Водоснабжением Твери можно управлять со смартфона
Тверской Водоканал шагнул в будущее и оснастил систему городского водопровода современной системой контроля и слежения.
Современные технологии стремительно врываются в нашу жизнь. И не только на бытовом уровне. Глобальные инфраструктурные системы тоже становятся “умными”. Работу, которую раньше без человеческих рук было не выполнить, теперь делает автоматика.
Калининский Водоканал был всегда передовым в инновациях и автоматизации технологических процессов. Его преемник, Тверской Водоканал, не собирается отставать. Сегодня включение и выключение насосов, регулировка их мощности, диагностика неисправностей – всё это выполняет система дистанционного контроля. Диспетчер, сидя в кресле, может включить насос хоть на Тверецком водозаборе, хоть на самой удаленной от него окраине города.
Контроль из кресла
Система удаленного контроля в обновленном виде работает с 2016 года. Контроллеры установлены на каждой станции третьего подъема, которая подкачивает воду в многоэтажные дома, на главных насосах, нагнетающих давление в городской сети, и даже на скважинах, откуда и забирается вода в городскую систему водоснабжения.
На станциях третьего подъема с помощью частотного преобразователя регулируется мощность насосов: чем ниже потребление, тем меньше воды перегоняется по трубам в высотные дома.
Все контролируемые системой точки выведены на большие мониторы перед диспетчерами. Отсюда посменно сотрудники “Тверь Водоканала” следят за процессом добычи воды, объемом ее подачи потребителям и ситуацией в городе.
– Система контролирует все потоки воды, их распределение. Давление с одного дома можно перебросить на другой. Всё сделано для бесперебойной подачи воды потребителям, – пояснил ведущий инженер АСУиТП ООО “Тверь Водоканал” Андрей Бабунов.
В скважинах задача автоматики – включение и выключение подачи воды в зависимости от наполнения резервуаров. Когда накопительные баки на водозаборе наполнены, то подача артезианской воды отключается. Когда объем воды в них снижается, то вода вновь подается из-под земли в баки водозабора.
Но не только из кабинета диспетчера можно управлять всей системой. Новое оборудование позволяет включить и выключить насосы, узнать о неисправности и продиагностировать систему из любой точки города, где бы специалист ни находился. Но при наличии в смартфоне специальной программы. Сама же система имеет множество степеней защиты, поэтому доступ к ней имеет ограниченный круг лиц.
С 2007 года в рамках реализации проекта по автоматизации диспетчеризации оборудования ООО “Тверь Водоканал” выполнило строительство системы водомерных узлов на водоводах; провело полную реконструкцию электрооборудования на насосной станции Тверецкого водозабора с установкой частотных преобразователей; заменило насосы с преобразователями частоты на 35 водопроводных станциях и 35 насосов с GSM-информатором на канализационных станциях. Весь комплекс запланированных работ будет завершен в 2020 году, расходы по проекту составят в общей сложности 130 млн рублей.
Экономический аспект
Чтобы понять значимость этой системы, стоит рассмотреть экономическую сторону вопроса. В первую очередь речь идет об экономии электроэнергии – насосы не работают вхолостую, перегоняя воду оттуда, где она не нужна, и подавая ее туда, где она необходима.
Еще немаловажным моментом является значительное сокращение времени при поиске неисправности и информировании о поломке.
То же относится и к Тверецкому водозабору. Его протяженность – 4 километра, на которых размещены 26 павильонов, почти в каждом по две скважины. Некогда их включали вручную, и для запуска требовалось достаточно большое количество времени. Сейчас всё это делается одним кликом компьютерной мыши.
– Для того чтобы включить скважину, бригада рабочих садилась на машину, ехала и открывала павильон, включала одну скважину с кнопки, вторую выключала, – вспоминает директор “Тверь Водоканала” Дмитрий Капустин.
Другой вопрос – экономия рабочего времени и рабочих рук. Там, где раньше требовались два человека, теперь достаточно одного специалиста.
Высокая квалификация
Естественно, рабочих рук в процессе требуется вдвое меньше, но повысилась их стоимость на рынке труда. Чтобы управлять такой техникой, нужна соответствующая квалификация, а значит, и зарплата у специалистов выше. Кроме того, отпала потребность в физической силе.
– Убрать людей из работы нельзя. Поэтому там люди были и будут присутствовать. Но что они делают? Они сегодня являются наблюдателями производственных процессов, – рассуждает Дмитрий Капустин.
Рабочих не убрали, как ненужных, а перепрофилировали. Теперь они входят в ремонтные бригады и занимаются плановыми ремонтами водопроводных сетей.
– Те люди, которые остались на предприятии работать с новым оборудованием, прошли процедуру обучения, получили дополнительные знания и навыки. Они стали на рынке труда дороже стоить, – особенно отметил директор “Тверь Водоканала”. – Предприятие вкладывает деньги в развитие персонала.
Сейчас благодаря этой автоматике на предприятии взамен дешевого труда создаются новые рабочие места для высококвалифицированных рабочих. Ведь всё оборудование необходимо обслуживать, и этим занимаются не подрядные организации, а персонал Водоканала.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
На экране смартфона окно team viewer - известной программы для удаленного доступа к компьютеру, причем скорее всего бесплатной версии. «Специальная программа», «контроль доступа», «система с несколькими степенями защиты»... Мда. :главное красиво написать 🙂
Автор, не надо так пугать людей. Водоснабжением управлять со смартфона можно, но не с любого и только строго ограниченному кругу людей. У меня знакомая вашей статье поверила и теперь вся на нервах.У неё внук любит на смартфоне в игрушки играть и она теперь боится, что он случайно город без воды оставит.