Выставка, вечная лужа и надежды на лучшее: чем живёт Тверская Венециановка
Репортаж из художественного училища, которое временно размещается в помещениях здания на Артиллерийском, 16.
Прошлым летом в Твери художественный колледж имени Венецианова, в просторечье – Венециановку, решили временно переселить из корпусов на набережной Афанасия Никитина. Здания №№44 и 46 признали аварийными и начали ремонтировать. Учебный год в 2020-м стартовал вовремя, но условия для молодых художников на Артиллерийском, 16, мягко говоря, непростые. В этом году всё идёт по плану.
Почти год назад я уже посещал бетонную коробку, где ютятся молодые живописцы. Теперь можно сделать вывод, что преподаватели и студенты чуть обжились в нынешних условиях. Но мечты о собственном здании не оставили. Справа от здания, на пути к КПП, я чуть не утонул в луже.
Крепость искусства
На вахте проверяют температуру, стоит средство для дезинфекции рук, без маски не пускают. Проходя по лестницам советского здания, чувствую прохладу. Венециановку я посещал 24 сентября, кабинеты ещё не отапливали. 27 сентября, в понедельник, ситуация не изменилась. Здание, кстати, в аренде.
С этой бедой справляются с помощью обогревателей. Натурщики и натурщицы, которых начинающие живописцы изображают на полотнах, сидят в тёплой одежде.
Первокурсники сразу привыкают к новым условиям учёбы – им не с чем сравнивать. Хотя часть народу ходила в художественную школу при Венике.
– Я уже пять лет училась в школе при колледже, мне здесь очень нравится. Я в будущем хочу писать картины, создавать иллюстрации,
– рассказывает первокурсница Татьяна Грамотеева.
Пока мы разговариваем с Татьяной, она продолжает писать с натуры композицию. У многих студентов одна единственно возможная позиция – мы должны учиться там, где это возможно.
– Мы, в принципе, уже вошли в ритм. У нас сейчас 160 студентов. В этом году даже был высокий конкурс – три человека на место,
– поясняет мой провожатый по зданию,
заместитель директора
Ирина Инюхина.
Однако, Ирина Викторовна подчёркивает, что прохлада в помещениях учёбе не очень способствует. По поводу ремонта старых корпусов информацию постоянно уточняют, держат руку на пульсы. Работы рассчитаны на пять лет, и в воздухе витает беспокойство, как всё будет дальше.
Демонстрация достижений
С момента моего прошлого визита в декабре 2020-го на первом этаже здания на Артиллерийском открыли выставочный зал для показа работ выпускников. На стенах висят узнаваемые виды Твери, интерьеры и портреты. Оформление этого, как модно говорить, пространства стало большим подспорьем для учреждения – есть, где демонстрировать, чему научились студенты.
В тоже время остаются проблемы с хранением натюрмортных и анатомических фондов. Гипсовые части тела и фигуры находятся в помещениях, где когда-то были раздевалки и душевые. Раньше на четвёртом этаже работал фитнес-центр.
Натюрмортный фонд с посудой, чучелами, искусственными фруктами, овощами и прочими дарами природы размещается в узком кабинете. Когда я зашёл внутрь, показалось, что все предметы вот-вот упадут с полок. Но сотрудники ловко снимают нужные и расставляют в классах.
На набережной Афанасия Никитина комфорт касался даже такой мелочи, как композиция для натюрморта. Можно было спокойно оставить в каком-либо классе несколько объектов, чтобы писать с натуры. Сейчас не так много классов, приходится всё убирать и доставать обратно.
– На наш импровизированный склад студенты приносят вещи из дома. То, что уже не нужно в хозяйстве. Как видите, все полки заставлены,
– отмечает Ирина Инюхина.
– В конечном счёте, мы надеемся, что примут то решение, которое будет устраивать всех. Колледж должен быть в своих помещениях,
– уверена старший воспитатель Елена Гурова.
Из классов, где юные творцы создают свои работы, и классов, заставленных макетами (работы дизайнеров), я перемещаюсь в кабинет директора Тверского художественного колледжа имени Венецианова Натальи Сиротиной. Конечно, и в разговоре с ней звучат ноты неопределённости.
– Посмотрим, что будет дальше. В крайнем случае будем настаивать на строительстве нового отдельного здания. Ведь есть специфика образовательного процесса, есть стандарты… Кроме того, наше училище (Наталья Георгиевна, безусловно, говорит так в дань традиции. – Ред.) представляет Тверскую область и в столицах, и в других городах, и в регионах и в других странах. Наши студенты и преподаватели славят Тверскую землю везде, – отмечает Наталья Сиротина. – Представляют нас самым наглядным и ярким образом.
– В прямом смысле этого слова, – шутливо добавляю я. Хотя какие тут шутки…
Как известно, 90% информации мы получаем зрительным путём. А кто, как не художники, создают то красивое, что можно наблюдать? Китайские туристы на работу тверских студентов на набережной Волги так в прошлые годы засматривались, что и про гидов забывали.
Традиции 2.0
– Мы набережную украшаем просто, когда наши студенты выходят в сквер и пишут этюды. Венециановка прекрасно вписывается в концепцию туристического развития города и области. И сам наш образ антуражен, – делится мыслями Наталья Георгиевна.
Базовая живописная школа, пришедшая из Европы, как констатирует Наталья Сиротина, сохранилась в Венециановском училище. Рассказывая о достижениях, Наталья Георгиевна показывает мне грамоту от Российского императорского дома и зачитывает:
– За примерное служение отечеству, высокополезные труды на поприще просвещения. И значительный личный вклад в сохранение и развитие образования, науки, творчества и культуры. Много ли учебных заведений и их руководителей имеют такую удивительную оценку?
Сейчас в зданиях на набережной Афанасия Никита №№44 и 46 идёт ремонт. В основном, это работы на крыше, на фасадах, внутренние – пока не начинались.
На 1 сентября в Венециановку пришёл министр культуры Тверской области Татьяна Сальникова. Совсем недавно учреждение посещали и другие представители областной власти. В разговорах упоминали и то, что отдельное здание для учреждения просто необходимо.
К слову, если кто-то думает, что в художественном колледже только кисточки и мольберты, то это не так. Помимо картин, макетов, фондов и много другого из быта творцов, в Тверском художественном колледже есть гончарные мастерские. А это, кроме материалов, ещё и специальные печи, и необходимое пространство для работы и т. д.
Я не мог в финале своего визита не зайти в эти классы. В прошлый раз не удалось, зато в этот увидел, что отделение работает более, чем в компактном варианте.
– Когда масштабные работы. К примеру, раскатывают большие блюда, скульптуры, очень сложно. Нужно ставить столы или выходить в коридор. Это что касается «Технологии исполнения изделий». С планшетами здесь тоже не порисуешь. А скульптура на старшем курсе… Это сидит модель, работают студенты… В общем, программу практически выполнить очень трудно, – отвечает на мой вопрос руководитель отделения ДПИ и НП Лариса Филина. – Приходится что-то придумывать.
Постскриптум
Напомним, на третьем этаже колледж соседствует с фабрикой, где работают люди с инвалидностью по слуху. Индустриальная атмосфера фасада и интерьеров тоже не так уж вдохновляет.
Выйдя на улицу, и потоптавшись на крыльце я невольно подумал, что во дворе уж точно на пленэр не выйдешь, если только не хочешь найти ещё один оттенок серого. Что ж, ищешь место, где поставить мольберт – топай по Твери… Пейзаж подскажет.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Кто же поЗаботится о Развитии?