Мой рейтинг вестернов (№23)
Место №23
Отважный стрелок, США, 1967
Омбре… Кх… На русский фильм переведен как «Отважный стрелок», что, в принципе, не совсем верно, хотя звучит лучше, чем непонятное словечко – не то мексиканское, не то индейское. А на самом деле с испанского hombre означает всего лишь «мужчина». В данном случае, значение приближается к нашему «настоящий мужик», только без пафоса и лоска показательной крутости в духе бондианы, потому что никаким героем «омбре» становиться не хотел, он просто жил по своим принципам…
Вот и настало время появиться в рейтинге классическому американскому вестерну: с героем-одиночкой, понятно мотивированными персонажами, конечной интригой достаточно незамысловатого сюжета, натуральными пейзажами пыльной Аризоны и неизменно красивыми женщинами, даже на второстепенных ролях. Прибавим сюда чисто штатовскую линию противостояния белых и индейцев (заодно и мексиканцев), нальем в коктейль толику мыслей об организации социального устройства, банду грабителей-убийц и отличное послевкусие от эстетики и достойной «сольности» картины – все, шедевр готов. Причем говорю это без сарказма.
Кстати, решается «борьба народов» не в пользу грубых циничных ковбоев, потому что идеология по взращиванию самого крутого общества на планете Земля (а Голливуд является отличным инструментом для решения этой задачи) требует переосмыслить истребление великой краснокожей нации, так и не сумевшей сплотиться перед крупнокалиберным стволом белого человека. Главный герой по имени Джон Рассел, выросший в индейской семье, разительно отличается от того бандитского сброда с мыслями о выпивке и золоте, который приехал покорять Америку. Он сильнее как личность, у него есть, чему поучиться, через него можно посмотреть на себя самих. У него, в конце концов, есть целостное восприятие мира и четкие представления о справедливости. А еще невозмутимое поведение холодного “полукровки”.
Вот вам и знаменитая пропаганда, цензура, которую клеймил Запад, говоря о стране Советов. Оказывается, там снимали по не менее жестким канонам – запросы рынка требуют смотрибельности, а хороший парень может иногда и погибнуть для приличия, ведь индеец не должен оказаться в 9 случаях из 10 круче (что не значит лучше) белого человека, пусть и не «омбре». Один случай лишь подтверждает общее правило и является данью уважения плюрализму мнений. А что уж там увидит публика – мораль или антимораль – дело их, хуже обществу в целом не будет, ведь капитализм построен на неравноправном, но все-таки соединении личной выгоды и благотворительности. О равенстве никто не говорит – оно должно быть не в имуществе, а в правах.
Люблю повторять, что американцы обожают создавать о себе мифы, а потом их разрушать, прикалываться над ними, сатирически обыгрывать. Но никто точно не скажет, какой эффект в каждом конкретном случае вызовет такая игра с самоописанием в глазах широкой аудитории. Запрограммирована лишь полезность любого эффекта, а не возбуждение разрушительных сил (такое кино сейчас стряпают у нас). Беспроигрышный вариант, созданию которого, вероятно, стоит поучиться.
В картине Мартина Ритта водораздел персонажей очень четок: эта – вынуждена самостоятельно идти по жизни (дань эмансипации женщин), этот – взяточник и трус, этому еще жену воспитывать (в силу молодости и сложностей первого брака), эта наказана за гордыню, этот – продажный шериф, этот – обыкновенный матерый бандит, этот – недобросовестный ученый (привет продавшемуся мировому сообществу «экспертов», раскрутивших тему глобального потепления в угоду определенным бизнес-структурам!), этот – необыкновенный герой. Последним оказался знаменитый Пол Ньюман (ушедший из жизни в 2008 году в возрасте 83 лет) – думаю, мы еще встретим его в нашем рейтинге… Актер примечательный. Не лучшая его роль, но сыграно на достойном уровне, попадание хорошее.
На самом деле, фильм о выборе, который приходится делать гораздо чаще, чем сегодняшним прожигателям жизни в офисах или на шопинге. Это ведь тоже очень американская, затертая, но важная штука – ответственность за принятое решение. Да и показана мастерски: без суеты, передергиваний, ненужных сантиментов, гипербол и метафор. Все очень жизненно – настоящая история с Дикого Запада, без масштабности, но с глубоким, и одновременно таким понятным междустрочником.
Стрельба, где нужно, смысл – во всякое движение, действие, слово. От того персонажи получились не картонными, а реальными людьми. Прислушайтесь к диалогам – по хорошему сценарию (а картина поставлена по книге) американцы умеют их иногда выдавать! Спасибо актерскому составу и по-восточному умудренному жизнью Джеймс Вонг Хоу – оператору «Фабрики грез» с китайскими корнями.
Итак, представитель классического американского вестерна с выдающимся из жанра подтекстом занимает 23 место в нашем хит-параде. Смотреть стоит, даже если скажу, что пересматривать потом некоторое время не захочется. Уверяю, это лишь поначалу.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти