Вклад в будущее: в Тверском колледже имени Коняева работают в уникальных мастерских
Корреспондент Tverigrad.ru побывал на занятиях студентов, которые изучают 3D-модели, программируют роботов и собирают приборы.
«Вкалывают роботы, а не человек», – пелось в известном советском фильме в 1979 году. В 2022 году хочется спеть: «Вкалывают роботы, пашет человек!». В Тверском колледже имени Коняева в 2021 году открылась специальность «Мехатроника и мобильная робототехника». И студенты изучают способы подчинить своим прихотям технические системы, выполняющие различные задачи. Всё это, и не только это – часть повседневной работы в новых учебных мастерских колледжа.
С 1 сентября 2022 года в Тверском колледже имени Коняева начали работать в полную силу новые мастерские – Мехатроника и Инженерный дизайн CAD. Они позволили на практике воплотить многое из того, что раньше учащиеся могли изучать только по методичкам.
Крутится-вертится важный объект
В главном корпусе колледжа имени Коняева шумно – юноши и девушки перечитывают конспекты, повторяют формулы и делятся последними новостями. Впрочем, настроение у всех рабочее – на дворе ещё только среда 21 декабря. В классе с 13 компьютерами царит тишина, студенты сосредоточенно водят мышками, смотрят в мониторы и сверяют данные по чертежам.
Это третьекурсники пришли на пару в мастерскую Инженерный дизайн CAD. Каждый из них под чутким руководством преподавателя спецдисциплин Елены Бурковой выполняет свою задачу – строит 3D-модель по чертежам или с натуры.
– Открытие мастерской – это очень важно, благодаря гранту появилось 12 новых компьютеров. Мы предполагаем сквозное проектирование: начинается с черчения, а заканчивается готовым проектом и возможностью использовать наработки на практике и у работодателя. К примеру, в конструкторской практике, – пояснила преподаватель Елена Буркова.
В работе используют программу «КОМПАС-3D» – это российская независимая от импорта система трёхмерного проектирования, ставшая стандартом для тысяч предприятий и сотен тысяч профессиональных пользователей.
Евгений Кисилёв, как и товарищи, изучает 3D-модель на экране, которую он выстроил по чертежам.
– Это интересно, очень интересно. Это помогает узнать процесс создания деталей. Например, те же пневмокамеры. Я могу увидеть их в другом виде, в разрезе после того, как составил чертёж. Лучше узнаёшь, как функционируют системы, – рассказывает Евгений Булычёв. – Это поможет на практике – и знание программ, и знание деталей, как они работают.
В мастерской, где постигают тонкости инженерного дизайна, занимаются студенты всех технических специальностей. Ловким движением мыши на экране собирают и разбирают системы, которые используются в производстве. Такие трёхмерные, иными словами 3D, модели учащиеся строят по чертежам или с натуры, как они выражаются, с «живых моделей».
Кирилл Акимов изображает в в графическом виде электромагнитный пускатель. На столе у постигающего науки стоит сам прибор, который парень измеряет линейкой и штангенциркулем.
Поясняя принцип работы, студент «снимает» с 3D-модели электромагнитного пускателя детали, обнажая внутренние составляющие прибора. Объект послушно крутиться, показывая все свои стороны и грани. Т.к. всё это юноша строил сам, он лучше понимает, из чего состоит техника, что поможет в дальнейшей учёбе. Сначала было измерение «живого» предмета, а затем – построение модели.
– Был на практике, работал на производстве инженером-конструктором. Занял эту должность, в том числе, благодаря знанию программы «Компас-3D». Мне нравится эта работа. Работал в тверской фирме, производящей пожарные машины, «ТЕХИНКОМ». Там я изучал готовые детали, делал чертежи, спецификацию, а потом отдавал в серийное производство, – поделился своим опытом Кирилл Акимов.
Такая практика пригодится Кириллу для защиты диплома, а новые знания – это его преимущество при устройстве на интересную работу.
Инновации на службе у колледжа
После знакомства с дизайнерской мастерской переходим с сопровождающим меня лучшим студентом 2022 года Тимофеем Горюновым в другой корпус. Здание встречает красивым интерьером со старинной лестницей в стиле модерн. Тем контрастнее смотрится обустроенная просторная лаборатория Мехатроника. Эта площадка, где расположено оборудование – аналог промышленного – оно даёт возможность учащимся попробовать свои силы в условиях, приближенных к настоящем производству.
На стендах возможно моделировать любые электрические, гидравлические и пневматические схемы, которые применяют в автоматических линиях сборки и сортировки. Отметим, что мехатроника – сфера работы, которая связывает механику и электронику и помогает создавать машины с интеллектуальным управлением.
– Тут и двигатели, и регуляторы, и клапаны, – показывает на пневматическом стенде Тимофей Горюнов. – Я сейчас прохожу практику на крупнейшем тверском заводе, когда занимался на этом стенде, мне это очень сильно помогло.
Пока мы с Тимофеем Горюновым обходим кругом мастерскую, везде кипит жизнь. Луч лазерного принтера выжигает интересную гравировку, парни и девушка запускают прототип робота с датчиком, который запрограммирован ехать вперёд и останавливаться перед препятствиями, жужжат, щёлкают, шипят, крутятся и вертятся детали на мехатронных станциях.
Отдельно останавливаемся рассмотреть станки, которые собрали сами студенты – фрезерный станок с ЧПУ (числовым программным управлением), роботы-манипуляторы, умеющие рисовать. Детали, которые было возможно, студенты напечатали на 3D-принтере, а платы сами запрограммировали на выполнение набора задач. Кроме того, благодаря труду ребят вскоре появится и самостоятельно собранный 3D-принтер.
Студенты практикуют релейное программирование, программирование электронных плат, изучают ПЛК (программируемые логистические контроллеры) и др. К примеру, внимание сразу привлекает роборука, которой прописали алгоритм повторить загруженное изображение – манипулятор с вставленной ручкой рисует автомобиль. К слову, этот «железный друг» работал на фестивале «Билет в будущее», где переносил кубики и строил из них башню.
– Идей море, даёт стимул для развития. Главное – желать что-либо делать. Я считаю, что такие мастерские, оборудованные по последнему слову техники – это вклад в будущее, – отмечает Тимофей Горюнов.
Когда-то учёные прошлого искали «перпетуум-мобиле» – несуществующий «вечный двигатель». Сегодняшние студенты колледжа имени Коняева единственные в регионе работают на мехатронных станциях, которые пусть и не вечные двигатели, но тоже очень впечатляют. Благодаря программированию системы сами сортируют детали, перемещают и укладывают. Настоящие конвейеры в миниатюре.
Лучшие из лучших
Мой спутник, повествующий о работе в мастерских, Тимофей Горюнов в 2022 году победил во всероссийском конкурсе «Студент года» в номинации «Староста». Молодой человек учится на четвёртом курсе по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» и практикуется на крупном тверском предприятии по производству напитков.
Сейчас в Тверском колледже имени Коняева, включая филиалы, учатся более 1,5 тысячи студентов. Благодаря новым мастерским уровень подготовки юных кадров повышается. Уже сейчас учащиеся и выпускники проходят практику и остаются работать на ведущих областных предприятиях – Тверской вагоностроительный завод, СтанкоМашКомплекс, Тверской экскаватор и др.
В этом году колледжу имени Коняева исполнилось 145 лет. Образовательное учреждение не только сохраняет традиции, но и активно развивается. Оно входит в ТОП-100 ссузов России.
– Учреждение всегда имело большой авторитет. Сегодня оно уверенно развивается и идет вперед. Важно, что выпускники коллежа пользуются большой популярностью и уважением на современных предприятиях региона, – отметил на открытии этого учебного года губернатор Тверской области Игорь Руденя.
«Коняевцы» участвуют в федеральных конкурсах профессионального мастерства, получают практические навыки на предприятиях и заводах региона. Многие из них станут «кадровым резервом» Верхневолжья.
Уточним, что мастерские по разным направлениям открывают во многих колледжах Тверской области.
Читайте также: В Тверском колледже готовят молодые кадры для промышленности региона.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти