Возрождение Святок
Рождество на Руси стали отмечать в X веке, когда пришло Христианство из Византии, вытеснив древнеславянское понятие об устройстве мира языческими богами, но, слившись с древнеславянской культурой, дало исключительно своеобразное явление. Поэтому в празднике Рождества сохранились „святочные“ дохристианские обряды.
Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю). У древних славян примерно в это же время года был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния — „Коляда“ стал как бы открывать череду Рождественских праздников (с 7 по 19 января), которая называлась „Святки“. Итак, с Рождества начинались святки – праздники, которые продолжались до Крещения Господня (19 января). Это 12 праздничных дней веселья и торжества, посвященные Рождеству Христову.
Святки еще называют «святыми вечерами» в память о событиях Рождества и Крещения Христовых. По традициям христиан в это время никто не работал. Православные ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь людям преклонного возраста, и обязательно давали подаяние нуждающимся. В старину, в первый день Святок, разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с возвышенности пускали горящее колесо. Оно символизировало уход старого года со всеми невзгодами.
Традиционно молодежь в праздничные дни Святок обычно наряжались в праздничные наряды, рядились в различные костюмы. Они танцевали, пели и веселились.
Один из популярных старинных обрядов – это колядование. Коляда – так называли православный обряд, который прославлял праздник Рождества Христова. Собираясь шумной компанией, молодежь переодевалась в тулупы в вывернутые наизнанку, надевали маски, наряжались, брали изображение Вифлеемской звезды и ходили по селу от дома к дому колядовать.
Колядки – это праздничные песни, которые исполнялись юношами и девушками, подходя на порог дома. Они желали благополучие и процветание семье, а также исполняли молитвенные песнопения, прославляя Иисуса Христа. В свою очередь каждый хозяин или хозяйка дома одаривали их подарками и различными угощениями.
Среди молодежи очень популярны были святочные гадания. Обычно гадали девушки. Темы гадания были различны – об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека.
Святки сопровождались народными гуляниями, устраивались ярмарки и балаганы, где проходили театрализованные представления. На ярмарках можно было отведать различные угощения, купить подарки и повеселиться от души. Люди собирались шумной компанией устраивали катание на санях, строили снежные крепости и веселились под искрометный юмор скоморохов.
Заканчивались Святки 19 января. В этот день по преданию крестили Иисуса Христа, поэтому Православные Христиане приходили к водоему, чтобы окунуться в ледяной воде. Для этого специально проделывали прорубь на водной поверхности в виде креста. Вокруг проруби все украшалось цветными лентами, узорами из дерева и освящалось Священником. Только после этого православные могли искупаться в прорубе.Вот так заканчивались святочные гуляния христиан.
Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. К слову, именно потому что мертвые в этот период приходят в наш мир, святочные гадания считались самыми верными. Ведь кто еще может знать правду, как не духи. Православная церковь, суровая к гадальщикам, в эти дни меняет свой гнев на милость. Считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой. Традиционно Святки делились на две части – „святые вечера“ (от Рождества до Васильева вечера 7-14 января) и „страшные вечера“ (с ночи под Новый год и до Крещения Господня 14-19 января).
В Москве уже несколько лет проводят святочные гуляния 19 января. Считается, что на этот день приходится разгул нечисти – домовых, леших и кикимор. По традиции, чтобы им противостоять, нужно укрепить дух и тело, показав свою удаль. На святки девушки гадают, а юноши собираются вместе, чтобы померяться силой. Из святочных гуляний до наших дней дошли такие состязания, как кулачные бои, перетягивание каната и кулачный бой стенка на стенку. Интересны и такие состязания как хоккей на валенках.
В Твери древние традиции почти забываются. Их широко отмечаемых праздников, пожалуй, можно назвать только Масленицу. А вот святки практически проходят незаметно. Нет гуляний, ярмарок и базаров, катаний на санях. Остались лишь Крещенские купания.
Уже несколько лет тверские школьники пытаются возродить традиции святок. Веселые песни, присказки
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки —
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки,
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!
Ключевая фраза во всех песнях: «Открывай сундучок – доставай пятачок!». Но ведь если поющие желают Вам добра, то по старым традициям полагается чем-то отблагодарить. На улицах Твери все «пятачки» дают.
Хоть и забытая это традиция, но веселая. А этого нам сейчас явно не хватает. Перестали мы желать добра ближнему, как впрочем и благодарить за добро. Пора возрождать старые традиции.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти