Земля и небо полковника Наумова: как сельский мальчишка стал заслуженным летчиком-испытателем России
Летать на вертолетах он начал еще в школьные годы – во сне. Когда вырос, внес большой вклад в развитие отечественной авиации.
За 48 лет в небе Николай Наумов освоил все типы вертолетов. Участвовал в испытаниях противолодочного Ка-27 ПЛ и штурмового Ка-29. На закате СССР был ведущим летчиком-испытателем Ми-34. Позднее помогал совершенствовать грозный Ка-52 «Аллигатор», названный военными обозревателями звездой СВО и королем армейской авиации. Не раз оказывался в экстремальных ситуациях, как говорят, на волосок от смерти.
Один из таких случаев произошел во время испытаний скоростных характеристик Ми-34 «Отшельника». Во время полета отказала система управления. Позднее выяснится, что в нее еще на земле попала влага. И вот, когда вертолет поднялся на высоту 3000 метров при температуре минус 16 градусов, вода замерзла, и рычаг «шаг-газ» заклинило. Да так, что можно было продолжать набирать высоту и улететь в космос, а снизиться невозможно. Понятно, что топливный лимит не безграничен. С земли уже дали команду готовиться покинуть вертолет.
Но пилоту-испытателю удалось сохранить опытный аппарат и успешно приземлиться. Пусть и не на взлетную полосу, а на ближайшее травянистое поле. Каким образом? Прибережем ответ на этот вопрос для интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?» – «Бриллиантовая сова» гарантирована.
Мечта по наследству
Николай Наумов родился в первый месяц весны 1954 года и стал вторым ребенком в семье сельской интеллигенции. Отец-фронтовик работал директором Бойковской средней школы Старицкого района Калининской области. Мама трудилась счетоводом в местном колхозе «Родина». В деревне Бойково, расположенной между древними городами Старица и Торжок, и прошли его детские и юношеские годы. В нескольких десятках километрах располагался 696-й инструкторско-исследовательский вертолетный полк, и винтокрылые машины регулярно пролетали над окрестностями. Тогда у него и зародилась мечта поглядеть на родную деревню с высоту птичьего полета. И с каждым годом эта мечта росла и крепла и постепенно превратилась в цель поступить в летное училище.
– На выборе моей будущей профессия свою роль сыграла и судьба отца, который еще до войны хотел стать летчиком, но при поступлении его забраковали из-за роста – не хватило одного сантиметра. Лишь после этого он подал документы в педагогический институт, но через всю жизнь пронес любовь к авиации. Запоем читал книги о летчиках, смотрел фильмы. И я вместе с ним. Мне даже стали сниться полеты. Но не на самолетах, которые летают высоко и очень быстро, а на вертолетах, с которых, как с высоты птичьего полета, можно всё хорошо разглядеть, в деталях, – рассказал Николай Наумов.
В школе Николай начал особое внимание уделять тем предметам, которые должны были ему понадобиться, чтобы стать летчиком. В первую очередь – физике и математике. После окончания восьмилетки в Бойкове продолжил обучение в Старицкой средней школе. Посещал и факультативные занятия. Как вспоминает Наумов, в те годы в школе работали замечательные учителя, которые вкладывали душу и все свои знания в учеников, в том числе за рамками учебной программы. Один из них – преподаватель физики Семен Борисович Беляцкий. На своем факультативе он научил школьников вычислять даже вторую космическую скорость. Позднее знание этих формул поможет Николаю исполнить мечту и поступить в Сызранское высшее военное авиационное училище – единственное учебное заведение в огромной стране, где готовили пилотов боевых вертолетов.
«В жизни, как на ринге»
Как известно, кроме хороших знаний, летчикам необходима и великолепна физическая подготовка – способность выдерживать различные перегрузки и, конечно, стрессоустойчивость. По словам Наумова, всё это и гораздо больше он получил на занятиях боксом под руководством Валерия Павловича Виноградова.
– Еще когда учился в восьмом классе, узнал, что в Старице в средней школе появилась секция бокса, которую ведет молодой следователь районной прокуратуры и мастер спорта СССР по боксу. И когда в 1969-м перешел в эту школу в девятый класс, сразу записался в секцию к Виноградову, – вспоминает Наумов. – Очень нравился мне этот вид спорта. С детства любил смотреть трансляции боксеров по телевидению.
За два года занятий Николай не пропустил ни одной тренировки. Единственно, не участвовал в воскресных легкоатлетических забегах под руководством Виноградова. Еще накануне после субботних спаррингов отправлялся к родителям в деревню Бойково. Но не на рейсовом автобусе. Трусцой с рюкзаком за плечами преодолевал 14 километров. В воскресенье вечером также бегом возвращался в Старицу.
Неудивительно, что как боксер Наумов прогрессировал очень быстро. Выступал в весе до 50 кг. Провел на официальных соревнованиях порядка 30 боев, большинство из которых выиграл. К выпуску из школы выполнил норматив кандидата в мастера спорта и собрал большую коллекцию наград областных и республиканских первенств, центральных советов различных спортивных обществ.
– У него была очень активная, я бы даже сказал, агрессивная манера ведения боя. Все время шел вперед, хотя и пропускал удары. Настойчивость, воля к победе и умение держать удар, видимо, помогли ему и в профессиональной карьере, – отмечает Валерий Виноградов.
– Бокс очень хорошо формирует черты характера. Притом – положительные. В том числе – отсутствие боязни пропустить удар. А если пропустил, то сконцентрироваться, оценить обстановку и ответить на этот удар. Все эти навыки, действительно, затем помогут добиться успеха и в других сферах жизни, – подтверждает слова тренера и друга Наумов.
Любовь к боксу Николай Николаевич также пронес через всю жизнь. И даже посвятил очень искренние стихи наставнику и друзьям по секции.
Есть там и такие строки:
«Научил нас тренер, как удар держать./В жизни, как на ринге, нокдаун – надо встать!»
Вторая космическая и первый полет
Летом 1971 года конкурс при поступлении в Сызранское высшее военное авиационное училище был сумасшедший. Практически – десять человек на место. Наумов успешно сдал нормативы по физической подготовке, за сочинение из-за одной грамматической ошибки получил «Хорошо», за остальные экзамены – «Отлично».
Правда, на физике экзаменатор было засомневался, какую поставить оценку. Тут и выручили факультативные занятия Беляцкого. Когда абитуриент на глазах изумленного преподавателя вычислил вторую космическую скорость, все вопросы отпали сами собой.
Единственная проблема возникла с начальником медицинской службы училища.
– Так вы, молодой человек, занимались боксом! И, наверняка, пропускали сильные удары? – спросил военврач.
– Да, нет. Я выступал в таких легких весовых категориях, в которых не бывает сильных ударов, – немного слукавил Николай. Не помогло.
Лишь после того, как назначенная дополнительно рентгеноскопия головного мозга показала отсутствие травм и повреждений, Наумов был зачислен в курсанты.
Четыре года и два месяца обучения в Сызранском училище пролетели очень быстро. Подъем в четыре часа утра. Физическая подготовка, теоретические занятия, затем – практические на тренажерах и учебные полеты с инструктором. Отбой в 20:00.
Одно из самых ярких воспоминаний, точнее, самое яркое – первый самостоятельный полет на вертолете. 13 июня 1973 года – для него это на всю жизнь красная дата календаря. Казалось бы, ничего интересного и сложного. Взлет, облет аэродрома по кругу, посадка – и второй круг. Но, когда выпрыгнул из кабины, эмоции били край. Эйфория была такой сильной, что хотелось петь. По словам Наумова, чувства, которые он испытывал в тот момент, невозможно описать словами.
Вместо генеральских погон
Из училища выпустился в 1975 году с дипломом летчика-инженера в звании лейтенанта. Сначала служил в Киевском военном округе. Был вторым пилотом тяжелого транспортного самолета Ми-6. Через некоторое время стал командиром корабля. Потом был Торжок. Затем – Южная группа войск (Венгрия). В связи с освоением новой техники переучился на боевые вертолеты Ми-24. Постепенно рос в должностях. К 1985 году был уже командиром эскадрильи. Руководство направляло для поступления в Военно-воздушную академию имени Гагарина. В перспективе – генеральские погоны. Но у Наумова были другие планы.
– Когда я еще был курсантом, посмотрел в офицерском клубе документальный фильм о легендарном летчике-испытателе Юрии Гарнаеве. С тех пор у меня появилась мечта стать испытателем. На мой взгляд, это самая интересная профессия, – отмечает Николай Николаевич. – Не летать, как в строевой части, практически все время на одном типе вертолета, а освоить все типы и испытывать новые летательные аппараты. Поэтому, когда у меня появлялся выбор, получить новое звание и повышение по службе или освоить новый боевой вертолет, пусть и с понижением в должности, всегда выбирал второе. Начальство крутило пальцем у виска, но я планомерно шел к своей заветной цели и постоянно изучал новую технику.
О таких людях, как Наумов, в свое время пел-кричал-хрипел Владимир Высоцкий:
«Меня ведь не рубли на гонку завели —/Меня просили: «Миг не проворонь ты!/ Узнай, а есть предел — там, на краю земли?/ И можно ли раздвинуть горизонты?».
В 1985 году Наумов поступил в Центр подготовки летчиков-испытателей при Министерстве обороны СССР. Говорит, что повезло. Из 24 вертолетчиков, уже прошедших предварительный отбор, отобрали только четверых. А могли вообще никого не принять, если не было подходящих кандидатов.
– Летчик-испытатель – товар штучный. Отбор проводился тоже штучно. После проверки теоретических знаний попадаешь в руки опытных летчиков-испытателей, которые для нас были легендой, – поясняет Николай Николаевич. – Во время сдачи летного экзамена нам отключали двигатели, другое оборудование – оценивали готовность к работе в экстремальных ситуациях. Предлагали пилотировать незнакомый летательный аппарат, будь то самолет или вертолет, проверяя тем самым способность к адаптации в незнакомой обстановке. При этом никакого плана набора, как в учебные заведения, не существовало. Брали только того, кто подходил ко всем требованиям.
Год учебы в Центре подготовки летчиков-испытателей по насыщенности событий и объему полученной информации можно приравнять к десяти годам обычной жизни. Теоретическое изучение методик летних испытаний, новой авиационной техники, в том числе иностранных образцов. Их практическое пилотирование. Пилотам самолетов предлагали осваивать вертолеты, вертолетчикам – самолеты. По словам Наумова на истребителях ему полетать не удалось, освоил тяжелые транспортники. Тогда еще раз убедился, что в юности сделал правильный выбор. Вертолеты гораздо интереснее самолетов.
– Такое полное удовлетворение и ощущение от полета и неба можно получить только тогда, когда земля под тобою близко. На вертолете пилот всегда находится в контуре работы. А на Ил-76, к примеру, занял эшелон, включил автопилот, смотришь вниз – или пелена облака или мало чего видно, – делится личным опытом Наумов.
По морям, кораблям и верность России
В 1986 году летчик-испытатель Наумов был направлен на работу в Феодосийский филиал Научно-испытательного института Министерства обороны СССР, занимающийся испытанием морской авиации и авиационных комплексов авианесущих кораблей. Летали много, интересно. Со временем появилась и квартира с видом на море. Николай захватил еще годы, когда создавалась новая авиационная техника, строились новые авианесущие корабли.
– У каждого корабля имеются свои специфические надстройки на палубе, создающие при ходе завихрения, так называемые турбулентные потоки. Не зная этого, летчик может попасть в нештатную ситуацию, которая грозит перерасти в аварийную. Нашей задачей было выявить все подобные моменты и создать инструкцию для пилотов, – поясняет испытатель.
Он участвовал в испытаниях многих кораблей по облету посадочных площадок на противолодочных вертолетах Ка-27 ПЛ и штурмовых Ка-29 на Черном, Средиземном, Баренцевом и Балтийском морях. В 1990-м – в специальных летно-морских испытаниях Ка-29 на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» («Тбилиси»).
– Так бы и работать. Но распалась страна. Мы оказались на территории самостийной Украины, – вспоминает Наумов. – Нам как военнослужащим было предложено присягать Украине. Министром обороны Украины было обещано, что наш опыт пригодится и мы будем работать в том же качестве. Все бы ничего, но вся эта самостийность уже в то время попахивала национализмом, все политики делали себе капитал на антироссийских настроениях. Мной было принято решение не присягать, в чем меня поддержала семья, хотя впереди опять была неизвестность.
Идут на риск
В новой России к тому времени уже опытного летчика-испытателя Николая Наумова взяли работать в Чкаловский филиал Научно-испытательного института Министерства обороны РФ. Тут также проводились испытания вертолетов, но не морских и палубных, а боевых и транспортных.
– Профессия летчика-испытателя – это повседневный, кропотливый, напряженный труд. Наряду с выполнением испытательных полетов существует много иной работы: анализ поведения машины в воздухе на различных режимах, дешифрация материалов средств бортовых измерений, изложение полученных результатов в актах, по которым будет создаваться эксплуатационная документация, – рассказывает Наумов. – Ответственность за правильность определения летных ограничений, рекомендаций действий в нештатных ситуациях всегда будет лежать на летчике и других специалистах, участвовавших в испытаниях. Ответственность как юридическая, так и моральная. Ведь полеты, к сожалению, часто связаны с гибелью людей.
Поэтому и вот такая, казалось бы, рутинная работа летчика-испытателя всегда связана с риском. Правда, с риском необходимым и оправданным.
Однажды во время испытательного полета нового вертолета, пилотируемого Николаем Наумовым, произошла нештатная ситуация, которая могла перерасти в катастрофу. Но он спас экипаж и уникальный летательный аппарат. За этот подвиг, а также за многолетнее и успешное испытание авиационной техники, Наумов был награжден Орденом Мужества.
На сегодняшний день из 16 летчиков-испытателей, закончивших в 1986 году вместе с Наумовым Центр подготовки, благополучно живут десять пилотов. Один умер своей смертью. Пятеро погибли во время полетов. Летом 2021 году на испытательном экземпляре самолёта Ил-112В разбился «однокашник» Герой России Николай Куимов…
«Покажи мне людей,/ Уверенных в завтрашнем дне,/ Нарисуй мне портреты,/ Погибших на этом пути!/ Покажи мне того,/ Кто выжил один из полка…/ Но кто-то станет стеной,/ А кто-то плечом,/Под которым дрогнет стена»,
– пожалуй, эту песню Виктора Цоя под названием «Между землей и небом» можно посвятить и летчикам-испытателям.
Самая престижная награда
С конца девяностых годов полковник ВВС Наумов числится в запасе. Но небо его не отпустило. С 1998-го он — летчик-испытатель открытого акционерного общества «Научно-производственное объединение «Взлет». Пришлось поработать и в качестве летчика-инструктора и линейного пилота в Бразилии, Анголе, Кот-Дивуаре, Алжире, Афганистане, США.
В 2003-м Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено звание «Заслуженного летчика-испытателя России».
– Для летчика – это самая престижная награда. Это звание присваивается за совокупность заслуг и является признанием высочайшего профессионализма и преданности выбранному делу, – отмечает Наумов.
В 2010-м перешел в ОАО «Камов». Участвовал в специальных летно-морских испытаниях Ка-27 на будущем флагмане ВМФ Индии авианосце «Викрамадитья», построенном на верфи Северодвинска.
– Перед полетами МИГ-29К мы с помощью вертолета проводили испытания корабельных радиотехнических средств захода и посадки на корабль. Проверялось соответствие полученных результатов тактико-техническому заданию. Работа была очень насыщенная и интенсивная. Как всегда, «горели» сроки, индийская сторона предъявляла свои требования. Приходилось работать без выходных, превышая все санитарные нормы выполнения полетов – благо полярный день длился до 20 часов. В общем, нормальный производственный бардак, с которым мы все знакомы. В итоге программа, рассчитанная на два месяца, была выполнена за месяц! – вспоминает Наумов.
Только в 2021-м Николай Николаевич спустился с небес на землю, отработав летчиком-испытателем до предельно допустимых 67 лет.
Сейчас продолжает свою деятельность в качестве советника и методиста.
«Еду я на родину»
По его мнению, все эти годы энергию, силы и здоровье для сверхнапряженной и суперответственной работы он черпал в семье, друзьях и в крепкой связи с малой родиной.
– Всегда по мере возможностей стараюсь проводить свободное от работы время на малой родине. Прогулки по знакомым с детства местам, походы за грибами, рыбалка, баня, общение с друзьями и земляками – для меня это лучший отдых, – признается заслуженный летчик-испытатель.
Но не только отдыхает летчик на малой родине, но и старается помочь и поддержать земляков, сделать их жизнь интереснее и ярче. Как сообщает местная газета, в День села Наумов пригласил на дискотеку старицких певцов, облагородил могилу одинокой учительницы, навел порядок на сельском кладбище. Особенно запомнился деревенским жителям Новый год, когда Николай Николаевич в костюме Деда Мороза обошел дома, где есть дети, поздравил и каждому ребенку вручил подарок.
Вернулся и в бокс. Вместе с Валерием Виноградовым и с другими ветеранами старицкой секции Николай Наумов принимает активное участие в поддержке своего любимого вида спорта на малой родине. Помогает в организации и проведении муниципальных и городских соревнований. Полковник, кавалер ордена Мужества и медалей, заслуженный летчик-испытатель России всегда с радостью лично награждает победителей и призеров.
– Присутствуя на соревнованиях в качестве почетного гостя, я всякий раз вспоминаю себя в возрасте этих мальчишек и девчонок. Как с горящими глазами приходил на тренировки, по выходным бегал кроссы от Старицы до деревни к родителям и обратно. Как мечтал о полетах, – говорит Наумов. – И теперь с полным правом могу сказать юным землякам. Успех не только в спорте, но и в других сферах жизни, прежде всего, зависит от собственного желания, упорства и труда!
Постскриптум. На следующий день после интервью с Николаем Николаевичем Наумовым он прислал мне сообщение на WhatsApp:
«Маленькую ремарку хочу добавить к нашему вчерашнему разговору. Представляешь, это везение или перст божий, но мне в жизни очень везло на самых лучших людей. У меня были самые лучшие родители, меня учили самые лучшие учителя, меня окружали самые лучшие друзья, потом у меня были лучшие инструкторы и командиры. И так – всю жизнь».
Фото Tverigrad.ru, Tverisport.ru из архив Николая Наумова
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Супер!!!!!!!!!! Уважение Николаю Николаевичу!!!!!!!!!!!!!!!!