Музей военных вертолетов в Торжке (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Как то не так давно мне удалось побывать в музее вертолетов 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, расположенного в Торжке Тверской области.
Там представлены красивые и надёжные винтокрылые машины, созданные руками Советских конструкторов за многие годы существования “тоталитарного” государства под названием СССР. В музее собраны образцы всех винтокрылых машин, когда-либо осваивавшихся в 344-ом Центре. А учитывая особый статус этой воинской части (344-й Центр БП и ПЛС занимается подготовкой высокопрофессиональных экипажей вертолётов), можно с уверенностью утверждать, что это почти весь парк военных и морских вертолётов, выпускавшихся в СССР.
Добро пожаловать! или посторонним вход воспрещен))
Несмотря на то, что несколько лет назад музей был официально зачислен в список музеев Тверской области, попасть в него все так же нелегко по причине нахождения музея на территории действующего военного аэродрома…
(но при большом желании всё же возможно))
344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, расположенный в г. Торжке Тверской области. Здесь готовят пилотов для войны, и они лучшие из лучших!
На входе в музей вертолетов нас встречает вот такой девайс, он надежно защищает экспонаты от посягательств всяких там западных империалистов и шпионов!
Музей вертолетов 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, расположенного в г. Торжке Тверской области, был создан в начале 1990-х годов.
В нем собраны образцы всей авиации, осваивавшейся в 344-ом Центре. Некоторые экспонаты являются уникальными и не представлены более нигде.
Ми-4 — многоцелевой советский вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1950-х годов. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружённых Силах вплоть до появления Ми-8. Применялся в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов.
Ми-1 — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт. Первоначально обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля-1). Первый полёт Ми-1 совершил в сентябре 1948 года. В 1951 году был введён в опытную эксплуатацию. Серийное производство велось в 1954—1960, всего было построено 2680 машин.
Кроме базовой версии, рассчитанной на пилота и 3 пассажиров, выпускались и другие версии и модификации – санитарные с боковыми съемными гондолами, почтовые с подвесными контейнерами, перегоночные с дополнительными топливными баками, сельскохозяйственные для опрыскивания и опыления, с поплавками, учебно-тренировочные и другие.
Боевые Ми-1 начали создавать с 1958 года на базе модификации Ми-1МУ. По бокам машины закрепили 2 кассеты с 12 реактивными снарядами. Некоторые модификации оснащались пулеметами, 100-кг бомбами, противотанковыми ракетами “Фаланга” и “Малютка”. Также предлагался вариант установки крупнокалиберных авиапулеметов в боковых подвесных контейнерах. Была попытка использовать Ми-1 как противолодочный вертолет, но его силовой установки оказалось недостаточно для перевозки поискового и бомбового оборудования.
Ми-8 — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач. Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций. В 2011 году на Улан-Удэнском Авиационном Заводе началось изготовление глубоко модернизированного вертолета Ми-8 – вертолет Ми-171А2
Ми-2 — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. Даже в настоящее время Ми-2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками Ка-226 и «Ансатом».
Ми-2 (Hoplite – по классификации НАТО) – советский многоцелевой вертолёт, применяющийся в армейской и гражданской авиации с 1960-х годов. Даже в настоящее время Ми-2 активно принимает участие в тендерах, соревнуясь с новыми вертолетами. Это простая в эксплуатации, неприхоливая и надежная машина, которая для многих вертолетчиков была первой, учебной. Считается, что если ты умеешь управлять Ми-2, значит сможешь поднять в воздух любой вертолет. Его экипаж – 1 человек + 10 пассажиров. Скорость – 194 км/ч. Дальность полета – 580 км. Потолок – 4000 м.
идем дальше..
Ми-24а — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Неофициальное название «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.
Ми-24 (Hind – по классификации НАТО). Это советский транспортно-боевой вертолет. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира.
В носу Ми-24А устанавливалась подвижная пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12.7 (боекомплект – 900 патронов). На пилонах – блоки неуправляемых реактивных снарядов и 4 противотанковые ракеты “Фаланга-М”.
Ми-24д – создан на базе Ми-24а и поступил на вооружение в 1976 году. Получил множество изменений и доработок. В том числе, заново скомпонованную кабину. Неофициальное название “Крокодил”
Ми-24В (экспортный вариант – Ми-35) – самая массовая модификация вертолета. Кабины были расположены уже тандемом, изолированы.
Как и Ми-8 вертолет Ми-24 за историю своей эксплуатации успел поучаствовать в большом количестве вооруженных конфликтов во многих уголках планеты.
Ка-26 — многоцелевой вертолет разработанный в ОКБ Камова. Всего было построено 816 вертолетов, в том числе 257 поставлены в 14 стран мира. Вертолет в основном применялся в гражданских целей, однако, также использовался в ВВС Румынии и Венгрии, полиции ГДР и ФРГ. На вертолете установлено 5 мировых рекордов, в том числе: рекорд высоты для вертолетов взлетной массой в классе 1750-3000кг — 5330м, рекорд скороподъемности: достижение высоты 3000м за 8 минут 51,2 сек
Ка-25 — советский противолодочный вертолёт корабельного базирования. Является первым отечественным вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолётом СССР. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года.
Ми-10 — военный транспортный вертолет (летающий кран), развитие Ми-6. Разработан в 1961—1964 годах, принят на вооружение в 1963 году. Основной задачей Ми-10 стала перевозка крылатых и баллистических ракет.
Как рассказал мне один из летчиков – ” На данном вертолете некоторые отказывались летать из за боязни его не устойчивости при взлете и посадки” ..ну надо думать, на таких то ножках не так и просто посадить и поднять такую махину))
Ми-10 (Harke – по классификации НАТО) – военный транспортный вертолет “летающий кран”, созданный на базе Ми-6. Его гражданская модификация, для выполнения строительно-монтажных работ – Ми-10К
Экипаж машины составлял 5 человек. Основной задачей при проектировании была возможность переносить крылатые и баллистические ракеты. Грузы можно было перевозить на внешней платформе либо с помощью гидрозахватов.
Ввиду того, что эти вертолеты были выпущены ограниченным тиражом, уведеть их вживую даже в музеях – большая редкость.
Но какой он красавец!
Вертолет Ми-18 – средний транспортный и многоцелевой вертолет. Был разработан на базе вертолета Ми-8, поэтому конструктивная схема принципиально не изменилась. От Ми-8 вертолет Ми-18 отличался тем, что на нем применили новую силовую установку, несущую систему и был увеличен размер фюзеляжа – была добавлена одна метровая секция сзади
Ми-6 — тяжёлый военный транспортный вертолёт. Во второй половине 1950-х годов в СССР были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна», для их переброски потребовался вертолёт большей грузоподъемности. МИ-6 — первый в мире вертолет серийного производства, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями со свободной турбиной. Его компоновочная схема признана классической. Вертолёт Ми-6 — самый грузоподъемный по тем временам. Первый полёт состоялся 5 июня 1957 года. На нем установлено множество рекордов.
Ми-6 (Hook – по классификации НАТО) – тяжелый военный транспортный вертолет. строился он с 1964 года крупной серией как в военном, так и в гражданском вариантах.
Экипаж вертолета составляли 5 человек. Скорость – 300 км/ч. Полезная нагрузка – 12 тонн.
А на этом Ми-24д в 1992 году женским экипажем был выполнен перелет Торжок-Майами, протяженностью более 28000 км.
..Неофициальное название «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана- а что.. правда похож)) и по моему очень стильно смотрится, в духи того времени, в ожидании наступающего апокалипсиса холодной войны..
Ми-26 (на заднем плане) — советский многоцелевой транспортный вертолёт, крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт. Первый полёт 14 декабря 1977. Изготовлено 276 за весь срок серийного производства. Вертолёт Ми-26 за его габариты прозвали «Летающей коровой». Грузоподъёмность — до 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций. Цена 20-25 млн долларов. На сегодняшний день Ми-26 является самым крупным транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно.
Ну вот такая история..
Досвидание город Торжок! До свидание товарищи летчики! И пусть вам сопутствует удача во всех полетах ваших, как боевых так и учебных тренировках! ведь благодаря вам, мы простые Советские Российские люди можем чувствовать себя защищенными, от всяких угроз что готовят нам мировая империалистическая закулиса.
Ссылки по теме-
Двадцать лет пилотажной группе Беркуты. Показ мастерства вертолётчиков.
О выставке современной пожарной техники в Торжке на территории учебного вертолетного центра.
p.s. спасибо за текст для этого фото-репортажа – d-a-ck9.livejournal.com и 4044415.livejournal.com
КОММЕНТАРИИ 21 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Такой музей вполне мог бы привлечь туристов.
у нас в Твери и области куча интересных мест кудабы можно было сводить туристов.. но к сожелению многие из них скрыты от глас простых смертных.. очень жаль конешно что так оно получается..
Отличные фото, интересное описание экспонатов )))
И все-таки, как же туда попасть???
И, автор, без обид - позанимайтесь русским языком!
автор вырабатывает свой неповторимый стиль! ))
Часто в последнее время натыкаюсь на этот "стиль" )))
ну значит популярность моя растёт)) или кто то ещё уже перенял мой стиль?.. и скоро лет черезь 15 многие будут писать так как Юрий Сурин)) ахахах..
Беседа интеллектуалов про стили русского языка...
Вы бы действительно, Юрий, кого-нибудь попросили править тексты. Репортажи хорошие, текст аховый.
Вот прям щас и попрошу! )) ЛЮДИ! кто согласится править мои тексты?
К вашим услугам профессиональный редактор, давно обещающий вам подарить словарь.Пишите, присылайте тексты k.volgareva@gmail.com
В редакция tverigrad.ru меня знают.Со всем почтением к вашим талантам фоторепортера Кира Михайловна
Ну вот, видите, желающие уже есть )))
Я тоже могу, если что )))
Да, Юрий, Ваши репортажи часто вижу ))) И стиль Ваш неповторим ))) Никто больше ТАК МНОГО ошибок не делает...
попасть туда можно, погуглите.. гдето я находил инфу гак это сделать.. т ам типа нужно набрать группу и договорится с начальством части.. как то так
Попасть на экскурсию в музей вертолётов 344 ценрта очень просто:
КАЖДЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК, БЕСПЛАТНО организуется экскурсия для отдыхающих в санатории "Митино", что находится рядом с г. Торжок.
Там же, в другие дни недели, организуются для отдыхающих экскурсии на золотошвейную фабрику Торжка, по самому Торжку, музей деревянного зодчества в д. Василёво и другие.
Так, что всё уже давно организовано!
Главное не лениться!
Ага, автор узнаваем по одной мааааленькой детальке, которая есть почти во всех репортажах. Кто угадает, о чем я?
)))
Может быть по нескольким последним фотографиям? Таким милым, но слегка не в тему )))
Спасибо Юрий Вы как всегда на высоте!
спасибо)) очень приятно))
Про вертолёты из Торжка, часть 4 (Фотографии. Для тех, кто любит подобные лётно -технические темы))
http://tverigrad.ru/tblog/pro-vertolyoty-iz-torzhka-chast-4-fotografii
100 лет ВВС России. Праздник на аэродроме в Мигалово Тверь 2012 (БОЛЬШОЙ Фоторепортаж)
http://tverigrad.ru/tblog/100-let-vvs-rossii-prazdnik-na-aerodrome-v-migalovo-tver-2012-fotoreportazh