Всем прощаю...
Прощеное воскресенье – последний день Масленицы, когда люди просят друг у друга прощения. Не то чтобы всерьез, скорее по традиции, но – а откуда есть пошел сей обычай? Зачем просить прощения? Или это всего лишь дремучее полузабытое наследство наших предков?
По-хорошему, Прощеное воскресенье должны отмечать только православные верующие, так как это преддверие Великого поста, самого строгого и долгого. Также это воскресенье называется “Сыропустом”, потому что это последний день, когда в пищу можно употреблять непостные продукты, в том числе сыр, масло и яйца. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения, который символизирует очищение от всех обид и моральное просветление от прощения.
Чин прощения зародился в египетских монастырях. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному в пустыню на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно и погибали в скитаниях по пустыне, поэтому, расходясь, просили друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью.
В стародавние времена существовал целый обряд, как правильно встретить Прощеное воскресенье. В этот день, а в некоторых местностях накануне – в Родительскую субботу, люди посещали могилы родственников, заказывали панихиды. Они собирались группами около десяти человек и в полном молчании шли на кладбище просить прощения у покойных за нанесенные им когда-то обиды. Возле каждой могилы пришедшим положено было отбить три поклона, положить на могильный холмик принесенное из дому для умерших поминальное угощение: блины, покрошенные пряники, пшенную крупу, иногда водку и просить их разделить ритуальную трапезу. После этого пришедшие также молча уходили обратно в деревню.
В этот день замужние женщины для стимуляции будущего урожая должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками и успеть вернуться домой до начала церковной службы. Молодоженам первого года жизни в Прощеный день полагалось вместе ездить к отдельно живущим родителям, старшим родственникам, крестным матери и отцу, куму и куме прощаться и одаривать их подарками: полотенцами, платками, пряниками, брусками мыла и пр. Родители новорожденных детей также ездили “прощаться” и одаривать к кумовьям с подарками за ризки и зубок.
Основные же обрядовые действия Прощеного воскресенья происходили с наступлением первых сумерек, после окончания ритуальных проводов Масленицы, догорания праздничных костров и завершения всеобщего веселья. Суть их состояла в том, что все родственники и знакомые должны были повиниться друг перед другом и испросить прощение за все нанесенные в прошедшем году обиды. Так же следовало поступать и при встрече на улице с незнакомыми и случайными пришлыми людьми. Поэтому при первых же звуках “печального благовеста” – церковного колокола, созывавшего к вечерней службе, – участники праздника, гулявшие как в своей деревне, так и оказавшиеся с санным поездом в другом месте, срочно спешили вернуться по домам. После окончания церковной службы все начинали ходить по родственникам и знакомым, совершая положенный многовековой ритуал – раздачу милостыни.
После этого прощающий и прощенный целовались в знак примирения и угощались последний раз вместе.
После положенного числа посещений Масленичная неделя считалась законченной, и все расходились по домам на ужин – заговины. Там вся семья садилась за стол с последним перед Великим постом сытным обильным ужином, заключительным блюдом в котором обязательно была яичница. В завершение трапезы все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд “прощения”. Начинали его самые младшие, обращаясь по очереди с положенными многовековой традицией словами в порядке очередности к своим более старшим братьям и сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам. Все присутствовавшие должны были также повторять это действие по старшинству. В обратном порядке оно не совершалось, т.е. у младших просить прощения не полагалось. Последней “прощалась” мать с отцом. Глава же семьи не просил извинения ни у кого из своих близких.
“Прощеные дни” не являлись ритуальным действием, выполнявшимся только в крестьянской среде. В летописных источниках имеются сведения о том, как они проходили в среде царей и цариц и в их окружении. Как правило, “прощаться” там начинали с середины Масленичной недели. С этого времени государь объезжал, поминая родителей, все близлежащие городские и окраинные монастыри. Он “прощался” со всей монастырской братией и одаривал находившихся там поломников, калек, нищих и юродивых. В субботу в покои к государю согласно установленному порядку для исполнения обряда приходили патриарх со всем духовенством, бояре и прочие служилые люди. Вечером, простив всех, уже сам царь направлялся к патриарху испросить “прощения” для себя, своей семьи и народа. Эта церемония заканчивалась торжественным обедом, заключительным действием в котором являлась “прощальная чаша” с вином.
Духовная значимость Прощеного воскресенья переносилась и на бытовую сторону жизни, что нашло свое отражение в поговорках, связанных с обычными крестьянскими занятиями: “В Прощеный день ясно – в Христов день ведрено; в Целовник снег – к урожаю”.
Много времени утекло, а до сих пор люди справляют Масленицу и просят прощения в последний масленичный день. Разумеется, кто-то это делает осознанно, как человек верующий, а кто-то по привычке, подхваченной от наших бабушек, и дремучие времена оживают в XXI веке.
Это дело каждого, “Бог простит” или вы сами – в сущности, не так уж и важно, главное, помнить о светлой традиции, ведь это часть нашей с вами истории.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти