Загадка Бэнкси в Твери: в выставочном центре представлены оригиналы работ стрит-арт-художника
Корреспондент Tverigrad.ru в числе первых смог увидеть уникальные произведения искусства.
«Бэнкси? В Твери?! Оригиналы?? Так он же на стенах рисует!» – именно такими вопросами задавались не только журналисты, но и горожане, узнавшие информацию о грядущей выставке мировой легенды стрит-арта в областном центре. И вот 14 сентября всё подтвердилось – в Тверь прибыли так называемые принты, подписанные рукой самого Бэнкси. Посетители смогут насладиться искусством и самостоятельно решить – кто же он на самом деле?
Бэн-бэн-бэнкси! Стрит-арт в здании
Серое небо Твери 14 сентября не очень-то настраивало на встречу с прекрасным. За дверью с надписью «Малый выставочный зал» прятался серый коридор и лестница наверх.
Зато в первой же комнате, после фильтра гардероба, оглушает пестрота картин на стенах. Здесь и понятные с первого взгляда композиции, и нагромождение пятен и линий, которые складываются в изображение, если пристально вглядеться, и загадочная пёстрая мозаика.
Тем временем искусствовед вёл рассказ о том, как зарождалось «уличное искусство». Что начиналось всё с граффити, а, точнее, с подписи на ящиках боеприпасов, сделанной американским майором. Потом переросло в способы пометить свою территорию банд, а потом растеряло зубы и стало обыкновенным способом самовыразиться. Подчас красивым – как, в частности, было изначально во Франции.
А вот группировка «Добро» из Санкт-Петербурга, вопреки своему названию, возвращается к корням. Ребята максимально конфликтные и агрессивные и, по словам нашего гида, могут кинуть на деньги даже организаторов выставки и занимаются реально опасным делом – расписывают поезда. Одному из участников, который теперь в тюрьме, посвящена работа добряков «Ставим на поезда».
К слову, реальный срок участник группировки мог получить, если акт вандализма совершала группа лиц, что в данном случае имеет под собой основания. Но при этом в граффити должны быть мотивы ненависти или вражды. Либо всё должны были квалифицировать как вред чужому имуществу в значительном размере.
Другая участница, Лизавета Кесаури из Франции, повторила для выставки на доске свою работу «Самосожжение Кристофера Робина». Сквозь клубы тёмного дыма проглядывают жутковатые силуэты, например, плюшевого медведя с оторванной лапой. Оказывается, это выражение детской травмы – будущую художницу бил отчим, и в какой-то момент она хотела покончить с собой. Но переборола себя.
Ещё одна стрит-арт художница – Вера «VF» из Москвы. Когда она была школьницей, то долгое время вращалась в криминальных кругах. Граффити на стенах рисовала в Чертаново. Потом её талант заметили и помогли стать профи в мире современного искусства. Работы VF обыгрывают актуальную повестку с экранами ТВ, масками анонимности, омоновцами, граффити-творцами и т.д.
Рассказывать о каждой работе – это, словно в расхожем выражении, танцевать по поводу архитектуры. Но не могу не заметить ещё одну деталь. Отец художницы из Лондона Кэтрин Виноградов – бизнесмен, художник, дизайнер Виталий Виноградов лично знаком с Бэнкси. Косвенное доказательство, что тот существует. Работы Кэтрин приехали в Тверь прямо с выставки в Великобритании.
После краткого знакомства с первой частью экспозиции мы наконец-то переместились в третий зал.
Баксы Бэнкси
– Это самый популярный и самый высокооплачиваемый стрит-арт художник в современном мире, – рассказывает экскурсовод Елизавета Максимова, когда мы входим в третий зал (о том, что во втором расскажем чуть позже): – Именно он раскрасил стену между Израилем и Палестиной, именно он выпустил фальшивые десятифунтовые купюры с Дианой вместо Елизаветы, на его счету много эпатажа и перфоманса.
Пока гости выставки, коих было ограниченное количество, рассредоточиваются по помещению, речь заходит о личности Бэнкси. На сегодняшний день никто (или почти никто) доподлинно не знает – кто он такой. Это один человек или команда, это ловкий маркетинговый ход или независимый проект.
Не будем приводить все подробности существующих версий, уточним только, что исследователи более-менее сходятся в следующем – это мужчина, родившийся в начале 70-х годов, в Англии, начал заниматься граффити в 90-х. Первое творение Бэнкси появилось в Бристоле. Первая персональная выставка прошла в 2003 году.
Есть даже записи интервью Бэнкси, но все, кто знаком с ним, хранят секрет о его личности в тайне. Что уж говорить, если даже покупка его творчества превращается в приключение, чтобы отсеять лишних людей.
Сначала шелкографические принты Бэнкси продавались в специализированном магазине, а сейчас, помимо аукционов, организуют так называемые «раздачи». («Раздача», потому что работа стоит всего 30-40 фунтов). Сначала приходит в рассылке информация об одном адресе, где всё пройдёт.
В указанной локации собирается очередь в 300-400 человек. Она не редеет и не движется. Спустя пять часов мимо колонны проходят люди, которые раздают листовки – место сбора поменялось. Нужно ехать на другой конец Лондона. И так несколько раз. И только самые преданные фанаты дожидаются возможности зайти в подвал и купить. Только один принт в одни руки.
– Одна из легенд гласит, что Бэнкси – это изначально был имиджевый проект, бренд. Потому что это очень выгодно – поток туристов, инвестиции. Его творчество – это очень большой процент налогов государству. Но это одна из легенд,
– поясняет Елизавета.
Интересный брендовый проект… Можно сказать, он легализует то, что многие тверичане считают вандализмом. Ведь кто, кроме Виктора Джокера (герой проекта «TVERTEAM. Истории успеха»), так же на слуху в Тверской области? Сразу и не скажешь…
– После первой персональной выставке о Бэнкси стали говорить все, поэтому он решил двигаться дальше и как раз изобрёл принты. То, что мы видим у нас в экспозиции,
– рассказывает наш Вергилий по кругам стрит-арта.
Принты в технике шелкографической печати подписаны рукой самого Бэнкси и имеют серийный номер, а также сертификат. Т.е. есть документальные подтверждения того, что работы подлинны. Многие из этих принтов – копии известных граффити на стенах.
Среди тем творчества Бэнкси – различные социальные вопросы, сатира на общество потребления со всеми его пороками, борьба за экологию и т.д. К примеру, надпись «Я не верю в глобальное потепление», наполовину скрытая водой.
В Твери выставлены и изображения крыс, которые символизируют обездоленных людей, и работа, где нарисованы мальчик и девочка, играющие, как мячом, дорожным знаком «Игры с мячом запрещены», и Уинстон Черчилль с ирокезом из мха (самое дорогое, представленное в Твери) и т.д. На многие работы Бэнкси лишается прав. Но смысл в том, что у художника есть свой инстаграм-аккаунт, который подтверждает – настоящее творение или нет.
Легендарный уличный художник недолюбливает власть. Его герои – это дети, которые на воздушных шарах улетают от жестокой реальности. При этом самой неприглядной реальности достаётся внушительная порция критики.
Арт-обстрел
Значение выставки для Твери высоко, ибо в областной столице многие начинания при всей публичности имеют некий оттенок андеграунда. Т.е. мало, кто знает о них.
А такие выставки привлекают внимание общественности. Буквально, как граффити на чистой стене.
Посетители выставки фотографировали работы и фотографировались на их фоне. Во втором зале была создана инсталляция «Граффити-художник за работой», где гости могли сами изобразить что-то маркером на специальных постерах «под кирпичную стену».
К слову, 18-19 сентября в Тверь приезжает куратор выставки Артём Суслов. Обещали, что он тоже расскажет интересные факты о представленном современном искусстве. Подробности – на сайте Тверского музейно-выставочного центра.
В Твери выставлены следующие художники: Бэнкси (Лондон), Дарья Лозовская (СПб), Vf (Москва), группировка «Добро» (СПб), Кэтрин Виноградов (Лондон), Лю Виэй (Пекин), Лизавета Кесаури (Познань), Анастасии Коп (СПб), а также работы анонимных авторов.
Узреть силу «голоса улиц» можно до 17 октября.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти