Пермских богов собираются отправить в ж-д пакгауз или к Гельману в Речной!
Так уж совпало, что вслед за предыдущим постом, касающейся взаимоотношения людей, культуры и “современного искусства”, я в своем новом материале фактически продолжаю разговор о том же.
Невольно задумываешься о том, что будет в Твери с культурой и объектами культуры через несколько лет( тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо!) прибывания в нашей области Гельмана. Как возможный вариант изменения отношения власти к культуре, можно брать пример Перми и то, что готовится там сделать с Пермской галереей группа “культурологов” из компании единомышленников их идейного вдохновителя.
Оригинал взят у gazetazwezda в Приют для галереи
Судьбой уникальных пермских экспонатов озаботилась краевая Общественная палата
Наш прогрессивно мыслящий губернатор Олег Чиркунов — человек, вне всякого сомнения, с идеями. Не будем углубляться в их разнообразие. Остановимся на одной. На самой, пожалуй, важной и наболевшей: что же случится с Пермской галереей?
Ситуация сама по себе не нова и существует давно. Галерее, понятно, требуется новое здание. Причин две. Во-первых, здание, занимаемое ею сейчас, не позволяет разместить для экспонирования большую часть коллекции. А во-вторых, на здание претендует православная епархия. Так вот, о губернаторе. Когда чуть более года назад, на встрече в редакции «Звезды» мы спросили у него о судьбе галереи, о том, в частности, нельзя ли обойтись без строительства нового здания, а подыскать для нее что-либо из уже имеющихся в наличии, Олег Анатольевич ответил категорическим отказом. Мол, не подходит ни одно, высота потолков «не та», и вообще. Тогда мы спросили губернатора, что же он думает о здании Речного вокзала, где расположен Музей современного искусства. Уж там-то высота потолков о-го-го! Но получили ответ, что, дескать, в Музей современного искусства Пермской галерее никак нельзя. Речной вокзал находится в зоне возможного затопления, а экспозиции галереи — ценность мирового значения. И мы, уточнил губернатор, таким культурным богатством рисковать не имеем права. Никак не можем.
Так и стояла галерея еще год, до тех пор, пока противостояние бесценной культуры и тоже бесценного, надо полагать, культа, не вышло на новый уровень. Но обо всем по порядку.
Все знают, что, несмотря на близкородственное происхождение, слова культура и культ несут различную, а правильней сказать, диаметрально противоположную смысловую нагрузку. Так, культ означает одно — почитание или же чрезмерное возвеличивание. А что до культуры, то это, несмотря на общий со словом культ корень, — совсем другой коленкор. Культура — воспитание, образование, творчество и развитие. Но если человек хочет поклоняться — его право…
Так вот о правах. Права вообще вещь хорошая. Но только до той поры, пока права одних людей не начинают ущемлять права других. За счет чего может осуществиться право верующих отправлять культ в здании Пермской художественной галереи — бывшего Спасо-Преображенского собора — давайте посмотрим.
Начнем с того, что в Пермском крае сегодня более двухсот православных храмов. В краевом центре — Перми — только около десяти крупных, не считая еще небольших. Возможно, этого недостаточно. Но очевидно одно — проблемы нехватки православных храмов для пермских верующих не существует. А вот картинных галерей — художественных архивов со столетней историей, с произведениями отечественного и европейского искусства различных художественных школ, стилей и направлений XV-ХХ веков — сколько? Сколько в Прикамье стационарных экспозиций живописи, графики, скульптуры, включая коллекции античной керамики, искусства Древнего Египта, тибетской бронзы, прикладного искусства Японии, Индии, Китая? Правильно. Одна. Одна Пермская государственная художественная галерея. И вот ее, гордость, без преувеличения, земли пермской, единственный, пожалуй, на весь край очаг культуры европейского уровня, краевые и федеральные власти ставят, по существу, в положение нежеланной и неугодной падчерицы.
И дело не в том, что выживают — в конце концов передать здание церкви — решение правильное, а в том, что выживают-то в никуда. По существу, на улицу. Известно, что новое здание для галереи не выбрано. Не решены и вопросы по поводу строительства нового. Но в галерее с чьего-то разрешения уже проводятся богослужения. А посетители перестают понимать — куда же они приходят — в культурный очаг или к служителям культа?
Тут бы разобраться, что здание галереи — федеральная собственность. Что закона о реституции — возврате национализированных государством ценностей прежним владельцам — в России не существует. А значит — ждите, вас вызовут. Построим новое здание для галереи — освободим собор. Нет — ждите дальше. Никто вам ничего, строго говоря, не должен. Но все происходит с точностью до наоборот. На шпиле действующей галереи водрузили крест, на купол готовятся установить еще один, в галерее из-за богослужений ликвидируется целый отдел живописи восемнадцатого века, а сбитые с толку жители столицы Западного Урала, как, впрочем, и гости Прикамья, тем временем в панике: куда исчезла знаменитая галерея? Пока никуда. Но судя по всему, это скоро случится.
Судьбой галереи озаботилась и Общественная палата Пермского края. В повестку ее последнего, на прошлой неделе состоявшегося заседания был включен пункт «О состоянии дел и сроках переезда Пермской государственной художественной галереи». В докладчики звали нового министра культуры края Николая Новичкова. Но вместо него пришел старый, точнее, бывший министр культуры, а ныне зампред правительства Борис Мильграм. Впрочем, начала обсуждение директор галереи Надежда Беляева. Вот что она сказала:
— Сегодня нами подписан проект договора о передаче на безвозмездное пользование на два года здания бывшего Спасо-Преображенского собора, которое восемьдесят последних лет занимает наша галерея. Проект договора сейчас находится на рассмотрении. Надеемся, что до конца года будут завершены работы по землеотводу. В галерею приходят звонки — где вы находитесь, спрашивают люди. Мы отвечаем, что, мол, не беспокойтесь, находимся по тому же самому адресу. Мы надеемся, что ситуация как-нибудь прояснится.
А вот как пояснил ситуацию Борис Мильграм. Он говорил о создании некоего документа — дорожной карты, а также о том, что, по его мнению, будет происходить дальше:
— Скоро будет готова дорожная карта. Эту карту, как я понимаю, губернатор должен согласовать с митрополитом. Они должны подписать совместное соглашение о том, что и в какие сроки будет происходить со зданием Спасо-Преображенского собора. Мы ее (карту — авт.) подготовили. Я попросил Олега Анатольевича вам ее показать. Мы провели анализ того, как происходит возвращение церкви зданий, ранее ей принадлежащих. Согласно законодательным нормам у учреждения, которое занимает помещение, на которое претендует церковь, есть шесть лет для решения своих вопросов.
Говоря о работе над новым зданием, Борис Леонидович рассказал:
— Мы уже начали работу по земельному участку. Мы отводим себе время на эскизный проект до конца 2012 года. Рассчитываем подписать договор с архитектором на эскизный проект в этом году. После подписания отводится два с половиной года на сам проект. Он потребует не только работы, но и достаточно сложных согласований. Еще два с половиной года мы отвели на строительство. Таким образом, в конце 2017 года — через шесть лет, мы ставим в планы себе и архитектору закончить строительство галереи. Эти планы и предлагаем зафиксировать себе и Пермской епархии. Но, вместе с тем, мы понимаем, что стройка — это немножечко опасное дело. Знаем, что есть вопросы, которые выходят из-под контроля, а потому не всегда могут быть реализованы в срок. Мы готовы подписать документ, согласно которому осенью 2017 года, или позднее — до конца 2017 года, мы сможем церкви вернуть здание, занимаемое сейчас галереей. Причем даже в случае, если новое здание галереи не будет к тому времени достроено…
Стоп! С этого момента, как говорится, поподробней. Куда же денется галерея, если новое здание для нее не будет готово? А вот куда!
Как сообщил собравшимся Борис Леонидович:
— К концу текущего года должно быть завершено проектирование и связанные с ним согласования, касающиеся здания Речного вокзала, то есть Музея современного искусства. В 2012 году начнется собственно реконструкция. В это время Музей современного искусства всю свою коллекцию и деятельность переносит в арендованное нами здание. Это там же на площади — бывшие железнодорожные пакгаузы. Мы планируем закончить реконструкцию к концу 2013 года. В любом случае к 2017 году этот музей будет существовать уже в новом формате. Он будет разделен на две части. Одна — собственно экспозиционная — Музей современного искусства. Вторая — практически равная по объему — для новых экспозиций. Мы договорились с Музеем современного искусства, что в случае, если все сроки, о которых мы договариваемся с Пермской епархией, истекут, а новое здание галереи так и не будет построено, Музей современного искусства выделит галерее половину своего помещения. Для того, чтобы можно было экспонировать некую часть галереи. А те пакгаузы, которые аренд
ованы сейчас под хранение, будут нами удерживаться на тот крайний случай, если придется хранить там коллекцию. Я думаю, что мы к тому времени обеспечим в пакгаузах не только хранение, но и сохранность любой коллекции. Надеюсь, что до этого не дойдет, и мы к концу 2017 года построим галерею. Но если не успеем построить к сроку новое здание, то мы знаем, куда вывезти галерею.
Улавливаете? Музей современного искусства, возможно, милостиво примет под свою крышу малую часть галерейной коллекции. А остальное — пусть хранится в ж/д пакгаузах!
— По поводу богослужений в центральной части музея, — продолжал вещать Борис Леонидович, — двенадцать престольных праздников галерея не выдержит. Галерея может выдержать в лучшем случае, если ей придется демонтировать картины в зале, этот процесс два раза в год. Каждый демонтаж картины — это процесс ее разрушения. Но факт присутствия церкви в галерее произошел. На колокольне установлен крест. Вообще на передачу этого здания есть давление патриарха. Митрополит, в данном случае находясь под этим прессингом, вынужден предпринимать шаги. Давление заключается в том, что речь идет о Кафедральном соборе. И ситуация, когда Кафедральный собор не передан церкви, — редка на территории России. Ну и у патриарха Кирилла есть способы давления…
Масла в огонь подлил известный общественник Денис Галицкий. Он спросил:
— Кто выбрал архитектором Петера Цумтора? Кто выбрал земельный участок? И на каком основании?
Борис Леонидович ответил со свойственной ему непосредственностью:
— Кто выбрал Цумтора, могу ответить, но уж, извините, не вам. Это было, прежде всего, предложение самого Цумтора. Мы — это галерея, это губернатор, это министерство культуры — решили для себя так!
Что тут сказать. Попробуем переварить все сказанное Борисом Леонидовичем. Итак… Пусть будет — и вашим, и нашим. Церковь пока со своими молебнами в галерее «обозначается», а мы себе берем шесть лет форы. И даже новое здание для галереи строить начнем. Хотя здания у нас в Пермском крае плохо строятся. Даже на федеральные деньги кардиологический и перинатальный центры построить не можем. Так какое здание в срок для художественной галереи? Окститесь! Галерея подождет. А вот Музей современного искусства — другое дело. Его мы отреставрируем и галерею усыновим. Что с нее взять, с убогой. А будет против, так вот вам пакгаузы. Для длительного хранения.
Что делать, таков уж, видимо, сегодняшний тренд. Для государства важней не культура, а культ. И местечковые дельцы не дремлют — обыгрывают ситуацию к своему удовольствию. Только вот непонятно, когда, судя по всему, лукавит губернатор? Когда говорил журналистам «Звезды», что ни о каком размещении галерейной экспозиции в здании Речного вокзала не может быть и речи (уж больно экспозиция хороша, как бы не затопило), или сейчас, когда, ссылаясь на его решение, зампред правительства настойчиво предлагает галерее воспользоваться сомнительным гостеприимством Музея современного искусства?
газета Звезда
Аркадий Быков
КОММЕНТАРИИ 0 Войти