«Время и дети»: свобода или ограничения — что лучше для детей?
Стоит ли давать своим детям полную свободу или, наоборот, стараться контролировать или даже влиять на большинство их решений и действий, ограничивая тем самым их свободу выбора? Однозначного ответа дать нельзя.
С одной стороны, нужно принимать участие в развитие ребенка, с другой – давать возможность в каких-то ситуациях ребенку принимать самостоятельные решения. Однозначно одно – нужно участие родителей в развитии ребенка. А вот в каком объеме?
Свою точку зрения по этому вопросу в программе «Время и дети» на «Пилот-радио» высказал Павел Хилько, основатель детского клуба «Вверх тормашками», арт-педагог. Психолог.
– Каждый родитель изначально любит своего ребенка, – начинает Павел Хилько. – Как о нём заботиться, как воспитывать, как проявлять педагогические характеристики — вот это вопрос. Часто дело доходит до крайностей. Проявляется гиперзабота и гиперответственность, ребенку создаются «тепличные условия», а когда эта теплица разрушается, растение-ребенок, по аналогии с природой, начинает «погибать». Давайте, как пример возьмем, здоровье. Многие известные педиатры, тот же Комаровский, говорят, что не нужно закутывать ребенка, не нужно выставлять дома температуру на 30 градусов. Вспомните наше детство, мы ходили по лужам, жевали гудрон, спали на свежем воздухе, закаливались. Организм человека приспосабливается. Если ребенок постоянно находится в квартире с температурой воздуха в плюс 30 градусов, то, конечно, в садике он будет адаптироваться и болеть. Тоже и с воспитанием. Если вы не даете ребенку двигаться ни в какую сторону, не нажимай, я сам включу, не ходи, я сам принесу, не открывай, я сам достану, может наступить такая же адаптация, когда придется делать всё самому.
Хорошо, если адаптация будет не продолжительной и «безболезненной». Как часто шутят взрослые, у каждого есть шрам, как напоминание о детстве. Даже в квартире есть опасность, вы же не будете постоянно ходить за ребенком или держать его на поводке, чтобы он, например, нечаянно не опрокинул на себя телевизор. Ребенок может случайно разбить кружку и порезаться. Не давать ребенку свободы в пространстве нельзя. Да, ребенок должен понимать, что такое опасность, но он так обучается. Задача родителей сделать так, чтобы не было причинено существенного вреда здоровью. Есть масса приспособлений.
Например, мягкие углы, которые наклеиваются на кровати, детские замки, силиконовая посуда. Однозначно свобода ребенку нужна. Гиперответственнность и гиперсвобода опасна как для физического здоровья, так и для психики ребенка. Еще один пример. Ребенок потянул руку к свече. Не спешите ругать и одергивать руку, под вашим контролем дайте ребенку провести рукой над свечкой, ребенок почувствует тепло, а дальше объясните, что если он опустит руку ниже, то будет горячо и больно. Как правило, у ребенка далее пропадет интерес к этой свечке и трогать ее руками он больше не захочет. Огонь изучен, опыт получен, ожога нет. Ни в коем случае не давайте ребенку дотронуться и обжечься, чтобы потом сказать, что вы предупреждали, это разовьёт у него некие страхи.
Слушателям «Пилот-радио» и читателям Tverigrad.ru предлагается высказать мнение, можно предложить свои варианты для обсуждения в следующих программах, попросить совет у специалистов, как быть в той или иной ситуации, касающейся детей. Пишите на WhatsApp, номер +7 920 693 54 82.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти