«Время и дети»: стыд, вина, ответственность

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

С детства родители учили нас вежливости. Обязательно нужно здороваться при встрече. Если тебе что-то дали, нужно поблагодарить.

Будь любезен с окружающими, уступай место старшим, не перебивай, обидел — попроси прощения. Однако, зачастую для детей за словом «простите» не стоит ничего: ни искреннего раскаяния, ни понимания, что так делать больше нельзя. Ребенок просто привыкает, что слово «извини» — это своеобразное заклинание, после которого все снова становится хорошо.

Свою точку зрения по этому вопросу в программе «Время и дети» на «Пилот-радио» высказали Артём Фёдоров, сооснователь среды образовательных возможностей СОВУМ и Вадим Трубицин, педагог психолог, Гештальт терапевт, эксперт в области дизайн мышления.

– Начать, пожалуй, нужно с понятий эмоции и чувства, — берет инициативу Вадим Трубицын. – Эмоции – это кратковременные переживания, реакция организма на среду. Это то, что нам подарено с рождения. Эмоции есть и у человека, и у животного. Есть определённые базовые эмоции. Это то, на что организм реагирует даже быстрее, чем он это осознает. Человек отличается в этом вопросе от животного тем, что человек может рефлексировать свои эмоции. Он понимает, что за эмоции. С чувствами немного сложнее. Это более долговременные переживания. Например, любовь, дружба, вера. Они с рождения не подарены, но приобретаются. Многое зависит от социума.

Одни и те же чувства для всех воспринимаются по-разному. Это зависит от культуры, где ребёнок развивался, от навешенных ценностей.

Теперь можно перейти к понятию стыд. Стыд – это распознавание своего несоответствия в каком-то месте. Я распознаю, что сейчас как-то отличаюсь. Например, я в ярко оранжевой одежде, а вокруг меня все в черном. Может возникнуть стыд. Или, например, у меня как-то выделяется нос. Здесь тоже может возникнуть стыд. Или я захожу в комнату довольный и веселый, а там все грустят. Это тоже может стать причиной стыда. В принципе, стыд само по себе чувство полезное. Оно как раз помогает распознавать разницу своего несоответствия.

Дальше есть «НО». Проблемы возникают, когда присутствует, так называемый, токсический стыд. Это когда человеку стыдно всегда и за всё, или когда стыд вообще отсутствует, тогда тоже может быть проблема в коммуникации. Например, мы приходит в ресторан, там есть какие-то определённые правила, а человек это не распознает. Вообще наши чувства сделаны для того, чтобы мы научились в социуме уживаться, договариваться. Когда появляется токсический стыд, это становится проблемой. Токсический стыд появляется у детей в тот момент, когда не было достаточной поддержки среды, когда он понимал, что он отличается от других. Например, начинает себя шумно вести. Далее всё зависит от психологической подготовки родителей. Они могут начать его упрекать и ругать, отчитывать. В этот момент может уже зарождаться чувство стыда. Я какой-то не такой, а какой я есть, я не нужен.

В этой ситуации ребенок часто познает мир, экспериментирует с голосом, познаёт границы.

Тут важно не ругать, а нарисовать границы и обязательно дать среду, где ребенок сможет экспериментировать. Например, в поликлинике нельзя кричать, давай поедем в лес, там ты сможешь покричать. Можно отдать ребенка в театральный кружок, где можно и кричать, и кривляться.

– Здесь есть нюанс, – подключается Артем Федоров. – Например, ребенку хочется громкого и звонко поговорить, но это ему нужно здесь и сейчас. Перенести это на другое время и в другое место для ребенка крайне сложно.

– Тут важна функция творческого подхода родителя, – продолжает Вадим Трубицын. – Если ребенок изначально рос и воспитывался в здоровой атмосфере, родители психологически были к нему готовы, то ребенок сможет все объяснения понять. Стоит отметить, что идеально выдержанных родителей не так много.

Следующая программа «Время и дети» на «Пилот-радио» выйдет в эфир 23 декабря ноября. Темой программы: «Подарки и награды — мотивация или наказание?» Слушателям «Пилот-радио» и читателям Tverigrad.ru предлагается высказать мнение, можно предложить свои варианты для обсуждения в следующих программах, попросить совет у специалистов, как быть в той или иной ситуации, касающейся детей. Пишите на WhatsApp, номер +7 920 693 54 82.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Общество

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .