Зло, любовь и немного Гоголя: мнение о премьерной «Женитьбе» в Тверском театре драмы

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Спектакль по Гоголю идёт на сцене уже 3 недели, и перемены заметны не только в актёрском составе.

«Давайте делать паузы в словах!» – такая по-окуджавски лиричная задача режиссёра-постановщика Андрея Цисарука считывается в первые 10 минут просмотра спектакля, получившего жанровое определение «лирический фарс». Постановка раскачивается, словно лодка на волнах – медленно набирает обороты, быстро несётся вперёд при появлении Кочкарёва (арт. Никита Бахметьев) и снова движется крайне медленно, особенно в сцене появления женихов. В общем, то ли абсурдность жизни, то ли «скука жизни» вдохновили постановщика на работу на низких оборотах.

Зато второй акт смотрится более энергично, что можно считать в большей степени заслугой актрисы Дарьи Осташевской, играющей невесту Агафью Купердягину. Вот уж чей наивно-испуганный взгляд создаёт поистине комичный эффект.

Формула любви

Как известно, великий писатель Николай Гоголь никогда не был женат, вероятно, поэтому тема брака и получила такую интерпретацию в пьесе «Женитьба». Главный герой надворный советник Подколёсин (арт. Сергей Бескакотов) нерешителен и боится перспектив женатой жизни.

Николай Васильевич создавал своё «совершенно невероятное событие в двух действиях» в течение 9 лет. С перерывом на «Ревизора». Мой коллега Владислав Толстов указывает, что «Гоголь, как известно, свою пьесу «Женитьба» не любил». Источник этого факта, впрочем, не назван. Зато можно обнаружить свидетельство того, почему произведение первоначально не имело успеха, а затем «выстрелило». Во-первых, как пишет исследовательница Виктория Комарова, оно считается первой бытовой комедией в истории русской драматургии, а следовательно предвестницей Островского. Во-вторых, Николай Гоголь, переехав в 1832 году в Санкт-Петербург, грезил написать комедию сатирической направленности, но боялся давления цензуры: «Мне больше ничего не остаётся, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться. Но что комедия без правды и злости!» (Михаил Храпченко «Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя»). И сила таланта родила комедию «Женитьба». В-третьих, произведение опережало своё время.

Кроме того, мой собрат по перу говорит о том, что гоголевская комедия «драматургически неглубокая» и «была скучна для публики». Но и это не соответствует действительности, т.к. пьеса была нацелена на высмеивание пороков тогдашнего общества, и за первыми неудачными постановками следуют уже успешные. Глубина драматургии заключается в создании образов типичных петербуржцев 30-х годов XIX века и высмеивании пороков того времени. «Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою!» – пишет Виссарион Белинский в статье «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н.В. Гоголя (автора «Ревизора»)» в «Отечественных записках». Современные театры также отнюдь не брезгуют ставить «Женитьбу», Тверской драматический и вовсе продолжил череду произведений на эту тему – «Свадьба Кречинского», «Женитьба Белугина», «Осторожно! Любовь!», «Филумена Мартурано», «Женитьба»…

В общем, гоголевская пьеса, выбранная для постановки в Тверском театре драмы чуть больше года назад, рассказывает о том, как порой механически люди относятся к браку, и какие нелепые представления о «священном союзе» могут быть у просвещённой части общества. Возраст, приданое, положение в обществе, родословная… Не до каких-то там чувств!

Влюбились ли Подколёсин и Агафья Тихоновна друг в друга? У режиссёров есть простор для маневра. В фильме 1977 года режиссёра Виталия Мельникова видно, что между робкими и застенчивыми главными героями пробегает искра, которая со временем может разгореться в пламя. В тоже время в постановке 2013 года в Московском академическом театре имени Маяковского за авторством режиссёра Сергея Арцибашева Агафья Купердягина относится к сватающимся, скорее, с любопытством и не отдаёт предпочтения никому из них. Она лишь играет и радуется интересу со стороны сильного пола. В тверском варианте режиссёр-постановщик из Малого театра Андрей Цисарук останавливается на том, что П+А=♡. Но есть пиковый валет, мешающий всему…

Медвежья услуга

«С такими друзьями и враги не нужны», – гласит народная мудрость. Актёру Никите Бахметьеву досталась роль Кочкарёва, друга Подколёсина, который перехватывает инициативу у свахи Фёклы Ивановны и сам пытается организовать счастье товарища. Что движет им? Режиссёр Алексей Молостов в спектакле Ленкома 2012 года делает Кочкарёва чуть ли не дьяволом, который по-мефистофелевски нашёптывает Подколёсину грешные мысли. Татьяна Кравченко в образе свахи даже спрашивает у него: «А рожки где?». В противовес этому, в упомянутом уже спектакле театра имени Маяковского герой Кочкарёва – старый добрый приятель Полколёсина, который, скорее, деликатно подталкивает своего товарища к решению.

В Тверском театре драмы режиссёр-постановщик Андрей Цисарук дал Кочкарёву мотивацию человека, поссорившегося со своей супругой и желающего «отомстить» Подколёсину, женив того. «Разве тебе не нравится женатая жизнь, что ли?» – грозно вопрошает в завязке Кочкарёв. Словно суровый тренер, пытающийся разбудить спортивную злость, Илья Кочкарёв пытается заставить своего друга «пробежать всё поле, быстрее пули и забить гол».

Неслучайно в тверской вариации классического произведения по сценической площадке по временам прокатывается футбольный мяч. А запускает его в первой сцене именно Кочкарёв. Что может означать эта метафора? Кажется, всё и ничего одновременно. Чувства, импульс, идея… Как в древнегреческом, эйдос – «образ», «форма», «вид», «первообраз».

Герой Никиты Бахметьева, полагаю, что по задаче режиссёра, выглядит несколько плоским… Т.е. 90% времени он просто энергично и агрессивно пытается запихнуть Подколёсина под венец. Неслучайны его и отбрыкивание ногой от прочих женихов, и рубящий жест с фразой: «Пошли вон, дураки!», которому он учит Агафью Тихоновну. То, что зло не поможет устроить счастье другого человека, считывается сразу, но вот та однообразная лёгкость, с которой у «свата» всё выходит, наскучивает. А ведь интерес в преодолении препятствий.

Подколёсин в исполнении Сергея Бескакотова романтичен и влюблён в Агафью Тихоновну (арт. Дарья Осташевская). Несмотря на всю свою нерешительность. Выглядит придиркой, но после столь страстных поцелуев героев в сцене признания слабо верится, что жених способен сбежать. Зрители восторженно аплодируют такой страсти.

Агафья Тихоновна, девушка на выданье 26-ти (по пьесе) лет, чью маску примерила актриса Дарья Осташевская – самая комичная героиня в тверской версии «Женитьбы». Больше всего, да простят мне несерьёзность, она напоминает бельчонка из мультфильма «Ледниковый период». Широко распахнутые удивлённые глаза, умение быстро спрятаться в девичью комнату, точно подобранный жест – словно девушка мнёт в руках какую-то маленькую бумажку. При этом Агафья Тихоновна затмевает по харизме женихов, пришедших свататься – и экзекутора Яичницу (арт. Евгений Романов), и лейтенанта морской службы в отставке Жевакина (арт. Никита Берёзкин), и пехотного офицера, франта Анучкина (арт. Александр Крайнов). К слову, актёр Константин Василенко, игравший Анучкина изначально, больше привлекал внимание.

Игра, идёт игра

Декорации спектакля прямо кричат о том, что всё происходящее – это игровой процесс. Игровой в том смысле, что пол покрыт чёрно-белыми клетками, словно шахматная доска, мы видим катающийся мяч этого «матча», помост, куда встают женихи, словно для кукольного представления и даже части интерьера с рельефом губ, носа, уха – намекают на паззл… Несколько кукольными смотрятся и все сцены с женихами, им, на мой взгляд, будто не дают показать себя, раскрыться.

Зато в действо зачем-то добавлены продолжительные паузы, которые должны напоминать неловкие ситуации в жизни. Приём несколько раз повторяется и далеко не всегда идёт постановке на пользу. 26 ноября, когда я впервые посмотрел премьеру, мужчина на соседнем кресле в начале «Женитьбы» уже клевал носом. Встрепенулся он только при появлении Кочкарёва. Сложно осуждать зрителя. 14 декабря темпоритм уже чуть выровнялся.

Возвращаясь к идее борьбы злого расчёта и чувств. Человечнее всего выглядит героиня заслуженной артистки России Ирины Кирилловой – сваха Фёкла Ивановна. Она хоть и носит тренерский свисток, зато понимает, что рвать мышцы «спортсменам» не нужно. Под её руководством в противовес линии Кочкарёва, надо полагать, Подколёсин женился бы. Тонкий женский деликатный подход не потерпел бы спешки, а дал бы временной разбег. Авось Подколёсин и свыкся бы пусть и с хлопотной, но приятной ролью.

Возрастное ограничение – «16+».

Фото были сделаны 26 ноября.

Читайте также – «Хочу быть понятым»: в Твери провёл творческий вечер народный артист России Никита Михалков.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

6
3
Telegramm Культура Театры

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .