Фэнтези «История российского государства» Б. Акунина
Вокруг истории Отечества продолжаются твориться безумства. Не дает покоя великому спору либералов-западников и консерваторов-патриотов, как же учить родную историю, какая степень достоверности должна быть у знания, претендующего на звание исторического. Ситуацию подогревают талантливые люди с тренированным чутьем трендов. Это я о любимом многими Борисе Акунине – писателе Георгии Чхартишвили.
Известно, что он задумал стать современным Карамзиным, намереваясь в пику единому учебнику истории написать свою историю России. Точнее историю российской государственности – то есть формирования, начального и последующего развития институтов государства и трендов (вроде религиозного), ставших причинами, предпосылками и, надо думать, следствиями «русского самодержавия», с которым наша страна ассоциируется на Западе.
Первый том вышел 16 ноября прошлого года. Роскошное толстое издание, напечатанное на глянце в Италии, со средней ценой в книжном магазине в две палки колбасы. Два месяца эту штуку критиковали и возносили до небес, ненавидели и восторгались, что обычно бывает с авторскими произведениями. Все бы ничего, но получилась вот какая оказия.
Это не преувеличение. С учетом, как работу восприняла публика. Фанаты писателя уже просто боготворят его трудно читабельный исторический труд, советуют вводить его в школах и собираются прививать своим детям любовь к истории через эти тома – написано ведь лучше, чем школьный учебник, не вызывающий никакого интереса у ребенка из-за сухого преподнесения материала, где нет «живой истории», а есть набор фактов, цифр и однообразных картинок-портретов. Таким мнением пестрят форумы и комментарии к скачиванию книги в Сети. В этом смысле Акунин попал в аудиторию – воспользовавшись безусловным даром рассказчика и антирациональной ненавистью либеральной общественности к попыткам государства создать академическую историю родной страны да еще «навязать» ее будущим поколениям.
Запомним два эти отклика массового читателя: популяризация истории и «учебность».
Правда, не геростратова ли эта слава, за счет игры на чужом поле? Для ознакомления или обновления в памяти можно заглянуть хотя бы сюда – столько «вольностей» в одном абзаце можно найти разве в школьном сочинении по произведению, которое не читалось даже в любимом многими сокращенном (лайт) варианте.
Постойте, но это же Акунин – легенда, авторитет, великий и ужасный. Значит, дело в другом. В том, что это абсолютно авторское произведение. И мне просится на язык слово «фэнтези» – только вместо настоящей магии есть волшебство очаровательного писателя, которому нельзя не верить. Вы думаете, я принижаю уровень современного читателя? Отнюдь, ибо с таким материалом выходить на суд научного сообщества – это самоубийство. Он вышел к простому читателю. Сознательно, как специалист по массовой культуре, отлично зная, каким именно образом его слово отзовется.
Доказать все вышеизложенное очень просто. Историк вроде меня, не имея ничего против писателя Акунина или Пикуля (сравнение, как вы понимаете, не случайно), обратится, прежде всего (то есть перед прочтением шикарного издания, которое хочется «облизать» как айфон), к внешней критике источника, один из разделов которой – личность автора.
18 января этого года (спустя много месяцев после опубликования рукописи) Акунин появился на популярнейшей московской радиостанции с разъяснениями, что и как. Запись и стенограмму эфира можно глянуть здесь.
Итак, первоисточник…
Борис Акунин сам идентифицирует жанр своей книги следующим образом: «в англоязычной литературе называется “making sense of” там что-нибудь. То есть попытка разобраться в чем-то сложном.Вот, у меня эта книжка – по жанру это making sense of russian history, да? Можно выразиться грубее: эта книга – это история России для чайников, и при этом написанная чайником. Да? Потому что я не специалист, я не профессионал, я не профессиональный историк, я им не стал в результате работы над этой книгой».
Его задача в этой книге – «Не научить истории, даже не ее рассказать, а вызвать к ней интерес».
Хорошо, запомним это. А теперь немного по методологии популяризации истории «для чайников от чайника».
1. «Кроме того, в каждом томе есть некий, так сказать, главный вопрос, ответ на который я хочу найти. В первом томе меня интересует, а как вообще и почему образуется государство? Вот, не было ничего, а возникло государство. Как возникло Русское государство, Российское государство? Почему? И второй вопрос – почему это государство, несмотря на все свои несовершенства, оказалось таким прочным, таким живучим, таким стойким? Почему каждый раз, когда оно терпело крах, оно возрождалось и становилось еще сильнее? В этом есть секрет, в этом есть тайна – я хочу ее понять».
2. «В древней истории я читаю про факты, прежде всего пытаюсь понять: это факты или это легенда? Может быть, я ошибаюсь, да? Но если я прихожу к какому-то выводу, я объясняю читателям, почему я пришел к такому выводу и читатель может со мной не согласиться.
Второй этап, я пытаюсь осмыслить. Вот, о’кей, я считаю это фактом. Почему это случилось? Какие уроки можно из этого извлечь? Я отношусь к истории совершенно не так, как относятся авторы единой концепции. У меня функционально иное представление об истории.
Меня вообще очень раздражает, когда к истории (а у нас это было практически всегда) относятся как к средству идеологического воздействия или просто воспитания молодежи. В таких ценностях, в сяких ценностях. По-моему, это неправильно».
В интервью есть еще много интересного: и про политконтекст, и про фантазию, и про будущие планы, и про искусство в истории, и про «вычитку блох» в рукописи некой профессурой.
Вот прочитает ребенок лет четырнадцати эту штуку, и какой будет первый вопрос? Правильно, зависит от того, что у него было до этого в загашниках. Представление, сложившееся после единого учебника истории, или после ничего – пустых файлов чистого разума. В первом случае, вопроса будет два: где правда и кому верить. Во втором случае вопросов уже не будет – первая книга как хрестоматия – запоминается навсегда, от нее идет отсчет.
Это все равно, что прививать любовь к науке на серии книг «Секретные материалы» (помните, были такие отдельные романы, не нашедшие выход к экранизации). Может получиться, а может стать все безнадежно загубленным. То есть, когда читать и зачем читать – это первостепенные вопросы.
Если у тебя в голове нет академической версии происхождения славян, то как ты отнесешься к версии любимого автора, от которого млеют твои родители, друзья, коллеги? Правильно, так же, как это сделали многие взрослые люди в Сети. И понеслась склока академизма и массового представления, и готовы мы уже сложить головы за любимого автора, и наплевать нам уже, как там и что было.
Еще один вопрос на засыпку. А что же читают по истории в Америке, считающей себя супернацией? Или их история действительно великая, особенная, в отличие от всех остальных? Задайте себе этот вопрос во время познания акунинской рукописи. Вы узнаете на собственном примере, какое у вас сформируется мнение о самоописании родного народа. С учетом того, что своего у нас осталось очень мало – по большому счету, только история (и православие). Народная культура почти потеряна, дворянская – утеряна еще тверже, язык размывается, советский менталитет сопротивляется.
Представляете, какая должна быть ответственность у автора, когда он играет последним по-настоящему значимым – исторической памятью? Можно ли здесь играть в писателя? Наверное, то не в нашей нынешней ситуации очередного самоопределения.
Смелости взяться за необъятное у Акунина хватило. С точки зрения современного историка, написать в одиночку такой труд – задача невыполнимая. Это даже не на несколько жизней. Потому что важен не публицистический стиль, а академизм, научность, логичность и простота изложения. Даже самый маститый из маститых может быть профессионалом только в своем периоде – скажем, времени феодальной раздробленности Руси. Скажу еще жестче – в одном из аспектов этого периода, к примеру, культуры или политической истории. Об этом почему-то обыватель забывает, начиная задавать вопросы одному историку и про древние цивилизации Латинской Америки, и про заселение Австралии, и про буржуазную революцию в Англии, и про личность Ивана Грозного.
Наверное, кому-то интересно узнать у криптолога его мнение по горячей статье театрального критика – текст и любовь к символам их все-таки объединяет…
Акунину вменяют после первого тома гордыню. Думаю, это не гордыня, это общий тренд. Писатели – совесть русской нации – заменили нам историков. Вот на Западе они как-то умудряются сосуществовать. Подозреваю, что там люди просто хорошо понимают ту грань, где кончается обычно скучно преподносимая наука и начинается увлекательное чтиво – смесь авторской выдумки и исторических интерпретаций, переходящих в откровенную вольность.
Вообще это называется демократия, которую обслуживают господа Акунины своим авторским мнением. Это не хорошо, и не плохо. Это данность, в которой, увы, истине и демократии с ее все более «массовизирующимся» обществом не по пути.
Наш вариант еще страшнее западного – мы принимаем беллетристику выдуманного сакрального знания (типа, «Код да Винчи») за истинное сакральное знание, коим для Запада является наука. Мы снимаем вопрос достоверности с повестки дня – мол, история открыта для любых интерпретаций и фантазий, коим дает «зеленый свет» туман ранней истории славян и возникновения русской государственности. Не забывайте об этом, когда будете советовать прочитать «бродилку в тумане» Акунина кому-либо. Не забывайте об этом, когда будете пересматривать «Сталинград» Бондарчука.
Как же прав был ненавистный многим Путин, когда дал отмашку на единый учебник истории! У нас нет жирной точки отсчета – не в конце истории, а в ее начале. Пришла пора ее сотворить, а то наступит время, и в школах будут учить историю по Акунину, а потом по Фоменко с Носовским, а потом по фантастике и фэнтези. Грань между учебой и любовью к знанию тоже ведь очень зыбкая…
У Элвина Тофлера они названы “шестеркой фильтров”. Следующий уровень – профессиональное образование историка, откидывающего посредством принципов и методов исторической науки всякие шарлатанства и пассы “шашлычных грузинских рук”.
А так – развлекайтесь на здоровье. Но, пожалуйста, относитесь к вещам так, как они того стоят, и не требуйте от ваших кумиров того, чего они сделать не в состоянии. Иначе вы перестанете уважать самих себя и, в конечном счете, личностно растворитесь в мире выдуманном, фэнтезийном, где вы бог, а не простой журналист из «параллельной реальности», в которой ледовая дружина некогда великой страны попробует взять долгожданное золото Олимпиады. Последнее я знаю точно, с достоверностью современника, отдельно подчеркну, в здравом уме и светлой памяти.
КОММЕНТАРИИ 10 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Да Акунин - просто мелкий шкед по сравнению с теми фальсификациями в русской истории, которые признали даже не очень тепло к нам относящиеся европейцы. 21 января Европейский суд принял сенсационное решении о том, что предоставленные при Горбачеве и Ельцине "документы", указывающие на то, что в расстреле десятков тысяч польских офицеров под Катынью повинен Сталин и советская сторона, оказались фальшивкой. Решение сенсационное: выходит, что последние 20 лет руководство нашей страны неустанно каялось в преступлении, которое в 40-е годы совершил кто-то другой. Выходит,что документы о катынском расстреле, которые появились в конце 80-х из рукава члена Политбюро ЦК КПСС Александра Яковлева, не более чем фальшивка – суд даже не принял их к рассмотрению.
Кому-то в окружении президента СССР Михаила Горбачёва нужно было скомпрометировать отечественную историю и лично Иосифа Сталина накануне распада СССР. Та же, извиняюсь за каламбур, история с жертвами холокоста, с Гулагами... Потом всплывают подлинные архивные документы, Солженицын кается, но об этом снова все молчат.
А что касается истории - она всегда была и будет разменной монетой в политической игре. Её будут переписывать Акунины ли, Путины ли, не всё ли равно? Мыслящий человек всё равно докопается до правды.
Мыслящий да, но как быть без здравой матчасти и как учить детей? Ведь наверняка с тем же Акуниным произойдет такая фигня: нормальный учитель в школе даст учебник, а родители отправят к Акунину (ведь хотя бы издание какое шикарное - не в пример туалетной бумаги обычного учебника истории)... И что произойдет - сбой несформировавшейся программы. А тут еще Инет, фильмы, научпоп и т.д. УжасЪ!
Спасибо за статью и за тему. Книгу Акунина не читала, и не куплю, т.к. верно упомянутые фильтры у меня железно работают. В институте каждый преподаватель истории и философии давал разный подход, при этом все сходились в одном : "всё подвергай сомнению". К сожалению, большинство(т.н. массы) никаких книжек не читают, их познания формирует ТВ и Голливуд, что ещё хуже. Когда грузин пишет историю русским, славянам , в этом что-то не то... Лучше бы историю Средиземья писал , но и там нужно образование и серьёзный подход.
... Да еще какое - у Толкиена такие подтексты находят исследователи творчества, что залюбуешься )
Много слов.
Вывод какой - запретить Чхартишвили писать?
У Акунина поболе будет )
Вывод: история - наука, Акунин - беллетрист.
Надо меньше распространяться о таких перлах. It doesn't make sense. (Кстати одно из моих любимых выражений на этом языке)Если уж продолжать мысль в том же ключе. Про книгу Акунина я фообще не слышал,как и 90% граждан России. Из оставшихся ее прочитают тысяч десять, у них будет тысяча детей. Из которых половина пошлет родителей подальше, как в прочем и учебный курс истории. Очередная буря в стакане воды. У меня другой вопрос - почему Майн Кампф запретили. У человека должен быть доступ ко всем источникам информации. А если человек, при желании, изучив много литературы (типа руководства Масс Эффект, Воркрафт и прочее)решит, что он эльф, то уши ему от пластического хирурга и в путь.(Да прибудет имя святого Джона Рональда Руэла Толкина во веки веков и "Сильмариллион" каждому в парту))) Хотя полиглот и антрополог, прошедший войну Толкин, сконструировавший несколько языков у меня вызывает только чувство уважения. Да и сам я сам из его адептов - каюсь) Поэтому ну и хрен с ним (Акуниным), нормальный человек кроме как писателя романов про Фандорина его не воспринимает.
gor, вы недооцениваете популярность Акунина, противопоставление его труда единому ученику истории, а также медиаресурс либеральных сил ) Одной аудитории Эхо Москвы уже хватит, чтоб эта книга не оказалось лишь бурей в стакане.
Аудитория Эхо Москвы состоит из неадекватов, мягко говоря. Да и сам перечень имен, подвязавшихся на поприще радио - пера наводит на грустные размышления. (Бунтман, Венедиктов, Шендерович, Альбац, Ганапольский, Радзиховский, Млечин и пр.) Я их слушаю по мере возможности, интересно что говорит про нас Голос Америки на деньги Российского правительства. В основном - помои. Помню, когда наших ребят расстреливали в Осетии, Венедиктов затыкал всем звонившим в студию рот с истеричным криком, что мы не знаем что там произошло, может это русские напали первыми. Причем "русские" звучало как - бы отдельно от россиянина Венедиктова. Они так и Петра Первого причислили к женщинам, дескать потому его бесили бороды, что у самого не росла. И Александр Невский предал брата да и вообще тот тип был и т.д. Иван Грозный по сравнению с европейскими монархами был просто ребенок, а туда же маньяк. А чего это у него была такая библиотека и России при нем приобрела современные очертания - молчок. Основной апологет очернения истории Млечин. Поэтому что с убогих и сирых взять. 10% потолок всего их электората. Но самое интересное, а на чьи деньги льются все эти помои на Россию. Ба - "Газпром - Медиа" основной акционер, т.е. фактически правительство РФ. Такие каламбурчики в современной истории, что до старой уже не досуг. Не удивлюсь, что труд Акунина был проспонсирован то же по линии Минкульта. Те же Пуси Райт (часть арт группы Война) получали премию за нарисованный (простите) мужской эрогированный фаллос на разводном мосту в Питере. И чё? Получили пляски святого Вита в Храме. http://piter.tv/event/Art_gruppa_Vojna_zabra/ Все в системе - убрать образование, убить медицину, задушить культуру, насадить культ денег и вседозволенности. За большую часть высказываний и видеоряда в тех же США уже закрыли канал и пересажали всю редакцию. Как все идет - лет через 50 лет не будет такой страны как Россия. А мы радуемся - ой того сняли, ой сего. Но при этом караван идет...
"Для ознакомления или обновления в памяти можно заглянуть хотя бы сюда – столько «вольностей» в одном абзаце можно найти разве в школьном сочинении по произведению, которое не читалось даже в любимом многими сокращенном (лайт) варианте."
хахаха, Стариков сам там такую ерунду пишет про первый абзац, что дальше можно не читать. )