Зачем память художественно осквернять?
Одни скажут – кризис жанра, другие – гонка за модой на рассказы о героях прошлого, третьи – поиски универсальной темы для коммерческого успеха, четвертые возразят – просвещение! Как вы успели догадаться, все эти оценки относятся к волне историй о легендарных людях из прошлого нашей страны, волне, набирающей силу в отечественном кинематографе. Почему бы не выпустить все подобные фильмы под порядковыми номерами – Легенда №1, №2, №3… Это уже субъективная, авторская оценка.
Знаете, я всегда думал, что снимать кино на основе «свежих» реальных событий, реально живших и даже ныне здравствующих людях – это изобретение Голливуда. Здесь есть своя, «неореалистичная» логика американского восприятия мира. Мол, показать жизнь настоящих выдающихся людей такой, какая она есть, чтоб с нервом, интригой, ценой успеха – в общем, доказать верующим в великую американскую мечту то, что супергерои на самом деле бывают и живут среди нас, а не только на страницах комиксов. Художественная обработка в отличие от документалистики призвана сделать такое кино массовым, предать ему доступную форму и нескучное содержание. Например, чтоб зрители не засыпали, как Никита Сергеевич храпел на «8 с половиной» Феллини во время ММКФ 1963 года.
Возникает закономерный вопрос: а чего хотят наши продюсеры-режиссеры-сценаристы, выпуская в свет фильмы о Владимире Высоцком, Валерии Харламове, Сергее Есенине, да простят первые трое – Михаиле Круге, советских вождях?
Помните у Алова с Наумовым в «Тегеране-43»: память не отнять – это самый верный свидетель прошлого. Вы возразите: мемуарами, кино-фото-хроникой популярность конечному продукту не отвоевать, нужно нечто более масштабное и удобоваримое, чтоб продавалось, и вот таким макаром мы просветим молодежь, которая о Харламове и Высоцком, не говоря уже про Сталина с Хрущевым, вообще ничего не знает.
Да ерунда это все. А точнее подлог – такой ненавязчивый и невинный, потому что художественный. А художник, как известно, имеет моральное право на свою интерпретацию. Как и на творческий вымысел.
Почему подлог? Очень просто. Великие люди оставляют за собой не великие «биографии», а великие биографии своих дел. По делам судят! У нас же пошли путем копошения в личной жизни, полной, как у всех, одновременно трагедий и свершений. Конечно, большинству это, наверное, интересней, чем просто посмотреть-послушать записи Владимира Семеновича или финты-голы Валерия Борисовича. Но ведь тем самым мы разрушаем неопосредованную память о них, на десятый план задвигаем дела их и, в конечном счете, ниспровергаем их величие.
Что молодежь вспомнит хоть одну строчку из Высоцкого? Зато теперь все знают, сколько у барда было женщин и какие стимуляторы он употреблял. Это называется у нас «ожившая классика», раз русскую классику поднять из мертвых толком не можем.
Выскажу крамольную фразу, что такой вариант для нашей страны не подходит, а то совсем превратимся в массовое общество. У нас герои прошлого всегда начинаются с ореола некой святости, не имеющей ничего общего с их личной жизнью. Они оцениваются по заслугам – как и надо, а не по той картинке, которую нам покажут художники с претензией на искусство. Пусть Голливуд штампует своих героев и делает «отцов основателей» охотниками за нечестью, а мы пойдем своим путем – хоть что-то останется самобытного.
В этой связи очень показателе пример Михалкова с его провалившейся в прокате дилогией, продолжение оскароносных «Утомленных солнцем». Фильм заявлялся как блокбастер с претензией на историческую достоверность, хотя по сути – это однозначно авторское кино. Так его и подавать надо соответствующим образом, и относится так же. Вот вся эта волна жизни наших легенд – из этого же порядка, а не как иначе. Но как оно преподносится? Совсем не как авторский взгляд. «Авторское» ведь сейчас не в моде, не окупится. А чиновники потом скажут: цель просвещения не достигнута, народ не пошел. Но разве можно на таких фильмах что-то воспитывать?
По мне, лучше миф о Штирлице, которого никогда не существовало, но у которого были прототипы. Но то черно-белое – гениальное произведение, история, в которую хочется верить. Такое сейчас не снять. Можно только раскрасить. К нему же не придраться, хотя вполне можно классифицировать как элемент советской пропаганды для нашего человека, почти такой же, как «Бесславные ублюдки», для их человека…
«Спасибо, что живой» я видел отрывками по телевизору. Пожалел, что вообще включил канал, еще раз убедившись в порочности такого подхода к формированию национальной памяти. Очень жаль, что снимать подобное кино на грани документов и художественности, в России учатся на самых-самых, оказавших огромное влияние на нацию.
Фильм о хоккеисте бойкотировать не призываю. Но посмотрите на досуге хотя бы те четыре встречи двух мировых хоккейных держав в 1972 году, которые состоялись в Канаде (есть в хорошем цветном качестве, снятые канадским телевидением с комментарием на английском), да почитайте мемуары о той серии, коих выпущено огромным количеством.
Даже на старой пленке с матчей есть все, кто умеет не только смотреть, но и видеть – и легенда под семнадцатым номером, и овации все понявшей после первой игры заморской разноцветной публики, и суровый взгляд спокойного как слон «большого Рага» Александра Рагулина…
КОММЕНТАРИИ 4 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Каждый смотрит фильмы, соответствующие его менталитету. Меня не заставишь смотреть фильмы-боевики, фильмы-ужасы. Хотя в большинстве случает не люблю фильмы про историю - много вранья и измышлений. Вообще предпочитаю по телевизору смотреть только новости. Хотя здесь на днях смотрела серию про Штирлица. Минут на 20 хватило. Потом смех начал разбирать - ляпов много. И потом - лет 30 назад я этот фильм смотрела с других позиций. Тогда другое время было, другие понятия о честности, долге, патриотизме. Сейчас фильм смотришь уже с позиции критики. Не очень фильмец. Хотя согласитесь, если показать голую правду, то это настолько неинтересно, что никто смотреть не будет.
Межу прочим, фильм - это зрелище. Он не должен требовать от смотрящего аналитических способностей, мышления. Человек садится смотреть фильм, чтобы отдохнуть от бытовых проблем. Мужское население смотрит боевики, женщины - мелодрамы. Где-то это нормально. В условиях тоталитарного государства говорить о патриотизме, честности, долге - ну смешно. Патриотизм воспитывается не фильмами, а делами, отношением к ветеранам, офицерам и т.д. А у нас ветераны до сих пор в нищете и без квартир. Воины прозябают в нищете и болезнях. Зато грудь в орденах. Но не нужны эти герои. Потому что по логике они дураки - работали на это Отечество почти задаром. А в это время Черномырдины, Ельцыны, Гайдары становились миллиардерами. В нашей стране теперь настоящий герой - это лох. А кто много украл - супергерой, истинный герой. Поклонение идет именно Абрамовичам, Фридманам и прочим гражданам солнечного Израиля. Вот они умеют жить... Они герои нашего времени...
Да, про Мавроди сняли - определенно герой. )
Думаю, фильмы все-таки должны быть разными. В том числе и на аналитические способности. Кто-то по ним учится. Например, пиару. )
Кстати, по Штирлицу. Я слышал, что по сериалу Лиозновой учат разведчиков. Думаете, брехня?
Лично мне "Семнадцать мгновений" доставляет эстетическое удовольствие. Ну и что, что Борман на Бормана совсем не похож, зато как сыграно! Да, ляпы есть, они известны, но массовый зритель, и даже историк, не интересующийся периодом Второй мировой, пройдет мимо них. Да и их на порядок меньше, чем в том же "Гладиаторе" Ридли Скотта. Это же качественное кино - сейчас такого не делают. И это именно кино, а не точно, что сейчас показывают про наши "легенды", потому что нет таланта на съемочной площадке.
Думаете, если станет профессиональная армия с респектабельными зарплатами, то патриотизм вырастет, и воинам захочется класть голову на алтарь Отечества? А Вы бы чем "воспитывали патриотизм"?
Насчет того, что разведчиков готовят на основе 17 мгновений весны - из области фантастики. Теоретически и практически невозможно внедрить в спецслужбу другой страны. Другой язык, акцент, другой менталитет, другие привычки. Все равно проколется и очень быстро. Для этого берут резидента той страны и он начинает работать на Россию. Либо по идейным соображениям начинают работать, либо из-за денег. Поэтому про Штирлица - это больше сказка.
Насчет армии с высокими зарплатами. Американская армия довольно высокооплачиваемая. Патриотизма ноль. Служат настолько, насколько прописано в контракте. Под пули точно не полезут. Не в зарплатах кроется патриотизм.
Когда все вокруг разворовывается, когда воры не наказуемы, когда 95 процентов нашей экономики принадлежат иностранцам - о каком патриотизме может идти речь?
Что делать для воспитания патриотизма? Вероятно, для начала перестать быть рабами и быдлом. Любить нужно сначала себя и уважать себя. С этим в России почти никак. Любящий себя человек перестает быть рабом. Если люди выдавят из себя раба, то по-другому будут смотреть и на воров-чиновников. Тогда денег будет хватать и на социалку. В социально-ориентированном государстве уже можно говорить о воспитании патриотизма. В условиях нашего общества говорить о патриотизме скорее всего не нужно. Здесь просто все прогнило, все измеряется только деньгами. Кумиры - воры-чиновники. И никогда кумиром не станет герой-афганец. Или герой-пожарный.
Сейчас государство просто разваливается. Поэтому все-таки начинать нужно с коррупции. Сажать, увольнять и т.д. Строить социальное государство, где каждый гражданин что-то значит для государства. Государство должно заботиться о гражданах, тогда у гражданина будет возникать потребность делать что-то для государства. Человеку должно быть комфортно в своем государстве, чтобы он гордо говорил, что он гражданин России.
Для regtver.
А вы смотрели, возвращаясь к кино, и говоря об американском патриотизме "Фаренгейт 9/11"?
Скажите, а государства, допустим, XIX века были социально-ориентированными, когда в Европе начали образовываться национальные государства с морем патриотических настроений?
Да и вообще патриотизм какое отношение, на ваш взгляд, имеет к институту государственности?