Все люди б: в Тверском театре драмы играют постановку про дела семейные
А был ли сын? Узнавал наш обозреватель.
В Тверском академическом театре драмы неоднократно ставили пьесы Александра Вампилова. В 1970 году зрители уже видели «Старшего сына» – всего через пять лет после написания пьесы. О чём говорит современному зрителю произведение, которое изначально получило жанровое определение «комедия»? В ТАТД премьера октября 2025 года проходит по ведомству драмы, однако фабула сохранена.
Первое, что видит почтенная публика – состоящая из нескольких деталей декорация, на которой написано «Все люди братья». Это и основная мысль произведения, и название оратории, которую пишет главный герой. В нескольких ситуациях слова надписи распадаются и нам игриво сообщают – «Все люди б» и есть некая «ратья». На этом можно было бы и закончить рецензию, но прибавим, пожалуй, ещё некоторое количество соображений.

История середины 60-х годов не предполагает наличие сотовых телефонов и хостелов. И вот одним вечером двое парней опаздывают на электричку. В отличие от нынешних зуммеров ребята не пишут в соцсетях (до которых ещё почти полвека) жалобных постов, а просто пытаются переночевать у кого-то. Практически не вдаваясь в детали быта того времени (если не брать в расчёт костюмы), режиссёр Егор Чернышов пытается воссоздать манеру мышления людей тех лет. Это подкрепляет и бережно сохранённая лексика с оборотами, наподобие «сердечно поздравляю, мы опоздали». Так молодёжь в большинстве своём уже не иронизирует.
Схожую в стилистическом плане работу Егор Владимирович уже проделывал в «Утиной охоте», шедшей в Норильском театре драмы. Теперь вот в семейной теме в Тверском театре драмы. В том ещё смысле, что роль Сарафанова была мечтой народного артиста РФ Владимира Чернышова, отца Егора Чернышова.

Главный герой – Владимир Бусыгин (арт. Геннадий Бабинов) и его новообретённый приятель Семён Севостьянов по прозвищу Сильва (арт. Сергей Грищенко) – те самые, что опоздали на транспорт, волею провидения попадают в дом одинокого, пожилого музыканта Андрея Сарафанова (нар.арт. Владимир Чернышов). И тут для знающих сюжет нет загадки, для остальных – коротко скажем, что запутываются родственные нити. В общем, все люди – братья. Но некоторые – сёстры.
К слову, об этом. Особого внимания заслуживает работа Арины Вячиной, служащей в Тверском драматическом второй сезон. Молодая артистка с чувством, толком и расстановкой воплощает образ Нины Сарафановой (дочка музыканта). Она, словно стальная струна, – строга, даже сурова, но при этом звучна и не лишена рефлексии.
Геннадий Бабинов в паре с Сергеем Грищенко после ивановского «Географа…» (18+) вновь доказывают состоятельность своего дуэта. Серьёзный парень – балагур, скромняга – ловелас и др. В общем, как во многих комедиях положения, один – рвётся в бой, придумывает и всё запутывает, а другой – пытается как-то всё уладить. В «Старшем сыне» герой Бабинова – Бусыгин – выступает эдаким воплощением совести. Всех пристыдит и помирит, а затем утрёт «слезинку ребёнка».

Парадоксальнее всего в тверском спектакле то, что семья Сарафановых, чей покой нарушают незваные гости, не выглядит семьёй. Т.е. отдельные актёрские работы интересны, но ансамбля не складывается. Химию лишь декларируют и даже не выводят на экран какую-то семейную фотографию Сарафановых. Хотя бы. Дети и папа – словно изначально параллельные прямые… Именно поэтому сопереживать отцу-«блаженному» и его чадам не выходит. Смотреть повторно это можно только после любимого напитка многих советских литераторов.
Если бы не год написания, всё очень походило бы на какой-то телесериал. Потому что советская общность (если она и была) сменилась атомарностью и раздробленностью. Если сейчас люди – братья, то, скорее, двоюродные. Им подходит усечённое название оратории Сарафанова – то самое, где всё обрывается на букве «б».
Возрастное ограничение – «12+».








КОММЕНТАРИИ 0 Войти