Мой рейтинг вестернов (№24)

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Место №24

Сабата, Италия, 1969 год

Сабата… Хм… Ударение, кстати, на среднюю гласную, к слову саботаж никакого отношения к имени главного героя не имеет. Нетрудно подсчитать, что в этом году фильму исполняется 45 лет, поэтому в списках живых уже не значатся многие актеры и создатели фильма. Заметим, однако, что режиссер Джанфранко Паролини и продюсер Альберто Гримальди (запомните это славное кинематографическое итальянское имя) все еще в строю, хотя на двоих им уже 170 лет. Картина в моем хит-параде открывает славную страницу так называемых спагетти-вестернов.

«Сабата» – классический развлекательный вестерн. Более того – именно итальянский, «макаронный». Кто-то считает огромную массу подобных фильмов (большинство из которых были рассчитаны на массового зрителя и являлись «проходными») поджанром собственно вестерна. Я же склонен рассматривать их как этап развития одного направления, этап, который сделал для «картин стрельбы и погонь» чуть ли не больше, чем сами родоначальники – американцы.

В картине Паролини присутствуют все основные черты «спагетти-вестерна»: супергерой, его уникальная команда, где у каждого есть свои фирменные приемы, «фишки» (не удивляйтесь, знаменитые голливудские боевики, 30 лет не сходящие с экранов кинотеатров, вышли именно из вестерна), сюжет с подколками и интригами, некоторое переигрывание актерами своих персонажей (неугомонный южный темперамент!), противостояние хитрости (и цинизма, если угодно) главных героев, которых нельзя раскладывать по матрице черно-белого абсолюта.

Обратите внимание, сколько пачек долларов требует Сабата с каждым новым провалом своих противников, и во сколько в итоге последние оценят его жизнь, оказавшись припертыми к стенке…

Есть и философский подтекст – идеи, которыми увлекается главный злодей, заключены в книге Томаса Дьюи «Неравенство как основной двигатель цивилизации и прогресса». Параллельно эта тема будет обыгрываться в вестернах про Мексиканскую революцию,1910–1920 гг. Россия в это время, как вы помните, была занята построением своей модели, опровергающей книгу Дьюи. Как оказалось, напрасно.

Напрасно отвергать «спагетти-вестерны» как бестолковые для развития жанра, мол, они даже снимались в Европе, а не на настоящей натуре Северной Америки. Да, прерии и пустыни снимали в Италии и Испании, горы и снег, что было редкостью для европейских вестернов, находили в Германии. Иногда художники и режиссеры заигрывались с аутентичностью кактусовых декораций и оружия, превращая кино в эдакий жанр желто-коричневого, бурого полуфэнтези.

И, конечно, нельзя не отметить пресловутое гипертрофированное мастерство стрелка, который без промаха и с непроницаемостью железа попадает точно в цель. Всегда. Да, так в жизни не бывает, но насколько классно смотрится – это вам не дешевый боевик из 90-х, где из пистолета-пулемета с 10 метров в главного героя никто не может попасть. Тоже всегда. Кстати, впоследствии за недолгую жизнь «спагетти» суперметкость холодных рук и стальных нервов поп-перестрелок будет не раз спародирована. Возможно, самое яркое обыгрывание состоится в фильме «Меня зовут Никто», где Генри Фонда (запомните и это имя) бросает вызов «дикой» банде из 150 человек.

Еще «Сабата» – это великий, чуть ли не самый быстрый актер «Дикого Запада» Ли Ван Клифф и загадочный «сериальщик» Вильям Бергер. Первый – крутейший лицедей… одного типажа, который переходит из фильма в фильм, но не теряет своего блеска, хитрющей улыбки с прищуром и мудрой лысины. Так иногда бывает, вестерн и Ли Ван Клифф вовремя обрели друг друга и стали неотъемлемой частью друг друга. Таких людей в истории этого кинематографического жанра было и остается немного. О них, чуть приоткрывая карты на суконном зеленом столе, речь пойдет по мере продвижения рейтинга…

Классика Италии, стилизованная под времена виски, кольтов и динамитных шашек, начиненная сверхдинамичным (под стать «нон-стоповому» сценарию) именным саундтреком Марчелло Джомбини, останавливается на 24 месте нашего путешествия по лучшим картинам жанра, попутно открывая мир веселых, потных, грязных, солнечно-пыльных, контрастных «спагетти-вестернов».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .