Вечно гнилые: мнение о восстановленном спектакле по Розову в Тверском театре драмы

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Хлёсткая пьеса вновь бичует со сцены прогнившие души уклонистов и восхваляет простых солдат.

«Если я честный, я должен…». В Тверском театре драмы 23 и 24 февраля представили вторую редакцию драмы «Вечно живые» по Розову. Произведение о защитниках Родины, которые навсегда останутся в памяти родных и близких живыми, постарались актуализировать. Ибо и в те времена были люди, считавшие – моя хата с краю. Режиссёром-постановщиком вновь выступил Александр Павлишин, который прошлой осенью был назначен главрежем театра.

Розовские «Вечно живые» впервые вышли в Тверском драматическом в апреле 2017 года. Спектакль сыграли 15 раз, и его, в общей сложности, смогли посетить более 6000 зрителей. А в феврале 2020 года вещь представили в Ярославле на «Розовфесте». Спустя 6 лет коллектив ТАТД вернулся к работе над пьесой советского классика.

По сюжету, накануне 18-летия Вероника провожает на фронт вызвавшегося добровольцем молодого инженера Бориса. Тому от московского предприятия полагалась «бронь», но он уверен, что должен быть на передовой, ведь идёт Великая Отечественная.

Рисунок и сценография постановки остались прежними. Об этом говорит сам режиссёр, это видно и невооружённым глазом – бумажные журавлики (напоминающие мечту девочки, желавшей спасти всех после атомного взрыва), вращающийся круг сцены, стремление донести правду и поиск смысла жизни в страшные времена… Всё это сохранено. И даже роль Бориса также исполняет актёр Геннадий Бабинов. Актриса Дарья Осташевская бережно перенесла на подмостки наработки актрисы Яны Голубевой в создании образа Вероники.

На этот раз изменился социальный контекст. «Мобилизация», «повестка», «бронь» – все эти слова вновь вернулись в наш оборот. Про актуализацию произведения говорит и сам режиссёр Александр Павлишин: «‟Вечно живыми” остаются темы человеческих страстей и чувств, выбора, патриотизма. И сегодня как никогда важно вспомнить об этом». Нужно сказать, что 1 марта на показе было очень много молодёжи, и в зале раздавались всхлипы – создатели попали в нерв эпохи.

Особенное восхищение вызвала игра Алексея Майского, который исполнил роль Марка. Эта работа артиста выглядит одной из самых удачных за последние годы. Он воплотил на сцене образ так называемого «гнилого интеллигента», которого принято клеймить в разные эпохи. Этот образ кажется вечным. Вечно гнилые – те, кто хочет отсидеться за спинами других, проскочить, не брать в руки оружие ради безопасности себя и своих близких, люди, желающие праздника в то время, как гибнут их соотечественники и т.д.

Алексей Майский играет эту роль, извините за тавтологию, играючи, не тяжеловесно. Исполнитель энергичен и уверен – в каждом шаге и в каждой фразе. Каждую едкую реплику он выстреливает прицельно. Например безоговорочно: «Ему полагалась бронь, мы это отлично знали. <…> Глупость он какую-то делает, глупость». И режиссёр, по-моему, угадал с назначением. Алексей Николаевич с точёной фигурой и шикарной копной волос выглядит так, будто его второе имя «Вертинский». Этакий вдохновенный пианист, пригодный лишь для мирной жизни. Естественно, он не пойдёт в солдаты и будет прилагать для этого все усилия.

В стиле игры Алексея Майского нет карикатурности, вычурности, хотя вся история и выглядит несколько ходульной. Прекрасны и его ухмылочка в уголках губ, и мягкость жестов, которая свойственна пианистам. В отличие от Юрия Богатырёва, сыгравшего Марка в телепостановке 1976 года режиссёра Олега Ефремова, Алексей Майский более едкий и саркастичный. У Богатырёва характер героя несколько сглажен.

В 50-е годы этот спектакль был прорывом, открытием. Пьеса, написанная в 1943 году и запрещённая цензурой, наконец обрела сценическое воплощение. В 1956 году с этого спектакля фактически начался театр «Современник». В статье на сайте московской мэрии сказано так: «премьеру играли в ночь с 15 на 16 апреля на сцене Школы-студии МХАТ. Тайно, не пригласив никого из театральных корифеев, потому что спектакль был сделан не так, как было принято в то время».

Сотрудники Главлита сначала «завернули» пьесу, т.к. нравственный выбор героев в суровое время показался неуместным. Но хрущёвская «оттепель» помогла напечатать драму. И спектакль Олега Ефремова приняли «на ура». Спустя 80 лет «Вечно живые» получают в Тверском театре драмы вторую, можно сказать бурную, жизнь.

Надо сказать, что Виктор Розов создавал своё произведение в разгар ВОВ, находясь в отпуске после тяжёлого ранения, а в основу легла история очевидца. Сколько новых произведений про вечно живых защитников страны появится на свет в будущем? Кто опишет суровые события сегодняшнего дня? Покажет время.

Возрастное ограничение спектакля – «16+».

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

9
30
Фото: Степан Каменев и Руслан Чечин.
Telegramm Культура Театры

КОММЕНТАРИИ 6

Для комментирования Вам необходимо .

Vasilich

Из к/ф Назад в будущее: "Наверное, вы еще не готовы к такой музыке, но вашим детям она понравится".
Мы стерпим, главное чтобы нашим детям понравилась другая "музыка".

4
13
вова

Как ни печально, но вместо того, что бы остановить всё это, нас приучают к мысли, что война это нормально и надолго.
Умный человек поймет разницу. Но умных в наше время становится всё меньше.

20
4
    kali

    Они очень хотят добиться параллелей с ВОВ, нограждане все понимают и успехом такая возгонка не пользуется И девочка Митико с бумажными журавлями была гораздо позже.

    12
    4
      Vasilich

      Добиться единения и поддержки, любыми средствами, тогда это позволит находиться у власти сколько угодно и не придётся отвечать, любая инициатива будет одобряться ради достижения цели, ведь внушается мысль что мы всегда правы и никогда не ошибаемся, а весь разум и образование - это гнилая интелегенция и от лукавого. А когда все ликуют и поддерживают, то "море" может пустить волну и побольше, всеобщую волну ликования и поддержки. В ней и утонем.

      8
      15

Нечто подобное изучали в школе. Грибоедов "Горе от ума".

2
20
sweet_home

Вечно тупые!

2
3