Троллейбус на белом снегу

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Ну вот и полтинник… Цою пятьдесят?! Да бросьте, вы, «в наших глазах» ему все еще 28. Так будет всегда, и «сотый раз маслом вниз упадет бутерброд». Для Цоя старости не существует. Как и всего пафоса, с которым у нас принято отмечать большие даты, не обязательно касающиеся крайних цифр героев прошлого.

Знаете, феномен Виктора, которого язык так и не поворачивается назвать Виктором Робертовичем, трудно поддается объяснению, но одно известно твердо – Цой и группа «Кино» могли вспыхнуть только в России. Только в то время, когда сгнило почти все, и на развалинах Союза должно было родиться чему-то новому, новой культуре, потому что тысячелетие истории народа просто так не проходит. «Закрой за мной дверь, я ухожу» – понятно, откуда, но липкий туман – куда.

И не важно, что его субкультура отечественного рока помогла окончательно добить идеологию коммунизма советского образца в молодежной среде. Не важно даже, что у рокеров не было окончательной цели, потому что протест «против» имеет вполне ощутимый конец, но далеко не всегда переходит в протест «за». Важно лишь то, что Цой и рок-движение того времени помогли многим просто выжить, хотя многих рок и погубил.

В конце 90-х, когда знаменитый концерт в Олимпийском и не менее легендарный фильм «Игла» стали показывать на «первой кнопке», 21 июня или 15 августа обычно после десяти вечера, мое поколение начало втягиваться в творчество Цоя. Чтобы понять этого человека, нужно очень хорошо знать время, в которое он диктовал со сцены свои песни. Мы тогда еще не слишком хорошо его знали, потому что ходили в среднюю школу.

К Цою относились по-разному. К его музыке, текстам, манере держаться на сцене. «Мои друзья идут всегда по жизни маршем…» Сказать, что Виктор – беспрецедентный талант, я не могу. Думаю, многие согласятся и сейчас, что Башлачев, Науменко, Шевчук, Кинчев, Бутусов – в чем-то талантливее лидера «Кино». Они просто раскрылись по-своему, кто-то только с годами. Так уж было предначертано. А Цою нужно было уйти молодым, потому что в противном случае он не стал бы легендой, ведь «его рука уже превратилась в кулак».

С другой стороны, говоря о таланте, трудно сравнивать всех упомянутых. У Цоя был другой талант – цеплять за живое улицу максимально понятными текстами на уровне то ли инстинктов, то ли неких человеческих архетипов, сопровождая все это налетом черной мистики с восточной внешностью. Короче, Цой подчинил себе молодежь, потому что в песнях и музыке «Кино» был тот «Бошетунмай», который переживал каждый в переходном возрасте на фоне разрушающегося мира перемен, никуда не ведущих.

…Помню, как мы морщились от «Кино» и шли гулять, считая это лучшим занятием, чем смотреть по телику концерт в Олимпийском. Но так было не долго. Когда подошел возраст, все начали болеть им. Цой – это харизма, как сейчас говорят. Бог тогдашней улицы, пастух молодежи, которая искала смыслы, дорогу, помощь, понимание, которая хотела жить и вести себя прямо противоположно образцовой пионерии, комсомолу, которые дискредитировали себя, как и вся система.

Целое поколение «семидесятников-восьмидесятников», «мамы анархии и папы стакана портвейна», выросло на нем, поколение, которое разорвало потом на части. Поколение «группы крови на рукаве», из которого вышла дилогия «Брата». Да и следующие будут расти на песнях «Кино» – опасного, но понятного каждому юноше языка «звезды по имени солнце». Только меньше, потому что жизнь стала стабильнее, по сравнению с 90-ми точно.

Вместе с «Кино» мы познали стиль примитивизма. Говорю, без какого-то ни было негативного оттенка. Ведь на его «восьмикласснице» учатся играть на гитаре – разве еще что-то нужно? Его творчество попало в десятку, без заумностей и витиеватостей, чуждых тем, «кто в пятнадцать лет убежал из дома». Оно ставило вечные вопросы и по-своему отвечало на них. В кризис молодости большего и не надо, «значит, все не так уж плохо на сегодняшний день».

«Последний герой»…Скорее – герой своего времени. Его знамя подхватили другие, те, которые сейчас рубятся с обуржуазившейся рок-культурой, неся те идеи перемен и разбившихся надежд. Ведь мы снова, копошась в «муравейнике», пытаемся сажать «алюминиевые огурцы на брезентовом поле», а для многих, как и прежде, «между землей и небом – война», и бесполезно «следить за собой, быть осторожным».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

lamia

Мое поколение молчит по углам,
Мое поколение не смеет петь,
Мое поколение чувствует боль,
Но снова ставит себя под плеть.
Мое поколение смотрит вниз,
Мое поколение боится дня,
Мое поколение пестует ночь,
А по утрам ест себя...

Алиса, 85 год. Скажете, только Цой молодежь подчинял? Про Кинчева можно то же самое сказать, что должен был уйти молодым, и прочее бла-бла. Нет, не ушел. До сих пор сводит с ума людей своим творчеством. Неизвестно, что было бы с Виктором, останься он в живых. Не исключен и кинчевский вариант, и множество других. "Должен был стать легендой, уйти молодым" - расхожая сопливая лирика и штамп.

0
0
    subtitle

    Последний альбом Цоя был уже и где-то самоповтором, и где-то без пяти минут "Ласковым маем". Не будем плохо о его ныне уже также покойном продюсере, но деграданс в творчестве намечался полноценный...

    0
    0
      lamia

      А с этим никто не спорит. У всех когда-то наступает кризис, но кто-то его преодолевает и успешно идет дальше, раскрываясь все больше, а кто-то так и застывает на определенном пороге. И неважно, живой он или не совсем, взять того же Бутусова. Наутилус и нынешний Ю-питер - несравнимы вообще, но живет же он как-то с тухляком в творчестве, и уже живая легенда.

      0
      0