Уроки финансовой грамотности от ПАО "Сбербанк"
Мы ехали в Сбербанк. Для Вовы эта была уже пятая попытка восстановления вопиющей финансовой справедливости. Как обычно гибэдэдэшники стояли на площади Конституции – своём излюбленном месте.
– Остановят, – сказал Вова.
– Даже не сомневаюсь, – ответила я, подумав, что лишняя задержка в пути нам ни к чему.
Тут же, воплощая наши мысли в движение, полосатая палочка взметнулась поперёк. Вова притормозил автомобиль, стал спрашивать о причине остановки. По требованию инспектора неторопливо показал документы.
– Что-то Вас потряхивает? – спросил инспектор.
– А у меня всегда так, – спокойно ответил Вова.
Я про себя отметила, что начинаю привыкать к нестандартным ситуациям в жизни сына, когда препятствия, скажем так, возникают на ровном месте…
* * *
История моего повествования уходит своими корнями в далёкие 90-е годы. В 1991 году свекровь, Вовина бабушка на деньги, вырученные после продажи автомобиля в 1988 году и положенные на счёт, оформила два срочных вклада: 3 тыс. руб. – на своё имя, другие 3 тыс. руб. – на своего сына, Вовиного отца. Тот свой счёт закрыл сразу после деноминации, разумеется, не получив никакой компенсации. А на снятые деньги с размахом был куплен батон варёной колбасы.
В трагичный для семьи 2015 год умирает и Вовин отец, и бабушка. В мае 2016 г. Владимир идёт в Сбербанк, который, если помните, всегда рядом с вами в трудную вашу минуту, чтобы забрать причитающуюся по закону компенсацию. Приходит он в главное отделение СБ №8607, что на ул. Трёхсвятской, как положено, со всеми документами. На обороте свидетельства о смерти бабушки появляется запись: «Зачислено на ритуальные услуги на счёт … Владимиру … шесть тысяч рублей», подпись, печать и дата. Однако проходит месяц и более, а деньги на счёте у наследника не обозначаются.
Вторая и третья попытки взятия банка в размере положенной компенсации не увенчались успехом. Отговорки сотрудниц были изобретательны, даже, если без лишних эмоций, талантливы: нужно написать ещё одно заявление; подъехать с уполномоченным родственником, ибо год рождения «1992» не проходит по компьютеру.
В четвёртый раз решаю включиться в ситуацию в качестве матери великовозрастного ребёнка. Ответ операционистки превзошёл даже мои ожидания. Сотрудница банка, пошептавшись в сторонке, извинилась и сообщила, что банк не может выплатить компенсацию из-за года рождения наследника и «посылает» нас ознакомиться с правовой информацией. Да не куда-нибудь, а прямо в Интернет! Жаль, что эта юридическая рекомендация останется недоступной нотариусу, который выдал «ребёнку» свидетельство о праве на наследство. То, что в документе сделана запись о получении компенсации, похоже, никого не волнует.
Вова очарован симпатичной сотрудницей банка, сворачивает разговор и тянет меня к выходу.
– Понабирали тут ПТУшниц, – раздаётся возглас одного из недовольных клиентов.
Мой сын улыбается. Мы едем к нотариусу, по пути оживлённо спорим.
Нотариус распечатывает официальный юридический ответ на запрос*, бросая знакомую фразу о том, что мы – не первые, кому банк отказывает в получении компенсации по вкладам. Эта фраза заставляет воскресить в моей памяти события трёхлетней давности.
В конце 2012 года ОСБ № 8607 принял в порядке возврата у одной из тверских школ обналиченные банковские карты на имя четырёх уже на тот момент совершеннолетних клиентов. История фактически криминальная, длинная и безрезультатная, если не считать публикацию в газете «Тверская жизнь». Несколько месяцев спустя представитель Сбербанка А. Порочкина, комментируя эту публикацию, сказала: «… Это чёткая процедура, и случаев, когда владелец карты не знает о её существовании, у нас не зафиксировано…».
Однако в наше время то и дело случаются не зафиксированные чудеса. Владимир – один из тех четырёх несостоявшихся «школьных» клиентов банка. Все годы своего банковского «клиентства» (2007–2012 гг.) он не знал, что у него есть карта и что она хранится у предприимчивого учителя. Выяснилось всё случайно, когда он находился в тысячи километрах от дома при прохождении срочной службы. Чтобы разобраться в ситуации, солдат должен был явиться в Тверь и ходатайствовать перед банком о проведении служебного расследования. Так считает вышеупомянутая представительница пресс-центра СБ. То, что молодой человек, будучи клиентом, был лишён возможности пользоваться банковскими услугами (перевод стипендии, денежного довольствия и проч.), Сбербанк в расчёт не берёт.
* * *
Итак, благополучно пообщавшись с дорожной полицией, мы продолжаем движение к заветному учреждению. Сегодня четверг, 14 июля, время – одиннадцатый час. Как обычно, город встречает нас яркими огнями уличного освещения.
– Хорошая примета – сказала я.
Мы во всеоружии заходим в центральное здание банка. Сын распечатывает талончик и быстро поднимается по ступенькам в волшебный кабинет «Решение проблем». Это нововведение призвано находить выход из любой самой мутной банковской ситуации.
На обороте свидетельства о смерти бабушки снова появляется не убиваемая запись: «Зачислено на ритуальные услуги на счёт … Владимиру … шесть тысяч рублей». То же самое?! Нет – дата другая, сегодняшняя.
Сбербанк сегодня добрый: если нам ещё подождать две недели, то чудо Нового Кабинета воплотится в реальность и цифра с тремя нулями окажется на нашем банковском счёте.
P.S. Не прошло и недели – «Решение Проблем» сработало на все сто! После таких убедительных уроков Сбербанка наша с сыном обретённая грамотность не позволит нам допускать ошибки в судьбоносных решениях.
* Кому интересны тонкости финансовых искусств, изучайте Федеральный закон от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти