«Время и дети»: гендерные различия, роли мужчин и женщин.

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Мужчина охотник, женщина — хранитель очага. Папа мастерит и строит, мама готовит и стирает. Очень долго в нашей стране были именно такие представления о роли мужчин и женщин, о разделении труда.

В Советском союзе женщины наравне с мужчинами работали на предприятиях, строили дороги и дома. Именно тогда стал возникать образ «супер-женщины», которая несет двойную нагрузку. Она передовик на производстве, домашнее хозяйство у нее в превосходном порядке. А что сейчас? Как принято шутить о модели счастливой семьи: «Папа работает, мама – красивая!». Но самое главное, что дети учатся на примерах и зачастую копируют своих родителей. Каковы роли мужчин и женщин в современном мире? И каковы роли родителей в воспитании детей?

– Чаще всего половую принадлежность и гендер считают синонимами, – начинает Павел Хилько. — Но, если разбираться глубже, посмотреть в историю слов, это две разные вещи. Пол – это как раз вот совокупность физических особенностей, которые помогают отличить мужскую особь от женской. А гендер – это как раз набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель поведения, которую общество ожидает от мужчины или от женщины. В связи с этим развилось ещё такое понятие как гендерная роль. Понятие стало активно развиваться где-то с 80-х годов прошлого века. Его ввели ученые, которые как раз занимались изучением поведения мужчин и женщин в семье и в социуме. Причём гендерное поведение распространилось не только на роли мужчин и женщин в семье, но и на социальное поведение. Самый грубый пример Родина-мать. Мы приписываем женские особенности нашей стране.

Гендерные роли со временем менялись. Раньше мужчина был кормилец, добытчик. Тяжелые профессии ассоциировались больше с мужчинами, чем с женщинами. В Советском союзе женщины работали практически наравне с мужчинами, после войны их осталось мало, поэтому женщинам пришлось наравне с мужчинами работать и на заводах, и комбайнерами, и руководить совхозами. Внешняя среда, ситуации в жизни меняют роли и меняют поведение. Тем не менее в кругу семьи было принято, что женщина стоит у плиты, растит детей, мужчина выполняет тяжелую работу, ремонтирует и ходит на рыбалку. В таких моделях не видно женского хобби. Что происходит сейчас? Ярким примером выступают скандинавские страны. Там мужчины довольно часто остаются с ребенком в декрете, ведут хозяйство. Давайте только не привлекать сюда такое понятие как равноправие. Оно должно быть и не имеет никакого отношения к гендерным ролям.

– Полагаю, такая тенденция характерна не только для скандинавских стран, — вступает в разговор Артем Федоров. – Наш быт, взаимодействие в социуме, наша культура меняются. Например, появляется различная техника, которая смещает роли. Техника позволяет и постирать, и приготовить мужчине без труда. Утрированно, но нажать на кнопочку может любой член семьи. Уже нет такого разделения, что один член семьи не мог сделать то, что делает другой. Таким образом, это разделение постепенно исчезает, границы, так скажем, смываются.

– Каждый рождается со своим каким-то интересом, талантом, к чему-то «тянется», – подхватывает Павел Хилько. – Например, если женщине интересно разбираться с микросхемами или она шикарно крутит болты, то и не надо всех поголовно «ставить к плите». Сейчас, если папа утром готовит детям кашу, отвозит их в школу, учит с ними уроки, это не значит, что он «подкаблучник», а значит, что в семье царит забота и любовь!

Сейчас ребенку очень важно понимать свое тело, свои эмоции, свои ощущения, свои ресурсы, понимать свою физиологию, чтобы жить с собой в гармонии. Этому не учат в школе. Нет никаких специальных учреждений. Это создается в семье. Ребенок зачастую копирует родителей. Он считывает роли родителей, формирует картину жизни, – продолжает Артем Федоров. – Вот, например, если мальчик захотел поздравить девочку с 14 февраля, то изумительной будет ситуация, когда папа с ребенком пойдут за цветочками и подарком. Тут не важно брутальный папа или романтичный. Ребенок почувствует поддержку и уверенность.

Программа «Время и дети» на «Пилот-радио» уходит на каникулы. Артём Фёдоров, Павел Хилько и Анастасия Николаева продолжат выяснять, что делать, а чего не стоит делать, чтобы дети росли счастливыми, умными, здоровыми, успешными в феврале 2021 года. Слушателям «Пилот-радио» и читателям Tverigrad.ru предлагается высказать мнение, можно предложить свои варианты для обсуждения в следующих программах, попросить совет у специалистов, как быть в той или иной ситуации, касающейся детей. Пишите на WhatsApp, номер +7 920 693 54 82.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2
2
Общество

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .