Земля, небо и война: в Твери представили подлинники работ Марка Шагала

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Выставка открылась 22 октября в Тверском выставочно-музейном центре.

В Твери одна за другой проходят экспозиции работ известных художников. То тверичане погружаются в мир граффити Бэнкси, то современной иронии Игоря Новикова, то многожанровой экспериментальности Виктории Воеводиной, а вот теперь пришло время для классики авангарда ХХ века Марка Шагала. В малом зале городского выставочного центра расположилась трёхчастная выставка «Три эпохи Марка Шагала» (12+).

Если быстро пройтись по трём залам, кажется, что небольшие по формату офорты и литографии не могут сразу же зацепить внимание. Но это обманчивое впечатление, каждая из 70 небольших по формату работ рассказывают свою историю. О литературе, войне, боге или о жизни земной.

В городе N

Экскурсию для первых посетителей выставки провёл Павел Башмаков, коллекционер, который вместе с Марком Башмаковым собирает произведения искусства, в том числе, художников-авангардистов прошлого столетия. Их выставляет уникальный проект PS Gallery.

Павел Анатольевич всего на день приехал в Тверь и с блеском в глазах подробно рассказывал о жизни и творческом пути Марка Шагала. Коллекционер уверен, что все картины из коллекции должны «работать», а не лежать мёртвым грузом. График выставок по всей России расписан на 2,5 года вперёд.

– «Мёртвые души», в широком смысле, открыла миру Марка Шагала как графика. Поэтому одна из первых серий работ была посвящена повести Гоголя. Мне ближе версия интерпретации идеи этой серии как желания показать город N, – рассказывает коллекционер и ценитель искусства Павел Башмаков.

Действительно, если так подумать, то все карикатурные фигуры жителей уездного города, которые продают Чичикову мёртвые души, выглядят пародией на человека. Что и подчеркнул в офортах художник, созданных в 20-е годы ХХ века.

Надо сказать, что и сам Марка Шагал, был из своеобразного города N, Лиозно Витебской губернии. Волею судеб ему удалось эмигрировать во Францию. Потому что революция в России не сулила прямой дороги для авангардных живописцев.

 

Отметим, что офорты и литографии считаются сложными техниками, вернее, очень трудозатратными. В обоих случаях рисунок переносится на поверхность с помощью печати. В первом случае глубокая печать, во втором – с плоской поверхности.

Жизнь земная

Во второй части экспозиции «И на земле…» (1977) представлены 15 работ, иллюстрирующих произведения известного французского писателя Андре Мальро. На тот момент он был министром культуры Франции, идеологом голлизма (от фамилии президента Шарля де Голля. – Ред.).

Воспоминания о периоде гражданской войны в Испании Андре Мальро легли в основу статей, которые и проиллюстрировал Марк Шагал.

– Интересный факт – Мальро отвечал за распределение заказов. Например, без него Марк Шагал не мог бы получить заказ на роспись плафона в Гранд Опера, – поясняет Павел Башмаков.

На этих офортах сцены военной жизнью перемежаются с мирной. Также здесь создатель использует знаменитый свой приём – изображение парящих людей. Так сказать, парят вопреки всему происходящему.

Особенно символично смотрятся две работы, которые будто перекликаются – на одной в воздухе находятся самолёты, на другой – голуби. «И на земле…» – единственные работы живописца и графика, которые посвящены войне.

Небесная твердь

В третьем зале расположились самые яркие работы художника – литографии из серии «Библия» (1956-1960) и «За зеркалом» (1946-1982). Как отметил Павел Башмаков, серия библейских работ была создана на пике популярности и творческих сил художника. Для того, чтобы написать свою, художественную «Библию», Марк Шагал посещал Палестину (тогда ещё государства Израиль не существовало).

Это, к слову, был первый опыт работы Марка Захаровича с цветом. До этого были только чёрно-белые офорты. Поэтому на литографиях царит «пиршество цвета», демонстрируя различные сочетания цветов.

– Он говорил, что, когда берётся за новый камень, чувствует, словно это новый стих, который он незримо переносит в краску. Он, кстати, этим высказыванием перекликается с Кандинским, который говорил, что каждый цвет звучит, – продолжает Павел Башмаков.

Серия «За зеркалом» – это работы, которые были созданы специально для одноимённого арт-журнала Эме Маэга. Особенностью этого издания для ценителей искусства, критиков и художников, стало то, что в каждом номер «За зеркалом» был вложен оригинал работы известного автора.

Вместо послесловия

Три серии творений отображают ещё и погружение в три культуры – русскую, французскую (где писатель жил с 1922 года до самой смерти) и еврейскую (в Палестине Шагал был в 30-х годах). Их, впрочем, можно интерпретировать по-другому – от библейского этапа жизни человечества, через крепостничество, к разрушительным войнам.

На торжественном открытии выставки вспомнили слова самого Марка Шагала про «вместилище эмоций». Их вполне можно было применить к атмосфере в залах выставочного центра.

P.S. На мой вопрос о возможности экспозиции в Твери работ Сальвадора Дали Павел Башмаков ответил утвердительно. Он уточнил, что такой творческий проект стоит в планах, но воплотится в жизнь лишь примерно через три года.

P.P.S. Как часто бывает в Твери, культурное мероприятие не обошлось без организационных неурядиц. Оказывается, на выставку нельзя было проходить с рюкзаком (в нём был фотоаппарат). На входе мне никто ничего не сказал, а выговаривать постфактум – это значит портить впечатление от прекрасной экспозиции. Назвать это культурным, конечно, нельзя. Тем более, на всех выставках до этого я был с рюкзаком.

Выставка «Три эпохи Марка Шагала» продлится до 19 декабря.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

14
0
Афиша Главное Культура Общество

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .