«TverCA» forever, или Современное искусство идет к вам

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Центр современного искусства еще до начала своего возникновения в 2011 году поломал немало копий в спорах тверской общественности. Зачем он нам нужен!? Туда еще и школьников водить будут?! Споры были не безосновательны и походили на ситуацию с закрытием волны «Эхо Москвы» в Верхневолжье – радиостанции одиозной, но трудно оценимой с точки зрения востребованности у провинциальной широкой аудитории.

Однако судьба ЦСИ оказалась более запутанной, чем просто исход радиоволны. «Не фунциклирующий» примерно уж год Центр присоединят по распоряжению губернатора к Тверской областной картинной галерее, нашедшей временной пристанище в бизнес-центре «Донской». Получится одно большое бюджетное учреждение. У одного центра есть здание, но нет денег на функционирование и сомнительная «коллекция», у другого – нет здания, немного денег и масса экспонатов…

Любопытно, когда Путевой торжественно откроют и разобьют рядом аристократический парк, то картинная галерея вернется назад, а заодно и притащит с собой ЦСИ? И будет нам счастье – свой отдел современного искусства, прям как в Третьяковке, где он постоянно мутит столичную воду эпатажными выставками.

Нужен ли такому городу как Тверь специализированный центр современного искусства, по типу московских «Винзавода», «М’арса», «Гаража», вопрос неоднозначный. Грань между мусором и искусством в современном понимании порой бывает очень зыбкой, потому что произведение не успело пройти горнило семи критериев истины, первый из которых – признание временем. А бежать за модой и прислушиваться к новоявленным экспертам – это подход поверхностный. Для кого-то искусство и суперпупервещь – картина, написанная слоном. Мне, например, она и за деньги не нужна.

Еще более спорный момент – взваливание проблем современного искусства на бюджетные плечи. Правда если это отвлечет часть нашей молодежи (боюсь, другим слоям населения в Твери такое «искусство» до лампочки) от пагубных пристрастий улицы, то смысл в финансировании за счет налогоплательщиков спасен. В общем, это отдельная большая тема для разговора.

Но все-таки, возвращаясь к нашей архитектуре, окончательно ли теперь повязано многострадальное здание Речного вокзала с ЦСИ или же нет? Очевидно, вновь присоединенное отделение картинной галереи не потянет приведение самого здания в порядок. Даже «креативная атака» Марата Гельмана, превратившего современное искусство в целую индустрию и повесившего всем на уши идею тверского «Гуманитарного Сколково», в одном купе с весомым финансированием не помогли Речному обзавестись нечто большим, чем новой крышей со шпилем. Да и вообще «современные искусники» мало представляют, как у нас функционируют бюджетные учреждения. Человек творческий там окончательно свихнется, если у него еще остались крупицы реального восприятия действительности после постоянного нахождения в лоне современного искусства.

Напомню, что уже 16 лет Речной числится памятником архитектуры. Три года активно идет дискуссия, периодами правда затихающая (когда у всех кончаются деньги и идеи), о том, что делать с неординарным, но запущенным зданием вокзала. Если отбросить идею сравнять все с землей при впадении Тверцы в Волгу, чтобы построить что-то «с нуля», то идея реконструкции подо что-то конкретное выглядит разумной.

Предложение сделать из Речного, например, ЗАГС – интересное, но возникает сразу транспортная проблема, потому что выезд на пересечение Нового моста и набережной Афанасия Никитина – это один большой ужас. Да и делать свадебные фотки на фоне рыбаков – не слишком хороший ракурс. К тому же конструкторские и архитектурные проблемы Речного вокзала обойдут в копеечку. Нам бы Путевой добить и мост еще один через Волгу перекинуть…

Кстати, о финансировании. Добро на слияние ЦСИ с картинной галереей Андрей Шевелев дал еще в середине февраля, а 25 марта состоялся торжественный прием губернатора в честь Дня работника культуры. На приеме две вещи из речи главы региона сильно цепляют.

Первая – задача довести зарплату работников культуры до средней по региону. К 2018 году! То есть людей прямо обнадежили, что следующие пять лет можете наслаждаться своим значением для общества, «подтвержденным» высоким статусом и соответствующим денежным довольствием…

Вторую вещь ярко подметила в социальных сетях Маргарита Железнова, член Союза художников РФ, эксперт Общественной палаты области, Главный хранитель Тверской картинной галереи с 1974 по 1992 гг. Губернатор сказал тогда на приеме: «Я прошу руководителей районных учреждений уже сейчас, заранее, готовить помещения под выставки. Такая близость музеев к населению – это и просвещение, и знание истории, и воспитание патриотизма». А возить по огромному региону собираются… как раз экспонаты из Тверского государственного объединенного музея и областной картинной галереи.

Маргарита Михайловна в ответ спустила всех на землю и призвала власть одуматься: «И еще думаю о том, что на вечере по поводу Дня культуры сказал Губернатор Шевелев… или он не понимает, о чем говорит, или референты – «профессионалы» от культуры такое ему подготовили. Губернатор предложил картины обл. картинной галереи показывать в районах области. Но картины как живые люди. Если их просто «возить» куда попало, то они могут и просто исчезнуть, и погибнуть. Вот недавно перемещали галерею за 8оо метров и что? Реставраторы готовили… бюджет заплатил 7 миллионов. И вот представьте себе, сколько надо усилий для оборудования выставочных залов охраной, нормальным температурно-влажностным режимом. Потом еще и реставрировать…в общем почти утопия или…».

По мнению уважаемого специалиста от культуры, проще организовать автобусные экскурсии для школьников в центральные музеи столицы, как это сделала мэрия самой Москвы, узнав, что дети из Калининградского анклава в столице своей родины практически не бывают. «Не просто картины жалко мне как бывшему Главному хранителю галереи, а ясно, что дело это опасное для живописи и очень затратное… Лучше возить постеры… и современное искусство», – подытоживает Маргарита Михайловна.

Кто-то идеалистически возразит, что в искусстве не бывает экономических расчетов. Но ведь в его популяризации, да еще за бюджетные деньги, без этого никуда! И этого ли не знать области и городу, которые должны считать и вымерять каждую копеечку, утопая в долгах и дефиците. В противном случае, у народа может закрасться сомнение относительно благих бескорыстных намерений просвещать, равно как и в смелости власти сказать твердое «нет!» местным представителям современной культуры, которых никто, конечно, не считал. В том числе и за электорат на выборах.

«Тверцу» пустить вспять – это ведь не «Нашествие» прикрыть, главную тверскую форточку в Россию… А по «сырным» дорогам районов необъятной Тверской области можно и весь ремонт здания Речного вокзала прокатать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0

КОММЕНТАРИИ 2

Для комментирования Вам необходимо .

regtver

Гельман в ЦСИ - ноль, пешка. Этот ЦСИ нужен был Каспржаку, Моторкину и прочим чиновничкам при областной власти (а больше всего Зеленину). Недавняя поездка в Завидово Шевелева уже сулила то, что фантазийный проект "Гуманитарное Сколково" будет возобновлен. То есть за счет области будут строить инфраструктуру в этом Завидово (у них же бедняжек нет на это денег). Под эгидой Гуманитарное Сколково сейчас опять много денег утечет. С одной стороны жалко денег, с другой стороны хорошо - эра Шевелева закатывается. Так что ждем-с нелепого проекта "Подготовка дизайнеров, креативщиков и т.д." за бюджетный счет. Были бы деньги, а как их отмыть - через Завидово, Гельмана или еще чего-нибудь - всегда найдутся "умельцы". Креативные у нас чиновники.
А здание лучше всего все-таки восстановить. Сомневаюсь, что современные архитекторы местного разлива могут спроектировать более красивое здание. Не можем строить, значит нужно восстанавливать то красивое, что осталось.

0
0
Tigressa

В архиве Тверьгражданпроекта были рабочие чертежи. Но живы ли они теперь, когда от проектного института осталась жалкая кучка пожилых сотрудников?Да и здание речного вокзала построено па подтопленных грунтах, за что еще перед войной посадили архитектора.

0
0