Вязаная сказка и перманентный кризис: в Тверском театре кукол представили спектакль «Про бабушек»
На предварительный показ постановки, премьера которой для широкого зрителя намечена на сентябрь, попал и корреспондент Tverigrad.ru. В спектакле играют и куклы, и актёры, а основой для истории стали рассказы самих членов труппы о своих бабушках.
В Тверском театре кукол 25 июня прошла сдача постановки «Про бабушек» питерского режиссёра с псевдонимом Чакчи Фросноккерс (настоящие имя и фамилия Дмитрий Петров. – Ред.). Это молодой человек из семьи кукольников, который в профессии с 15 лет. Сейчас ему 26 лет и «бабушкин» спектакль для него 37-й по счёту.
В Твери это второе сценическое творение Чакчи, первым стала японская сказка «Журавлиные перья» (6+). Теперь одновременно финишируют два произведения – «Про бабушек» (0+) и «Фрида.Memoria» (16+).
Куклы Чакчи
«Про бабушек» – это невыдуманные истории, которые пришлось «вытаскивать» из мужчин-актёров.
– Это не просто история с документальным театром. Выбрали такую тему, которая откликалась бы в артистах, – с улыбкой рассказывает режиссёр Чакчи. – Артисты всегда менее разговорчивы, чем актрисы. Но здесь как-то пошло-поехало.
Уникальность спектакля, повествующего, как следует из названия, про бабушек, в том, что сюжет основан на рассказах самих исполнителей. Также совмещены стилистики театра кукол и актёрского молодёжного театра – на сценической площадке соседствуют герои и куклы.
– Сейчас чистого театра кукол и нет. Абсолютно все жанры и стили пытаются взаимодействовать. Театры ищут новые формы языка. Экспериментируют то с тем, то с этим. Тем более, что театры кукол уже на протяжении 20-25 лет находятся в кризисе. Но это не плохой кризис, это нормальный процесс – поиск новых форм, – констатировал Чакчи.
Таким образом, за час сценического действия мы узнаём истории бабушек четырёх артистов. А один из них даже воссоздал образ своей родственницы. Дело в том, что Александр Станько никогда не видел свою бабушку.
Даже само действие на сцене начинается с шутки в исполнении Александра, который появляется после открытия занавеса с ручкой и блокнотом:
– Буду брать у вас интервью, чтобы выяснить, как выглядит и что делает реальная бабушка. Спасибо современной режиссуре!
Клубок – это ОК
И в жизни, и на сцене все бабушки разные. Кто-то относится к внуку более строгого, и тогда мы видим, как актёры шагают строем, кто-то наоборот забавляет внучка необычными сказками про животных, и тогда перед зрителем разыгрываются забавные сценки из историй, где звери издают довольно странные звуки в ответ на вопрос: «Как дела?».
За логикой повествования будет интересно следить и совсем юным зрителям, и взрослым. Одних позабавят воровство яблок, ныряние в речку, проверка «домашки» и другие знакомые ситуации, других заставят задуматься обозначенные двумя штрихами тяжести военного и послевоенного времени, а также обращение к бабушке, которая уже наблюдает за внуком с небес.
Конечно, несколько смущает гиперболизированная манера игры артистов, но, с другой стороны, это вполне вписывается в общую стилистику. Кроме того, несмотря на все импровизации и фишечки, никто из исполнителей не выходит из образа.
Тонко выстроено взаимодействие кукол и артистов. Модели бабушек не столь функциональны, и жизнь в них вдыхает игра артистов, их реакции. Хореографию, которая позволила динамично рассказать четыре истории, выстраивал Александр Лялюшкин.
Интересны и функциональны декорации. Как основную краску художник-постановщик Ульяна Елизарова взяла вязанные вещи – гигантские клубки шерсти, варежки, свисающие на верёвочках, свитеры и т. д.
– Мы начали выбирать признаки того, с чем ассоциируются бабушки. Вязание пришло в голову одним из первых. Выпекание пирогов, деревня, валенки – то, что вкраплено в общую картину декораций. Работа над ними началась даже раньше февраля, когда проходил техсовет, – объяснила художник Ульяна Елизарова.
Золотое время
В театре кукол бывает, что между сдачей спектакля и показом проходит два-три месяца. Впервые в истории Тверского кукольного премьеры выходят в один месяц и репетируются параллельно. Зато будет охвачена вся аудитория – от «0+» до «16+».
Цеха начали креативить раньше, чем стартовали репетиции. И понятно, что куклы – самое сложное в работе. А в ситуации с двумя спектаклями – жаловаться на нехватку творческих заданий не приходится. Работа кипела. Потом уже и на сцене.
Второе произведение «Фрида. Memoria», также режиссёра Чакчи Фросноккерса, будет рассказывать о жизни мексиканской художница Фриды Кало. Сейчас запланировано, что два спектакля «отпремьерят» в один день, 17 сентября.
Когда осенью откроется занавес театра, 50 или 75% мест в зале будет заполнено. Сколько именно – покажет время. Многое зависит от темпов вакцинации от коронавируса. Ибо художники-то готовы дарить искусство людям.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти