Здравствуй, гастролёр!

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Театр и Тверь – «две вещи несовместные»… Как-то приходят на ум эти известные пушкинские слова (сказанные, как известно, в другом контексте). Что мы видим на наших местных подмостках? Пыль, если не сказать – прах. Это – русская классика, поставленная с полвека назад и гальванизированная в «лучших традициях» сталинских времён.

Поймите, я не против классики, но нельзя же в ней видеть исключительно «малотеатровскую» экзальтированную декламацию. Фальшиво получается. Островский да Чехов на то и гении, что из их произведений можно вычитывать бездну глубинных актуальных смыслов.

Или зачем, скажите, вытаскивать на свет рампы одну из самых слабых пьес Григория Горина «Феномены», которая как родилась, так тут же и умерла в 60-е?

Нет в тверских театрах ни репертуарной «политики», ни вкуса. Ставим абы что – методом тыка. В драмтеатре хоть похитрее: разыгрывают в лицах кое-что из школьной программы, зная, что учителя потащат силком детишек в сей «храм искусств».

Лучшим спектаклем ныне текущего сезона, вне сомнений, является мольеровский «Тартюф» на сцене ТЮЗа, только поставлен-то он режиссером заезжим…

Теперь о заезжих. Не только к нам – по всей стране катаются московские да питерские актёрские «агитбригады», срубая лёгкие «бабки» на том, что они нам демонстрируют. Ведь люди идут на такие спектакли не чтобы насладиться высоким искусством, а дабы «живьём» увидеть популярных, преимущественно «сериальных» артистов. К примеру, не так давно Тверь «осчастливила» Тарасова-«Зимина», а вскорости “обрадует” Аверин-«Глухарь».

Причём «звезды» приезжали и непременно будут приезжать с откровенной халтурой, дрянными пьесами и спектаклями и с тем, что даже нельзя назвать актёрской игрой. Главное, им не стыдно, что в их таланте и обаянии люди могут разочароваться, посмотрев всё это фуфло.

А вот и непосредственный «журналистский повод». На днях на сцене ТЮЗа театр Романа Виктюка представлял пьесу Романа Виктюка, поставленную Романом Виктюком по роману (нет, уже не Романа Виктюка) «Мастер и Маргарита», под названием «Сны Ивана Бездомного». Роман Григорьевич -человек талантливый, кто бы сомневался. Но, знаете, Лев Толстой как-то говорил, что самый большой стыд – это стыд за другого. Тут я это чувство испытал во всей полноте.

Во-первых, булгаковский роман не просто переиначен – он кастрирован, поскольку в спектакле попросту отсутствуют самые ёмкие, яркие, эффектные и одновременно глубокие эпизоды и персонажи. Во-вторых, что нам хотел поведать Виктюк: что власть от Дьявола, а истина от Бога? Что разумное может представляться безумным и наоборот? Что любовь сильнее смерти, а искусство не подлежит забвению? Что Волга впадает в Каспийское море, а Москва – столица России? Расскажите мне что-нибудь более банальное. У меня возникло сомнение, читал ли вообще Виктюк роман Булгакова.

В спектакле Иван Безродный – чуть ли не реинкарнация Иешуа (обоих играет один артист), а Мастер – Пилата (та же история). Это что, оригинальная находка? По-моему, просто глупость.

Так называемый «Воланд» (худенький мальчик с косичкой в чёрном) помимо собственных реплик произносит авторский текст от третьего лица. То есть что это – «реинкарнация» самого Булгакова? Уже не глупость, а бред какой-то.

Актёры постоянно пляшут, причём эти «танцы» больше напоминают ломание и кривляние, поскольку ритмика этих телодвижений совершенно не сбалансирована.

Сцена захламлена металлическими конструкциями, тележками, кроватями для перевозки больных так обильно, что и места-то для этих кривляний весьма недостаточно. «Глубокомысленная» каркасная пирамида и воткнутый в неё сверху горизонтально расположенный огромный «глубокомысленный» же деревянный крест должны нам о чём-то говорить, но почему-то отказываются это делать, поскольку практически никак не «обыгрываются» на протяжении действия. Гигантские полые головы Ленина (золотого цвета) и Сталина (серебряного) как бы тоже о чём-то должны говорить – их даже надевают на себя артисты во время пресловутого «бала у Сатаны» (кстати, совершенно постного и куцего). Получается что-то типа иллюстрации к знаменитой строке знаменитой арии из знаменитой оперы Шарля Гуно. Вот уж удивил, батенька Роман Григорьевич!..

Совершенно не оправданный действием избыток разностильной музыки (советские довоенные песни, блюзы, классика), видится, должен компенсировать интонационно-выразительную беспомощность артистов…

Мне, честно говоря, тошно писать об этом представлении, которое, кстати, длилось всего-то полтора часа при учёте того, что началось оно на сорок минут позднее указанного времени.

Претенциозная и беспомощная халтура, и это при том, что народу в зале было столько, что свободные места оставались разве что на потолке.

Но мы, к сожалению, и дальше будем посещать подобные «массовые мероприятия» – и это не от нашей убогости, а от того, с чего я начал: люди тянутся к театру, а где он, театр, в Твери? Ау!..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

Лара Корсак

обидно, что Тверь так и осталась деревней в худшем понимании этого слова... не едут к нам с гастролями ни музыканты, ни певцы, ни театры... видать так и будем коротать свой век в своем болоте(((

0
0
lamia

Как-то была я на "Даме с камелиями" с заезжей сериальной звездой. Не впечатлило. Наши скромные "провинциалы" в роялх дворецких смотрелись более гармонично и интересно

0
0
FARU

Я вот не пойму, неужели столько лицемеров сразу в одном месте собралось... 28 января в ТЮЗе. После спектакля зал бился в овациях, а потом те люди, которые громче всех хлопали, начали наперебой глотки рвать - какое дерьмо им подсунула столица... Не про автора статьи говорю. Хватило и других отзывов.
Я не знаю, может, у меня вкуса нет, может, я ничего в этом не понимаю... Но мне ОЧЕНЬ понравилось! И это трудно объяснить какими-то словесными формами. Это на уровне ощущения... Я в восторге! И, кстати, нет сомнения, что Виктюк читал Булгакова! Это было красиво, динамично, пластично, талантливо, это одновременно абсурдно и близко к тексту, дословно близко… Это написано и сыграно с любовью, трепетом и огромным уважением к роману.
… Спасибо автору за мнение, просто оно не совпало с моим.

Полностью соглашусь с мнением человека, которого очень уважаю, актера тверского ТЮЗа, засл. арт. Александра Евдокимова (да не обидится он на меня за цитату): " Мне по-настоящему понравилось, несмотря на то, что спектаклю больше 10 лет. Тому, кто шёл на Булгакова, хочу сказать:"ТО, что мы сегодня увидели - ФАНТАЗИИ ВИКТЮКА по поводу ВЕЛИКОГО РОМАНА". Фантазии с потрясающими придумками, великолепной сценографией БОЕРА, непревзойдёнными артистами!!!!! Я - ДОВОЛЕН!!!! ПО-МНЕ вот ЭТО - ИСКУССТВО!!!!!»

Из интервью "худенького мальчика с косичкой в черном":
"Ваша профессия журналистов - это профессия убийц. Вы не просто некие акулы пера, вы реальные люди, которых учат убивать человеческое воображение. Журналисты - это люди, которых учат профессионально описывать спектакль только с той точки зрения, что они видят внешне: "Справа налево пошел. Стоял, был обнажен..."

0
0