Вверх по течению: в Тверской области речные перевозки станут стимулом для экономики
На форуме «Реки России» в Завидово рассказали, как будут развивать водные пути в Верхневолжье.
Тверская область даёт исток многим рекам России, тут берёт своё начало Волга. Кроме того, наш регион богат озёрами и водохранилищами. Однако в повседневную жизнь региона они почти никак не интегрированы. Между тем все эти водоёмы обладают большим потенциалом, который можно использовать во благо развития экономики. Как это сделать? Этот вопрос обсуждался на очередном Национальном туристском форуме «Реки России», который прошёл 2 июля в Большом Завидово Конаковского района.
Мероприятие собрало огромное количество делегатов. В нём приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, сферы речного транспорта, промышленного комплекса, а также руководители крупнейших российских компаний-туроператоров и эксперты отрасли.
Ожидалось, что на пленарном заседании форума выступит Владимир Путин. Однако Президент России отменил поездку в Конаковский район в связи с гибелью 14 моряков-подводников.
В мероприятии приняла участие заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Она поделилась с участниками форума важной цифрой: внутренний туристический поток в России по итогам 2018 года составил около 67 млн человек. Как считает Ольга Голодец, эта цифра говорит о том, что люди действительно интересуются нашей культурой, историей и просто хотят посмотреть природу. А Волга всегда была точкой притяжения.
– Форум в этом году проходит в седьмой раз. Это очень почётно для нас. Основная его идея – развитие внутреннего водного туризма. Наш регион обладает огромным потенциалом для этого: в Тверской области находится более 1,5 тысяч озёр и 970 крупных рек, – заявил губернатор Игорь Руденя.
Это огромный пласт возможностей и идей, которым почему-то пренебрегают. Ольга Голодец призналась, что самый большой приток инвестиций сегодня даёт туристическая отрасль. Ведь в эту сферу деятельности входят не только отели и другие места организованного отдыха, но и сопутствующая путешественнику инфраструктура.
Ближе к морю
Один из крупнейших инвестиционных проектов в Тверской области – «Волжское море». Планируется, что он будет реализован в 2019 – 2025-х годах. Общий объём инвестиций – более 9 млрд рублей. По словам Игоря Рудени, в перспективе Тверская область должна сконцентрировать туристские потоки со всей России. Это позволит значительно увеличить число туристов.
– Сегодня в развитие туристического кластера региона вложено более 15 млн рублей частных инвестиций. Буквально в ближайшие несколько недель мы планируем подписание соглашения с «Внешэкономбанком» по развитию кластера «Волжское море». Объём средств, который будет направлен, превышает 40 млрд рублей,
– сообщил Игорь Руденя.
В Завидово намерены построить уникальный транспортно-пересадочный узел с речным портом первой категории. Среднесуточный пассажирооборот – более двух тысяч человек. Порт будет связан железнодорожной веткой с Ленинградским вокзалом Москвы. Строительство ветки обойдётся почти в 3 млрд рублей.
Как отметил глава региона, транспортно-пересадочный узел объединит в себе сообщения речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Таких в стране ещё нет.
Начало строительства порта «Завидово» запланировано на 2020 год. Проект будет осуществляться в четыре этапа до 2023 года. На первом этапе углубят дно и расширят русло Волги, на втором – создадут инженерную сеть, на третьем – проложат подъездные дороги. Закончится всё возведением здания речного вокзала.
Глава Ростуризма Зарина Догузова отметила беспрецедентное внимание со стороны руководства страны, которое уделяется этому проекту и туристической отрасли в целом.
– Проект «Волжское море» в Тверской области является примером того, как должен развиваться речной туризм: системно, с постоянной поддержкой региональной власти. Мы будем уделять особенное внимание тем субъектам, которые проявляют активность в этом направлении,– заявила Догузова.
По словам губернатора Игоря Рудени, проект развития всего «Завидово» рассчитан до 2030 года. Он является одним из самых успешных экономических зон туристско-рекреационного типа в ЦФО.
– В проект «Завидово» вложено 1,6 млрд рублей бюджетных средств. При этом мы получили серьёзную отдачу – более 15 млрд. Это замечательный коэффициент, и мы говорим о дальнейшем развитии туриндустрии. Те проекты, которые обсуждались на форуме, будут поддержаны. Они помогут нашей экономике развиваться дальше,
– сказала Ольга Голодец.
Как отметил полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев, который также присутствовал на мероприятии, в стратегии развития Тверской области туризм занимает одно из центральных мест. Событийный, спортивный, паломнический и другие виды туризма привлекают в регион не только россиян, но и иностранцев. А скоро Тверская область станет центром речного туризма.
Важные мелочи
Сувениры – это хорошее средство популяризации региона. Этот вопрос также был затронут в рамках национального форума.
– Это прекрасный инструмент продвижения территорий, которые посещают туристы. Они увозят с собой кусочек памяти, дарят сувениры друзьям, рассказывают, где побывали. Речь здесь не идёт о потребителях, приезжающих куда-то, чтобы просто оставить свои деньги. Люди должны прочувствовать саму суть мест, в которых побывали, и снова возвращаться сюда, – считает Геннадий Шаталов, председатель правления PR-агентства «Region PR» и основатель Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards». – Кроме того, туристический сувенир – это возможность зарабатывать малому бизнесу.
Шаталов рассказал, что PR-агентство сейчас готовит карту туристических сувениров. Каждый путешественник обожает привозить всевозможные сувениры из любой своей поездки. Приезжая в любой регион, в том числе в Тверскую область, он будет точно знать, какую вещицу там приобретёт.
Как известно, Верхневолжье богато народными художественными промыслами. В рамках Национального туристского форума «Реки России» была организована выставка производителей сувенирной продукции. На ней были представлены работы мастеров в различных техниках. Геннадий Шаталов считает, что сувенир всегда должен иметь легенду, красивую историю. В них зашифрованы философия, ценность и определённые символы, которые ассоциируются с вещью. Без этого она останется лишь рядовым товаром.
Небольшой городок Лихославль является центром тверской Карелии. 400 лет назад сюда были переселены карелы, которые оставили свой след в гончарном искусстве. Местное предприятие «Художественные промыслы» с 40-х годов создает изделия из глины по традициям, зарождавшимся сотни лет назад.
– Появление гончарной промышленности в Лихославле связано с крупным месторождением красной глины в нашей местности. Наше предприятие пользуется им до сих пор. Мы производим различного рода традиционную посуду. Вся она расписана вручную. Кроме того, с 1940 года мы производим цветочные горшки. Наше предприятие первым в стране начало это делать,
– поделилась сотрудница ЗАО «Художественные промыслы» Анастасия Гулеева.
Путь без ухабов
Эксперты уверены, что стимулом для экономики в Тверской области также могут стать речные перевозки. Водные пути раньше были главными магистралями для транспортировки грузов. Сейчас реки и каналы также могут обеспечивать торговые контакты между регионами. Но почему-то этого не происходит. Перевозчики предпочитают пользоваться автомагистралями для доставки грузов. Между тем, с экономической точки зрения, это необоснованно: один речной состав способен заменить десятки грузовиков. К тому же, если перемещать грузы по рекам, дороги будут меньше разрушаться.
Если направления внутренних водных путей совпадают с автомобильными, почему бы не переориентировать грузы на них?
Подмосковная компания «Сервистерминалгрупп», которая занимается оптовой продажей нефтепродуктов, планирует построить в Кимрском районе «Волжский многофункциональный терминал». Он позволит перевозить по железной дороге, накапливать в порту и переваливать на суда грузы.
– Это не перспектива, это проект. Подобный терминал мы уже построили в Курской области. В Кимрском районе он будет гораздо больше. Здесь очень удобное географическое положение – проходят железнодорожные пути и протекает река. Кроме того, в непосредственной близости располагаются несколько нефтеперерабатывающих заводов,
– рассказал Tverigrad.ru гендиректор организации Юрий Лукьянов.
Лукьянов считает, что речной транспорт в Тверской области очень перспективен и его необходимо продвигать. По нашим рекам могут курсировать теплоходы, паромы и катера, а также водные такси. Эксперт привёл в пример Германию, которая имеет очень развитую и практичную водную инфраструктуру.
На форуме было высказано множество интересных идей и предложений. Это свидетельствует о заинтересованности предпринимателей в развитии туристической отрасли региона. Представители федеральных и региональных органов власти пообещали, что будет сделано всё возможное для реализации наиболее важных инициатив.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
За пять месяцев родилось 4.8к , а умерло 9к человек в тверской области. Поэтому символом нашей экономики станет плита надгробная.
А заправляться выгоднее в Казахстане, даже не смотря на то, что нефть там с России завозная.