Жизнь под стук колёс: любовь к поездам создала уникальную династию железнодорожников
Железнодорожник в седьмом поколении Оксана Лаптева и её папа рассказали о своей династии и о том, почему они выбрали работу там, где ходят поезда.
4 августа в России празднуется День железнодорожника. С этим праздником работников железнодорожного транспорта поздравил губернатор Игорь Руденя. Для кого-то это просто профессиональный праздник, а для кого-то он ещё и семейный. Именно о такой семье мы расскажем в нашем новом репортаже, подготовленном в рамках проекта «Родные люди», который Tverigrad.ru приурочил к объявленному Президентом России «Году семьи». Сегодня нашими героями стали заместитель начальника вокзала города Тверь Оксана Лаптева и её отец – слесарь-электрик по ремонту тепловозов Валерий Чадович.
Их железнодорожная династия берёт своё начало ещё в позапрошлом веке. Прадед Оксаны Михаил Евграфович Тюрин был начальником участка железной дороги, а его прадед участвовал в строительстве Николаевской железной дороги и тоже после был начальником участка. С тех самых пор в этой семье не было ни человека, чья жизнь не была бы связана с железной дорогой.
Вместе с прадедом Оксаны на железной дороге работала и её прабабушка: дежурной по переезду. Дедушка и Бабушка тоже отдали свою жизнь железной дороге. Дедушка Николай Петрович Балашов проработал более 70 лет в локомотивном депо. Там же сначала техником, а затем инженером по зданиям и сооружениям трудилась его супруга.
Мама Оксаны Галина Николаевна проработала 34 года на железнодорожном вокзале Твери в группе учёта и сейчас находится на пенсии, а папа Валерий Михайлович несмотря на то, что тоже достиг пенсионного возраста, продолжает трудиться в локомотивном депо на станции Тверь. И очевидно, что выбор Оксаны был не случайным.
– Это любовь детства. Мы все выросли на железной дороге. У нас и бабушки, и дедушки – все работники железнодорожного транспорта, и как-то с детства прививалась любовь к этой деятельности, – рассказывает Оксана Лаптева.
И если Оксана изначально училась на экономиста, то её папа сразу же стал осваивать железнодорожную специальность, отучившись три года в профильном училище.
– В 1971-м году я окончил Брестское железнодорожное училище. В Бресте работал помощником машиниста, потом армия. После армии приехал в Тверь и остался, – вспоминает Валерий Михайлович.
В семье Оксаны нет никого, кто сожалеет о выборе профессии. И каждый член семьи ценит тот вклад, который вносит в развитие российских железных дорог уже столько поколений династии.
– Работа нравится. Она интересная. Я с 2009-го года на вокзале, и можно сказать, что знаешь здесь каждый сантиметр. Знаешь работу «от» и «до». Потому что прошла по всем ступенечкам от справочного бюро до заместителя начальника вокзала. Работа интересная. Но при этом она очень сложная. Очень ответственная. И требует колоссального внимания и полной отдачи, – делится с нами своей трудовой историей Оксана Лаптева.
Валерий Михайлович пришёл в локомотивное депо, когда здесь ещё ремонтировали паровозы – в 1977-м году. Но за эти годы подвижной состав настолько сильно поменялся технически, что теперь и компьютер требуется, чтобы найти какую-либо неисправность. Да и локомотив – это не автомобиль. Здесь электросхемы гораздо сложнее.
– Низковольтной проводки здесь уложено порядка полутора километров. И если провод протирается, получается пробой на корпус. Вот надо найти его. Можно половину тепловоза разобрать, пока его найдёшь, – рассказывает о сложностях работы Валерий Чадович.
Сегодня многие вехи истории династии железнодорожников утеряны по разным причинам. Но их трудовые подвиги отмечены наградами.
Например, Валерий Чадович награждён двумя медалями: «130 лет Министерства путей сообщения», которой в Тверской области удостоены всего три железнодорожника, включая Валерия Михайловича, и «За труд и верность» – к 150-летию Николаевской железной дороги. И на пенсию глава семейства не торопится. Говорит, что скучно дома сидеть. А потому каждый раз идёт на любимую работу с удовольствием и берёт с собой внуков.
– Маленькому интересно: «Дед, дай в кабину», «Дед, дай порулить». Старший конечно, ему уже не так интересно, – говорит Валерий Михайлович.
Любовь к поездам сопровождает всю семью и дома, и в путешествиях. Оксана предпочитает в дальней дороге самолёту поезд и готова поехать в вагоне даже до Владивостока. Если, конечно же, не будет жестких временных рамок на путешествие.
– Я люблю поезда. Я там отдыхаю. Наслаждаюсь видами. Мне нравится движение поездов именно в ночное время, – говорит Оксана.
– Живём рядом с вокзалом, поезда видим в окошко, слышим, как колёса стучат, – дополняет её слова отец.
Конечно же, с железной дорогой у семьи связано много домашних традиций. И наша героиня даже подумывает о том, чтобы создать семейную коллекцию моделей паровозов. А сегодня, на День железнодорожника, они собрались вместе всей семьёй. Это тоже очень давняя семейная традиция: ведь праздник для них семейный.
– День железнодорожника у нас ежегодно отмечается, в нашей семье. Обязательно мы собираемся всей семьёй, вспоминаем какие-то моменты, смешные истории, сложные истории. Как-то всё это обсуждается. Нам есть что рассказать друг другу, – повествует заместитель начальника вокзала.
Кстати, старшая сестра Оксаны, Жанна, тоже железнодорожник. Она работает кассиром в кассах нашего тверского вокзала.
– У нас в семье нет таких, кто не работает на железной дороге. У каждого, правда, своя направленность и своя сфера деятельности, но мы все железнодорожники! – Говорит наша героиня.
Если младший сын Оксаны тяготеет к поездам, то старший, которому 18 лет, к железной дороге сейчас немного охладел. Но в семье не отчаиваются. Ведь сама Оксана, окончив вуз по специальности экономиста тоже не собиралась работать на железной дороге. Но как-то раз устроилась на вокзал и теперь не хочет расставаться с миром поездов.
– В детстве я не думала про пассажирскую часть железной дороги. Потому что папа работал в депо, я также посещала его, садилась в кабину, каталась в этих тепловозах. Мне больше нравились технические моменты. Мама работала в группе учёта – это документы. Я тоже часто сидела у неё в кабинете. Уже в детстве я знала, чем управляют тепловозами, где находятся топливные баки, – вспоминает она.
В поездах есть своя романтика, и наши герои не просто познали её, а стали неотъемлемой частью той сети железных дорог, которая опутывает всю Россию. К тому же сегодня поезда выходят на новые скорости – со строительством ВСМ, которая через нашу область соединит две столицы. А это значит, что с новыми технологиями работа железнодорожника станет ещё привлекательнее для молодых специалистов.
– Я хочу все поблагодарить за тот колоссальный труд, который железнодорожники осуществляют. Всем терпения, развития, хороших пассажиров и «зелёной улицы»! – Обратилась Оксана к коллегам-железнодорожникам!
Справка:
Старт Году семьи был дан 23 января на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве. Герои проекта TVERTEAM, многодетная семья Снежковых из Тверской области, также приняла участие в торжественной церемонии, на которой был зажжён Всероссийский семейный очаг «Сердце России».
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Оксана ничего не сказала, ни словечечка про мужа, про Лаптева, это - или аномалия, или, скорее всего, она в разводе)
фэил для года семьи)