«Подушка безопасности» для пассажиров: что остановит маршруточный хаос в тверском регионе
Маршрутное такси последние несколько лет не сходит с ежедневных информационных лент тверских средств массовой информации.
А ведь в 90-е, когда в городе ездили “полторы” машины и общественный транспорт держался на запасе прочности «союзной» техники, о нынешних проблемах слыхом не слыхивали. «И когда всё это случилось?» – перефразируем на память краеугольный вопрос главного героя михалковского «Солнечного удара» о потерянной царской России…
«Ситуацию необходимо менять»
Вот за последние 15–20 лет и случилось. И привело к тому, что отводить глаза в сторону от проблемы уже не выходит, передать решение администрациям-преемникам не получится, а умалчивать – лишний раз раздражать население. Маршрутками пользуются многие: они каждый день на глазах у всей Твери, у жителей области. И пока они явно не проходят испытание столь пристальным вниманием.
Несколько резонансных мартовских происшествий с маршрутками стали последней каплей для властей. Работа «желтых убийц», как прозвали микроавтобусы тверичане, вызывает всё больше нареканий. Поэтому в Тверской области был усилен контроль за безопасностью пассажирских перевозок: общественный городской транспорт попал под пристальное внимание профильных структур, а маршрутки подверглись серьезным проверкам.
Соответствующую задачу перед отраслевыми ведомствами поставил глава региона Андрей Шевелев. Он подчеркнул: «Как губернатора, меня не может устраивать ситуация в сфере безопасности пассажирских перевозок, сложившаяся в последнее время в области. Особо остро этот вопрос стоит в областном центре, на долю которого приходится основной объем всех пассажирских перевозок. Считаю, что ситуацию необходимо менять».
Отсюда появилось постановление губернатора Тверской области (от 26 марта 2015 года), вносящее на уровне региона изменения в перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение иностранных граждан. Это дало возможность Управлению Федеральной миграционной службы России по Тверской области прекратить выдачу патентов на осуществление гражданами других государств трудовой деятельности в сфере пассажирских перевозок, в том числе на маршрутных такси.
В миграционной службе пояснили, что в настоящее время порядка 250 иностранных граждан временно продолжат свою трудовую деятельность до окончания действия патентов. Как только срок действия документов истечет, трудовой договор с иностранными работниками будет расторгнут.
Комментарий
Заместитель министра транспорта Тверской области Константин Седов:
– Какие бы изменения в транспортной отрасли ни происходили, безопасность пассажиров всегда должна стоять на первом месте. К счастью, работа перевозчиков на межмуниципальных маршрутах не вызывает нареканий со стороны пассажиров, жалобы, поступающие в минтранс в части непрофессионализма водителей, несоблюдения ими правил безопасности дорожного движения, единичны.
Во многом это обусловлено тем, что министерство транспорта уже на протяжении нескольких лет целенаправленно проводит работу в части усовершенствования регионального законодательства. Так, в соответствии с Законом «Об организации транспортного обслуживания населения» к работе на межмуниципальных маршрутах допускаются лишь те компании, которые прошли отбор в соответствии с конкурсными процедурами. Основными критериями при выборе победителя являются: обязательное проведение технического осмотра транспортных средств, наличие квалифицированных водителей и инженеров, предрейсовый медицинский осмотр работников, а также стаж работы компании на межмуниципальных маршрутах региона.
Кроме того, на региональном уровне создан реестр недобросовестных перевозчиков, который позволяет привлечь к ответственности за неисполнение договора непосредственно самого перевозчика. Это достаточно жесткая мера – отстранение от участия в конкурсе на обслуживание маршрутов сроком на два года. Для индивидуальных предпринимателей, которые дорожат репутацией своей фирмы, «выпасть из жизни» на столь длительный срок – серьезное наказание. Подобные реестры недобросовестных перевозчиков мы рекомендуем создать и на муниципальном уровне.
Общая проблема
Но проблема, как известно, кроется не только в иностранной рабочей силе. Например, многие уроженцы бывших советских республик, ежедневно перевозящие тверичан, уже имеют российские паспорта. С лета этого года для работы им обязательно понадобится и отечественное водительское удостоверение.
Вопрос порядка на транспорте нужно решать в комплексе, поэтому введение запрета на привлечение иностранных работников в сферу перевозок потребует реализации дополнительных мер не только профильными ведомствами, но и администрацией Твери.
На площади Ленина был разработан Порядок проведения конкурсов на маршруты, принятый депутатами городского парламента и утвержденный сити-менеджером 15 марта 2015 года. По новым правилам в течение трех ближайших лет предполагается разыграть 28 маршрутов с разным сроком договоров (в том числе до 2022 года).
Условия в Порядке прописаны для потенциальных перевозчиков достаточно жесткие: специальная комиссия проверяет наличие у перевозчика лицензии, финансовой состоятельности, необходимого парка транспортных средств и его качества. В качестве критериев отбора значатся, например, год выпуск машин и экологические стандарты, не говоря уже о предоставлении льгот и адаптации автопарка под нужды маломобильных категорий граждан.
Еще одна мера, касающаяся пассажирского транспорта областного центра, это предлагаемый курс на более широкое использование автобусов, а не классических маршруток. В Твери сегодня существует 37 маршрутов регулярных перевозок, 57% из которых обслуживается маршрутками. А за ними стоит более двухсот перевозчиков различных форм собственности. Причем точно неизвестно, сколько всего машин работает в городе, разброс цифр таков: от 700 до 1,5 тысячи. При таком количестве, как мы понимаем, пагубного дублирования маршрутов избежать невозможно. Как и использования неквалифицированной рабочей силы.
Слово за «силовиками»
Если правительство области и администрация Твери – это структуры, призванные организовать систему пассажирского транспорта, то «силовики» – ведомства контролирующие.
В частности, Госавтоинспекция постоянно ведет работу в направлении профилактики и выявления нарушений в сфере пассажироперевозок. Зарекомендовала себя как эффективный инструмент операция «Автобус», проводимая совместно с минтрансом области и департаментом дорожного хозяйства Твери.
В 2014 году в областной столице и муниципалитетах за несколько этапов операции проверено порядка 1,5 тыс. маршруток. К административной ответственности было привлечено более 800 водителей, нарушивших ПДД. В отношении 9 водителей-иностранцев за систематическое нарушение правил дорожного движения информация была направлена в УФМС.
Как информирует ГИБДД, всего же за минувший год в миграционную службу выслали документы на 1470 лиц – для рассмотрения вопроса о нежелательности пребывания их на территории РФ. Причины все те же – неоднократные нарушения режима вождения и уклонение от уплаты штрафов.
В нынешнем году операция «Автобус» также не была отложена в долгий ящик. В ходе первого этапа проверено 738 маршрутных такси, в результате к административной ответственности привлечен 431 водитель, более половины из которых – в Твери. В миграционную службу были доставлены два водителя автобуса. Один из них оказался вообще нелегалом и без трудового патента. О 23 гражданах других государств направлена общая информация – они неоднократно допускали нарушения ПДД.
Думается, все эти меры различных государственных структур помогут сдвинуть проблему с мертвой точки и остановить «маршруточный хаос». У любого транспортника приоритет один – безопасность пассажиров. От этой печки всем и надо танцевать – маршрутки каждый день на глазах у народа, а выбор в конце концов за ним.
КОММЕНТАРИИ 6 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
операция «Автобус» мало эффективна, т.к. например при проверке наличия Газелей на 24 маршруте в дни проверки эти машины не работали,а после проверки снова были замечены на маршруте
использование машин срытого патрулирования куда более эффективно, т.к. автомобиль полиции без светогалографии пристраивается в любом участке маршрута к маршрутке и едет до конечной, где уже выписывается итоговый штраф на общую сумму нарушений
как ездили эти чуреки так и ездят
Почему Вы обзываете чуреками граждан с российскими паспортами? Вам же объяснили, они уже Россияне!
ФМС молодцы,250 тыр и ты гражданин! Узнал у новоявленного россиянца!
Вода это все из пустого в порожнее. Ежедневно я вижу грубейшие нарушения ПДД водителями маршруток, из которых самое невинное - проезд на красный сигнал светофора. Менять что-то в этой сфере можно лишь посредством развития ОТ большой вместимости (автобусы, троллейбусы, трамваи) с полным их приоритетом в городских пассажирских перевозках.
Этого не происходит по причине коррумпированности и политической импотенции городских властей (частное мнение) на фоне поразительной пассивности жителей Твери.