Артефакт истории тверского края
Крест, гордо стоящий на одном из холмов, на границе тверской и новгородской областей, условно был назван в начале века, с легкой руки профессора ТвГУ Ю.Смирнова – ВЕЛИЛЬСКИМ.
Этот крест и стал предметом наших изысканий. Казалось бы, прошло всего 15 лет с тех пор, когда о нем было крейнее упоминание. Но этого вполне достаточно, чтобы потерять его навсегда. И это не красивые слова, это реалии наших дней. Сложно оспаривать доводы профессора, изложенные в его статье газеты «Вече Твери» от 04.04.2001г., но всегда есть повод усомниться. Собственно, глодали не сомнения в доводах, а просто желание посмотреть на это достояние истории и простая любознательность. Пощупать этот знаменитый «путь из ваяг в греки».
Большую помошь в организации поездки и поиску креста нам оказал краевед-энтузиаст, инженер природного заказника «Исток Волги» Тютин А.В.. Сегодня добраться до велильского креста с тверской стороны можно разве только на вездеходе и только в хорошую погоду. Тех дорог и тех деревень, что были еще 15-20 лет назад найти практически невозможно. Еще сложнее найти людей, которым интересны подобные артефакты или вообще тех, кто интересуется историей края. Просто выбрать дорогу по карте и по ней доехать до вышеобозначенного населенного пункта не получится. Старых грунтовых дорог и деревень не видно даже со спутника в Гугле. Есть «грунтовки», по которым передвигаются лесовозы, но эти направления строятся по другому принципу. Сегодня на дорогах по границе тверской и новгородской областей гораздо чаще можно встретить большегрузы с дровами, чем автобусы. Верным ориентиром некогда существовавшего поселения служат густые заросли борщевика. Вся окраина области плавно, но уверенно, превращается во всёпоглощающий хаос – бесформенную совокупность материи и пространства. Поэтому, помощь человека, знающего окрестности и дороги, в данном вопросе просто необходима.
Работы по изучению каменных крестов стали появляться во второй половине XIX в. и они касались либо конкретных каменных крестов (В.И. Колосов), либо выходили в составе работ, посвященных истории различных объектов христианского культа (труды архимандрита Макария, работа И.Малышевского) Первые попытки систематизировать и классифицировать каменные кресты с научной точки зрения были предприняты только в начале ХХ в. А.А.Спицыным и И..А. Шляпкиным.
Вопросу каменных крестов уделялось внимание и в наше время. Известны труды по каменным крестам Псковской области у В.В.Седова, Б.Н. Харлашова, А.Р.Артемьева, В.М. Рожнятовского, В.В. Панченко, по каменным крестам в Карелии – М.М. Шахновича, по каменным крестам в Эстонии – Ю.П. Мальцева. Кроме того, существуют и другие статьи, посвященные каменным крестам, но во многих работах встречаются не только ошибки, но и явные заблуждения, которые копируются и размножаются в околонаучной среде. Так утверждение В.В. Кавельмахера, что «надгробных каменных крестов в современном смысле слова Древняя Русь не знала», просто не соответствует действительности, поскольку намогильными являются более 97% из осмотренных нами каменных крестов.
Типичным недостатком большинства опубликованных работ является тот факт, что они касаются ограниченных территорий, зачастую не содержат такой важной информации, как описание материала, из которого изготовлен крест. Другой недостаток работ – использование зачастую устаревших данных, взятые из старых отчетов и книг, без каких – либо характеристик самих крестов как оказывается в действительности, зачастую этих объектов на местности уже нет.
На территориях Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей, а также республики Карелия, найдено, осмотрено, и проведено фотофиксации на январь 2012 года более 700 каменных крестов разного периода изготовления. http://regionavtica.ru/articles/osobennosti_rasprostraneniia_kamennyh_krestov_severo-zapadnogo_regiona.html
Недостатков в описании Велильского креста достаточно. Но собственно и информации о нем тоже не много. По этому, чтобы доказать его явную историческую ценность, надо провести еще большую работу.
Велилы один из древнейших населённых пунктов Новгородской области, о чём свидетельствует большое количество археологических объектов близ села: селище, две сопки, курганная группа (VI—IX вв.) и жальник. Велилы упоминаются в Новгородской первой летописи, в списке « А се имена всЂм градом Рускым, далним и ближним … ДЂмяна, МолвотицЂ, Березовечь, Стержь, Морева, Велиль, Лукы, Руса, Куръ на Ловоти… ». Волость Велиля в Деревской пятине Новгородской земли, центром которой было нынешнее село, занимала территорию, ныне находящуюся не только в Марёвском районе, но и в Холмском районе Новгородской области, а также на севере Пеновского и Андреапольского районов Тверской области. До 1406 года чаще упоминается как Велилля. В 1540-х годах был учреждён и Велильский ям (нынешняя деревня Ям, близ Велил). В списке населённых мест Демянского уезда Новгородской губернии за 1909 год село Аполец, деревняАполец (Воронье Крыло) и погост Аполец указаны как относящиеся к Велильской волости уезда.
Интересна этимология названия н.п. Велилы и Аполец. В XV в. Велилы, по-видимому, входил в волость Морева, которая платила налог («черную куну») в литовскую казну [Янин 1998: 12], позднее, в 1495 г., обозначена как «волость великого князя Велиля». Первичные формы ойконимов – Велиль, Велиля – достоверно трактуются как йотово-посессивные производные от личностных имен Велилъ, Велило, Велила. Исходное имя, в свою очередь, выступает гипокористикой, осложненной суффиксом -ил- (как др.-рус. Добрило, Жидило, Радило, Гостилъ и др.), на базе композита с начальным Вел- (к *velьjь ‘большой, многий’). Ополец, “окающий” вариант, позже утраченный, что сближает местные холмские говора с “акающими” псковскими. В старину “опольем” называли край поля, или земельный участок, расположенный на краю поля, в уменьшительном варианте “ополец”. Это отступление больше для эрудиции.
На основании исторических доказательств, что населенный пункт Велилы, в окрестностях которого расположен данный крест, берет свое начало в глубокой древности, есть все основания полагать, что и сам крест был изготовлен и установлен достаточно давно. Мы имеем исторические доказательства, что в данном районе были проложены волоки направления «пути из варяг в греки». Правда, не совсем поддающиеся пониманию, если смотреть на карту сегодня. Гораздо логичнее можно объяснить расположение Стерженского креста и креста из Берёзова Городища (найденного С.Н.Ильиным), как ориентиров водного пути. Который проходил по озеру Селигер, волок до оз. Песчинка (2-3 км), далее по р.Песчинка, р.Щебериха, р.Пола и оз.Ильмень.
Сложнее объяснить расположение Велильского (Аполецкого) креста, от которого до истоков р. Большой Тудер волок не менее 4-5 км., далее р.Кунья, оз. Ловать. Но если логика маршрута Новгород – Селигер (Стерженский крест) – Волга понятна, то маршрут Новгород – Велилы ставит большой вопрос. Так как от н.п. Велилы на юго-восточном напрвлении сплошные болота до Торопца, Андреаполя и Пено. Конечно, всегда в подобных изысканиях надо учитывать климатические условия того времени, соответственно уровень воды и русла рек прошлых веков. Сомневаюсь, что сегодня, кто-либо сможет с уверенностью показать русла малых рек той поры. Сделать вывод, что Велильский крест не мог быть ориентиром для волока на участке «пути из варяг в греки», я не могу. Как и объяснить его предназначение.
Подобных крестов в окрестностях Волговерховья найдено несколько. Хорошо описан Тороповский крест (деревня Торопово на берегу Западной Двины) перевезен в Андреапольский крапеведческий музей. Стерженский крест (стоял некогда при впадении Волги в озеро Стерж) перевезен в Тверской краеведческий музей.
На кресте имеется надпись с проставленной датировкой – 14 июля 1133 год : «в л(ет)о 6641 м(е)с(я)ця июля 14 д(е)нь почяхъ рыти реку сю язъ иванко павловиць и кр(е)стъ сь поставхъ». Упомянутое на кресте имя индентифицируется с Иванко Павловичем, новгородским посадником 1134—1135 гг., погибшим во время битвы на Ждановской горе. Как предполагается, крест был поставлен в верховьях реки Волги при впадении её в озеро Стерж как напоминание о проделанных работах по углублению русла реки Волги.
Лопастицкий (Витбинский) крест (находился на берегу протоки из Лопастицкого озера в озеро Витбино) подарен Тверскому краеведческому музею С.П.Уткиным в 1880г. Все были обнаружены на «древних водных путях Верхнего Поволжья» (Колосов В.И. – Тверь, 1890). У всех крестов основанием служил крупный камень прямоугольной формы, размером 55 х 45 см. и толщиной от 20 до 25 см. В центре камня выдолблено квадратное гнез-до размером 22 на 23 см. глубиной 15 см. Похожее основание найдено около в 2014 году в д. Рясна Старицкого района, краеведом А.Волнухиным. Велильский или Аполецкий крест представляет собой полный аналог перечисленного.
В средние века в наших северо-западных областях большое распространение получили валуны и каменные кресты, которые выполняли самые, что ни на есть земные, зачастую практические функции: указывали на границы владений, служили топографическими ориентирами, а выбитые на них знаки и надписи обозначали знаки собственности или указывали на какие-либо памятные события. Так, на камне «Крестовик» («Рюриков камень» у деревни Волговерховье) хорошо сохранились «грань» – древнерусский межевой знак, известный по документам с XIV в., и тамга Рюриковичей (ХII-ХIII вв.) и очень плохо «след великана». Следы великанов на известных камнях меньше, но всё равно впечатляют. Так, на камне «Крестовик» (район Селигера) он составляетболее 50 см, примерно такого же размера другой след в Псковской области возле деревни Сохново (57 см.)
Такие памятники называют межевыми, памятными, путевыми в зависимости от их назначения. В одном из старинных актов 1591 года читаем: «Лежит граница. Усвячею рекою уверх до Синего каменя на правую руку на суходол, тым суходолом… на мох чмотый, прозываемым Любовицким». А вот выдержка из другого документа – Мировой грамоты, подписанной крестьянами-смердами с боярином Григорием Семёновичем в 1375 году об установлении границы крестьянских и боярских земель: «…да Анусарою рекою вверх на Великий камень». Здесь камни выступают в роли топографических ориентиров, своеобразных пограничных столбов. А так называемые Борисовы камни явно выполняли путевую роль. Лежат они в русле р. Западная Двина в районе белорусского города Полоцка. На камнях выбита надпись: «Господи, помози рабу своему Борису» с изображением православного креста. Как установил первый исследователь камней А. Сапунов (1890 г.), эти надписи сделаны во время княжения полоцкого князя Бориса Всеславовича (умер в 1128 г.). Камни лежат на бурном порожистом участке реки, и когда кормщики приближались к нему, они выходили на берег, совершали молитву и просили у Бога благополучного сплава. Так что одновременно с путевой функцией эти валуны играли роль и своеобразных магических камней-оберегов.
Путевое и межевое значение некоторых валунов подтверждают и каменные кресты, которые ставили на древних водных путях и волоках.
К такому же типу крестов можно отнести и Тороповский крест, и Стерженский крест, и Лопастицкий (Витбинский) крест, а также Аполецкий из деревни Верхний Аполец Андреапольского района, который находился на волоке между р. Пола и бассейнами 3ападной Двины и Волги. («Дорога к истоку» А.Попов)
На камнях встречаются и другие знаки, зачастую трудно поддающиеся расшифровке. Среди них камни с изображениями стрелок, решёток, различных геометрических фигур. Возможно, это просто подсказки для путника.
На Велильском кресте есть шесть углублений круглой формы, глубиной до 2 см. Очертаний какой-либо фигуры они не определяют. Есть предположение, что это следы от пуль горе охотников. Свое местоположение, пусть и незначительно, он утратил. Как и направление по сторонам света.
До сих пор учёные не знают, где находится летописный Игнач Крест, до которого дошли полчища Батыя и повернули назад. Некоторые считают, что каменный крест из деревни Верхний Аполец (Андреапольский район Тверской области) тоже один из кандидатов на это открытие. Возможно они и правы.
Задача выполнена, Аполецкий (Велильский) крест найден. Но, … Что дальше? Окружающая обстановка подсказыают, что если данный артефакт истории не найдет достойного места в ближайшее время, мы его можем просто потерять навсегда. Вопрос о его доступности для простого созерцания уже сегодня под большим вопросом. Хорошо видно, что его пытались передвинуть, совершенно недавно. Следы свежей глины и выкопанная «подошва», с подложенными досками явно указывают на это. Просто на тот момент «товарищи» недооценили его вес и свою силу.
КОММЕНТАРИИ 3 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
В музей срочно этот крест! Иначе упрут ведь...
А нужен он музею?
внести в перечень памятников, важных или там каких, - украал долой руки.
святыня