. Высокая антропогенная нагрузка, загрязнение окружающей среды, растущая волна экологических правонарушений, хищническое уничтожение уникальных природных комплексов и целых биологических видов, деградация и экосистемы и обусловили кризисное состояние Волги. Фактически стоял вопрос: быть или не быть экологической катастрофе в самом сердце России? Тогда экологи били, как говорится, во все колокола. Предлагалось несколько решений. Одним из них и стало создание приказом Генерального прокурора Александра Яковлевича Сухарева независимой, подчиненной лишь центру, разветвленной надзорной сети Волжской природоохранной прокуратуры. Её специфика состояла в том, что она строилась по бассейновому принципу: аппарат, управляющий всей ее деятельностью, располагался в городе Твери у истоков Волги, а межрайонные отделения находились во всех субъектах, где протекает великая река и многие ее притоки. Такая структура позволяла на основании анализа статистических сведений, сигналов и проверок, контролирующих и правоохранительных органов, получить целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне, глубоко вникнуть в суть экологических проблем громадного суперрегиона, акцентировать внимание на обостряющуюся ситуацию в защите природной среды. Позднее Сухарев своей книге напишет, что это был своего рода эксперимент.
– Почему Сухарев именно вам доверил создать практически с нуля и возглавить Волжскую природоохранную прокуратуру?
– В жизни каждого человека встречаются люди, которые во многом определяют его судьбу. Сейчас, оглядываясь на прожитое, могу сказать, что на моем пути было несколько таких судьбоносных встреч. И одна из них произошла 37 лет назад, когда я познакомился с Александром Яковлевичем Сухаревым. В те годы Сухарев был избран в депутаты Верховного Совета СССР от Чечено-Ингушской республики и Дагестана. Как раз в 1988-м на территории республики произошел мощный селевой сход. Около тысячи домов было разрушено. А я в прокуратуре как раз курировал Чечено-Ингушетию и поэтому возглавил группу, которая была направлена на место происшествия. Рабочая поездка получилась очень плодотворной. Мы выступали на митингах, где собирались чеченцы-горцы, встречались с руководством республики и пострадавших поселений, в результате решили очень много вопросов, в том числе и по переселению людей, оставшихся без крова. О результатах этой поездки я и доложил генеральному прокурору. Это была первая наша встреча с Александром Яковлевичем Сухаревым тет-а-тет. Не знаю, как я, а он произвел на меня очень сильное впечатление. Честно признаться, входил в кабинет к САМОМУ не без чувства робости. И никак не ожидал, что руководитель столь высокого ранга окажется таким демократичным в общении с подчиненным. Сухарев встретил меня очень доброжелательно. Слушал доклад спокойно и внимательно. По ходу задавал много уточняющих вопросов. Чувствовались его заинтересованность и желание досконально разобраться в ситуации.
Впоследствии Александр Яковлевич стал доверять мне и другие серьезные дела, не связанные с Чечено-Ингушетией. Все они имели большой резонанс.

Александр Сухарев, генеральный прокурор СССР с 26 мая 1988 года по 15 октября 1990 года.
– В своей работе Сухарев большое внимание уделял и природоохранной деятельности?
– Да. Не понаслышке зная истинное состояние экологии в нашей стране, Александр Яковлевич понимал, что если мы не сохраним окружающую среду, то все остальное нам будет уже нужно. В первую очередь нация должна быть здоровой, а экология в этом плане играет огромную роль. При нем было создано природоохранное управление при Прокуратуре СССР. В 1990 году он подписал приказ о создании Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. И когда встал вопрос о ее руководителе, Александр Яковлевич предложил мою кандидатуру. Перед этим у нас с ним состоялся обстоятельный разговор на эту тему, во время которого я дал свое согласие вплотную заняться природоохранной деятельностью, так как давно рвался на самостоятельную работу и проблемы экологии мне были близки. Так что для Волжской природоохранной прокуратуры Сухарев все равно что отец родной и вечный почетный прокурор.
– Чувствуется, что вы с большим уважением относитесь к предпоследнему Генеральному прокурору Советского Союза…
– А как иначе?! Хорошо зная судьбу Александра Яковлевича, в молодости героически прошедшего сквозь горнило Великой Отечественной войны, меня всегда в нем восхищали невероятная целеустремленность и просто титаническое трудолюбие. Только благодаря самому себе после войны он – молодой офицер – сумел получить высшее образование и дослужился до высших государственных должностей. Чем не повесть о настоящем человеке. При этом, насколько могу судить, Сухарев никогда не был карьеристом. Наверное, для нынешнего молодого поколения это и не совсем понятно, но Александр Яковлевич всегда на первое место ставил интересы Родины, страны, а о себе думал в последнюю очередь. Я таких людей называю «государственниками» – на них держалась и держится наша страна. На всю жизнь запомнил слова Сухарева, сказанные на защите мой кандидатской диссертации: «Любое самое хорошее дело можно провалить, назначив его исполнителем не того человека. Поручив возглавить Волжскую природоохранную прокуратуру Валерию Павловичу Виноградову, я не ошибся. Это показывает и авторитет, который уже сейчас имеет эта прокуратура, и тема его диссертации, очень нужная и актуальная». Так в очередной раз я получил очередное благословение от Александра Яковлевича.
На всю жизнь запомнил слова Сухарева, сказанные на защите мой кандидатской диссертации: «Любое самое хорошее дело можно провалить, назначив его исполнителем не того человека».
– Вернемся в 1990 год. С чего началась ваша работа на посту руководителя Волжской природоохранной прокуратуры?
– 31 мая был подписан приказ о моем назначении Волжским природоохранным прокурором. Через несколько дней с одним дипломатом, в котором лежал этот приказ, поехал на электричке в Тверь. Не то что служебной машины, у меня тогда еще и кабинета своего не было и штат прокуратуры в количестве 30 сотрудников числился только на бумаге. Все приходилось начинать с нуля. И в это самое трудное в организационном плане время мне сильно помогли прокурор области Николай Петрович Шишов, с которым мы были знакомы еще с той поры, когда я работал прокурором Старицкого района. Он выделил кабинет в прокуратуре и помог выйти на руководителей региона – Владимира Антоновича Суслова и Михаила Александровича Шестова. По всем вопросам я советовался и с прокурором Старицкого района Верой Анатольевной Солдатовой, которой сразу, зная ее высокие деловые качества, предложил любую должность в Волжской прокуратуре, но она попросила подождать еще год, чтобы подготовить себе достойную смену. Но смогла мне все-таки помочь в подборе кадров.

– Помните ваших первых сотрудников?
– Конечно! Первой на работу в Волжскую прокуратуру была принята Елена Алексеевна Веселова – на должность заведующей канцелярией. Вскоре у меня появился и первый заместитель – Сергей Николаевич Степанов. До этого он работал в областной прокуратуре, потом – заведующим отделом административных органов в областном комитете КПСС. Так постепенно с трудом и большим скрипом решался кадровый вопрос, конечно, ни о какой экологической специализации и речи тогда не было – учились, что называется, на ходу.
– Если правильно понял, поначалу Волжская прокуратура ютилась в здании прокуратуры Тверской области…
– Так и было. В основном – в актовом зале, по разным углам. Правда, когда прокурор или кто-то из его замов уходил в отпуск, у меня на это время появлялся «свой» кабинет. Потом временно разместились на четвертом этаже офисного здания в одном из дворов проспекта Победы. Только в конце 1991 года Волжская природоохранная прокуратура получила благодаря Владимиру Антоновичу Суслову в свое постоянное распоряжение первый этаж дома на проспекте Победы-6, где до этого располагалось РОВД Калининского района. Только тогда у меня и начальников отделов появились свои кабинеты и практически все необходимые условия для нормальной работы.

– Как находили сотрудников и помещения для межрайонных природоохранных прокуратур?
– Каждую неделю с этой целью отправлялся в регионы Волжского бассейна. Сложностей возникало еще больше, чем в Твери, где хотя бы поддерживали местные власти. В другие области приезжаешь – и встречаешь полное непонимание, мол, зачем нам нужна еще какая-то природоохранная прокуратура. Конечно, приходилось объяснять, убеждать, доказывать, но легче, наверное, было бы ворочать камни. Лишь там, где у меня сложились хорошие контакты с территориальными прокурорами, все вопросы решались намного быстрее: находились и люди, выделялись и помещения. А если на место межрайонного природоохранного прокурора подбирали грамотного и ответственного специалиста, тогда вообще не возникало никаких проблем. В этом плане мне в какой-то мере повезло: слабые и сомневающиеся быстро отсеялись, и в рекордные сроки удалось сформировать коллектив, костяк которого составили профессионалы высокого класса, преданные своему делу и инициативные люди.
– Неужели, одного приказа Генерального прокурора ССС было недостаточно, что региональные прокуроры оказывали вам всяческую поддержку на местах?
– А зачем им на их территории была нужна еще одна независимая надзорная структура? При этом становление Волжской природоохранной прокуратуры происходило на фоне постоянных разговоров о целесообразности подобной специализированной структуры. Еще в конце 1990 года после ухода Сухарева с поста Генерального прокурора СССР новый генпрокурор Алексей Трубин в одном из первых своих приказов ликвидировал Северо-Западную и Байкальскую природоохранные прокуратуры. Судьбу Волжской природоохранной он передал на рассмотрение прокурору РСФСР Валентину Степанкову.
– Как же вам удалось отстоять Волжскую прокуратуру?
– Поддержал меня известный ученый Алексей Владимирович Яблоков, который в те годы был советником президента России Бориса Николаевичи Ельцина. У них даже кабинеты в Кремле находились рядом. С Яблоковым несколько раз встречался на конференциях, посвященных проблемам экологии, вот и записался к нему на прием. Пришел в Кремль. Иду по коридору – висит золотая вывеска «Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин». Прохожу дальше – вывеска поменьше «Советник президента РФ по вопросам экологии А.В. Яблоков». Вот ему всё и рассказал. После нашей беседы он позвонил Степанкову: «Валентин Георгиевич, как дела? Как у вас обстановка? Ты письмо получил от генерального по поводу Волжской прокуратуры? Ну и что? Не надо так думать! Ты, что не знаешь, как Борис Николаевич относится к экологии? Да у него экология поставлена во главу угла! А тут ты вдруг ликвидируешь. Понимай политику! Я тебе подсказал. Смотри, поступай по-умному». После этого Яблоков меня отпустил со словами: «Идите, работайте спокойно, никто вас не тронет!». И, действительно, при Степанкове Волжская прокуратура чувствовала всемерную поддержку, и работала плодотворно. Осенью 1991-го, то есть через год с небольшим после создания Волжской прокуратуры, состоялась коллегия Генеральной прокуратуры СССР, на которой наш опыт при организации прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства был признан положительны и рекомендован к использованию другими прокуратурами.
– Неужели, за столь короткий срок Волжской природоохранной прокуратуре удалось доказать свою эффективность?
– Судите сами! За первый год работы прокуратура приняла ряд действенных мер к укреплению законности в бассейне Волги. Проанализировав экологическую обстановку, удалось установить, что свыше 75 процентов неочищенных и так называемых условно очищенных стоков поступает в Волгу и впадающие в нее реки через очистные сооружения предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Всеми межрайонными природоохранными прокуратурами были проведены проверки исполнения водного законодательства. Проверки показали, что очистных сооружений в Поволжье мало и работают они неэффективно, сбрасывая в водную среду стоки со значительным содержанием в них нефтепродуктов, тяжелых металлов и других вредных веществ. Нередко стоки сбрасывались вообще без очистки. Оборудование на многих сооружениях имело высокую степень износа, их реконструкция и модернизация велись крайне низкими темпами, с отступлениями от проектов и многочисленными недоделками. В то же время практически на все очистные сооружения поступали стоки, значительно превышающие их проектную мощность. Контроль за работой промышленных предприятий велся слабо, мер к пресечению сбросов с грубыми нарушениями установленных нормативов не принималось. Местные органы власти не контролировали исполнение своих многочисленных решений. И никто, как правило, не нес ответственности за нарушения закона.
– И что удалось изменить волжским прокурорам?
– После проведенных проверок был значительно усилен контроль за упорядочением работы систем водопроводно-канализационного хозяйства, их расширением. В результате, по данным контролирующих органов сброс неочищенных сточных вод сократился, в частности по Тверской области, у истоков Волги на 14 процентов. Принимались меры к созданию обстановки неотвратимости ответственности виновных по каждому случаю причинения ущерба природе и здоровья граждан. Большое внимание уделялось возмещению предприятиями и организациями причиненного вреда в результате выбросов и сбросов вредных веществ. Активно применялись уголовно-правовые средства воздействия по наиболее серьезным фактам загрязнения окружающей среды, нарабатывался опыт расследования дел этой категории, решались непростые вопросы подбора экспертов и проведения экологических экспертиз. Только в первом полугодии 1991 года Волжской природоохранной прокуратурой было возбуждено 20 уголовных дел о загрязнении природной среды. При этом с самого начала своей деятельности от рассмотрения частных, хотя подчас и весьма серьезных экологических ситуаций, природоохранная прокуратура перешла к системному анализу положения по городам, областям, республикам, в целом по бассейну. Принимались меры к выработке совместно с прокуратурами республик, областей, городов и районов конструктивной линии решения экологических проблем.
Активно применялись уголовно-правовые средства воздействия по наиболее серьезным фактам загрязнения окружающей среды, нарабатывался опыт расследования дел этой категории, решались непростые вопросы подбора экспертов и проведения экологических экспертиз. Только в первом полугодии 1991 года Волжской природоохранной прокуратурой было возбуждено 20 уголовных дел о загрязнении природной среды.
– Это ваша прокуратура начала работу по составлению экологического паспорта Волжского бассейна?
– Так и было. Изучив динамику и структуру экологических правонарушений за последнее десятилетие, прокуратуры выделила наиболее неблагополучные в экологическом плане отрасли, предприятия и производства, которые были взяты под особый контроль. Одной из основных задача прокуроры стало объединение и координация усилий всех заинтересованных организаций, населения и средств массовой информации, создание широкого фронта борьбы за оздоровление окружающей среды. Были установлены деловые связи с Российским комитетом по экологии и природопользованию (Министерством экологии и природопользования РСФСР), его подразделениями на местах, научными учреждениями, движениями «Зеленый мир» и другими общественно-экологическими формированиями.

– Как вы тогда, скажем так, делили сферы внимания с региональными прокуратурами?
– Были определены сферы осуществления надзора, налажена координация и взаимодействие, практиковалось проведение совместных проверок. По моему предложению межрайонных природоохранных прокуроров включили в состав координационных советов при прокурорах республик и областей Поволжья, они участвовали в заседаниях коллегий и оперативных совещаний. О результатах большинства проверок сотрудники прокуроры регулярно сообщали в коллективах трудящихся, выступали с докладами на сессиях местных Советов, в печати, по радио и телевидению. Волжская природоохранная прокуратуры была постоянно на виду.
– Несмотря на это, как вы отмечали в одном из интервью, в 1991 году Волжская прокуратура опять оказалась на грани закрытия.
– В 1991 году в «Комсомольской правде» вышла статья под говорящим названием «Лишняя структура». Не секрет, что эту публикацию подготовили в прокуратуре Ульяновской области, которую возглавлял Юрий Михайлович Золотов, впоследствии заместитель генерального прокурора РФ, один из самых яростных наших критиков. Вскоре последовал распад Советского Союза и на первой же коллегии прокуратуры России на повестку дня был вынесен вопрос о ликвидации Волжской природоохранной прокуратуры.
Но тут в поддержку ВМПП выступил заместитель генерального прокурора Сабир Кехлеров, который привел целый ряд фактов и доказал значимость и необходимость нашей деятельности для страны. Здесь, конечно, сыграло свою роль и то внимание, которое уделяло вопросам экологии руководство новой России. Серьезное внимание Волжская прокуратура с начала своей деятельности ощущала со стороны председателей профильных комитетов в Государственной Думе и Совете Федерации РФ Тамары Владимировна Злотниковой и Виктора Евграфовича Шудегова. Я и, позднее, Вера Солдатова были постоянными членами этих комитетов и регулярно выступали с докладами и сообщениями. Одним из результатов нашей совместной работы стал Указ президента РФ Бориса Николаевича Ельцина от 4 февраля 1994 года «О государственной стратегии Российской федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», согласно которому Волжский бассейн был официально отнесен к числу экологически неблагополучных регионов. Весной 1998 года в рамках этой стратегии Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращения деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (Программа «Возрождение Волги»). К сожалению, до конца она так и не была выполнена.

Коллектив Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры с Александром Сухаревым в начале 2000 годов.
– Получается, что за короткое время Волжская природоохранная прокуратура под вашим руководством не только доказала свою эффективность, но и заслужила признание и авторитет среди известных экологов, ведущих ученых, руководителей федеральных правоохранительных, исполнительных и надзорных органов, депутатов Государственной Думы РФ и российской общественности.
– Прокуратура целенаправленно, последовательно и комплексно проводила работу по выявлению, пресечению и предупреждению экологических правонарушений, понуждала органы власти, местного самоуправления, контроля, хозяйствующие субъекты Поволжья решать накопившиеся экологические проблемы, многие из которых десятилетиями были вне поля их зрения. К примеру, за все время существования ст. 223 в прежнем УК РСФСР по фактам загрязнения воды в Советском Союзе было возбуждено всего три уголовных дела, и ни одно не дошло до суда. Требовался новый подход к организации надзора. Так 35 лет назад мы стали практически первопроходцами. Создавали надзорную, исковую, следственную практику, разрабатывать на ее основе методики начинали с нуля. Специфика экологических и преступлений заключается в высоком уровне латентности, их надо уметь выявлять. Поэтому наши работники научились и выявлять правонарушения, и проводить по ним проверки и расследование, результатов добиваться личным трудом, инициативой, творческим подходом. Ежегодно Волжская природоохранная прокуратура выявляла 25-30 тысяч нарушений закона.

– В январе 1998 года, то есть через восемь лет после создания, статус Волжской природоохранной прокуратуры был значительно повышен. Приказом Генерального прокурора РФ она была переименована из «межобластной» в «межрегиональную» и отнесена к прокуратурам краев и областей 1 группы.
– Этому приказу предшествовал ряд событий. Природоохранная деятельность специализированных прокуратур получила сильный импульс к дальнейшему развитию в период с 1996-го по 1999 годы, когда должность Генерального прокурора РФ занимал Юрий Скуратов, понимавший важность и необходимость для России этого направления. По его инициативе дополнительно были созданы природоохранные прокуратуры в экологически неблагополучных регионах России. Шла речь о целесообразности создания бассейновых природоохранных прокуратур, по примеру Волжской, на крупных реках Сибири и Дальнего Востока. Именно в этот период работа природоохранных прокуратур обрела стабильность, а «зеленые» прокуроры на деле почувствовали значимость и необходимость их деятельности для страны, ощутили уверенность в своих силах.
– Надолго?
– Увы, мне еще не раз приходилось доказывать целесообразность Волжской прокуратуры. Такая же нелегкая доля выпала и моей преемнице Вере Солдатовой. Могу с полным правом сказать, что только ее талант и организаторские способности спасли в свое время Волжскую прокуратору от ликвидации. Больше того, при ней на нашу прокуратуру была возложена роль координатора по всем вопросам, связанным с экологией в бассейне Волги. Вера Анатольевна пользовалась авторитетом, часто выступала по центральному телевидению, в Государственной Думе и Совете Федерации.

Волжские природоохранные прокуроры Вера Солдатова и Валерий Виноградов
– Валерий Павлович, сегодня мы живем в непростой период, когда на первый план выдвинулись вопросы международной политики, экономики, борьбы с коррупцией. На этом фоне многим кажется, что в такое трудное время не до экологии…
– И как же глубоко они ошибаются! Ведь экология – это сама жизнь. По данным органов здравоохранения до 30 процентов заболеваний населения вызываются загрязнением питьевой воды. Следствием ухудшения качества воздуха является возникновение более половины всей патологии верхних дыхательных путей и до 30 процентов заболеваний общего характера. Медико-биологическими исследованиями установлено, что многие случаи развития злокачественных опухолей возникают под действием патогенных факторов внешней среды. Мне часто приходилось слышать и от очень авторитетных юристов-экологов, и от простых граждан одно простое, но очень примечательное изречение: «Если не будет надлежащей среды обитания, то все остальное нам не нужно». В этом, как мне кажется, и заключается главное.
– Что для Вас значит 35-летие Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры?
– В масштабах истории, в том числе и отечественной прокуратуры, это небольшой срок. Но для меня, Веры Анатольевны Солдатовой и других коллег и соратников по работе в Волжской природоохранной прокуратуре, с точки зрения сделанного и пережитого в условиях сложнейшей политической и экологической ситуации, это целая эпоха. Такого, как в настоящее время, серьезного внимания к экологической безопасности России и реки Волги со стороны Президента России, Правительства Российской Федерации, региональных органов власти мы не ощущали никогда. Тем не менее, мы боролись, искали единомышленников, и выстояли, сохранив наше детище. Сейчас у нас есть полная уверенность в том, что Волжская природоохранная прокуратура навсегда останется в системе прокуратуры России. И мне бы очень хотелось, чтобы Волжская природоохранная прокуратура сохранила свой авторитет. Добиться этого можно только делами. Надо работать профессионально и с полной отдачей!

КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.





Даже читать лень.
Пусть просто по берегам пройдут...
От истока долго)))Песня.