85 лет назад самолёт АНТ-25 под управлением уроженца Твери отправился из Москвы в США

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Маршрут проходил через Северный полюс для того, чтобы побить мировой рекорд дальности полётов.

Он был из умных и лихих,
Тех, что не всякому приятны,
Но больше не было таких,
Да и не будет вероятно…

Эти стихотворные строки поэта Феликса Чуева посвящены нашему земляку, лётчику Михаилу Громову, одному из интереснейших людей своего времени. Это был на редкость разносторонний человек. В юности он хотел стать инженером и художником, был чемпионом страны по тяжёлой атлетике, уже в более зрелые годы Громов устанавливал рекорды скорости в автогонках. Однако, в историю нашей страны он вошёл, как один из самых знаменитых лётчиков. Его достижениям рукоплескал весь мир. Ну, а родился он в предпоследний год уходящего XIX века в провинциальной Твери, которая ещё и понятия не имела о полётах в небо. Первый самолёт поднялся над городом лишь в 1910 году. За его штурвалом был лётчик Борис Россинский, которому предстоит стать первым учителем нашего земляка в авиационной науке.

Детские годы Михаила Громова связаны со многими местами Тверского края. Из Твери он вместе с семьёй переехал в Ржев. Хорошо запомнил он и окрестности станции Кулицкая, село Теребино, где жили родные его матери.

Первые шаги на пути в небо Громов сделал в Москве. В самом начале 1917 года ему попалось на глаза следующее объявление: «Набираются охотники на теоретические курсы авиации Жуковского». Без лишних размышлений он отправляется в комнату, где шла запись курсантов. От теории Громов очень скоро перешёл к практике. В скором времени он уже сам стал лётчиком-инструктором и обучал молодых авиаторов. Среди его учеников был и многообещающий в ту пору Валерий Чкалов.

Однако, работа инструктора не слишком удовлетворяла молодого честолюбивого лётчика, ему самому хотелось испытывать новую авиационную технику. Так Громов стал лётчиком-испытателем. Он осваивал новые модели зарубежных и отечественных самолётов.

На самолёте АНТ-3, получившем название «Пролетарий», Михаил Громов покорил Европу, совершив сенсационный перелёт по маршруту «Москва – Берлин – Париж – Рим – Вена – Прага – Варшава» за 34 часа, что было новым мировым рекордом.

Осенью 1934 года Громов на цельнометаллическом моноплане АНТ-25 конструкции Туполева пролетел по замкнутой кривой 12 411 километров. Рекорд дальности полёта, принадлежавший французам Бассутро и Росси был побит.

Михаил Громов стал первым нашим земляком, который был удостоен звания Герой Советского Союза. Однако триумф ждал его впереди. Громову не давал покой рекорд дальности полётов по прямой, который принадлежал французам. Для того, чтобы его побить, был выбран маршрут из Москвы через Северный полюс в Америку. 12 июля 1937 года в небо поднялся АНТ-25, за штурвалом которого сидел Михаил Громов.

В Соединенных Штатах наших лётчиков встречали как героев. Их появление собирало тысячные толпы, их принял сам президент Рузвельт, перед ними гостеприимно открыл двери Голливуд.

За этот полёт Громов первым из советских лётчиков был удостоен почётнейшей награды Международной авиационной федерации – медали Анри де Лаво. Впоследствии из наших авиаторов лишь Юрий Гагарин получит такую же медаль. А Михаил Громов был готов уже к тому, чтобы бить новые рекорды.

Однако история распорядилась так, что в скором времени о рекордах покорителям неба пришлось забыть. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В скором времени Михаил Громов получает назначение на должность командующего Военно-воздушными силами Калининского фронта.

После войны Громов возвращается на работу в авиационную промышленность. Именно по его инициативе в 1947 году создают уникальное учебное заведение – Школа лётчиков-испытателей.

И даже выйдя в отставку, Громов продолжал постоянно общаться с лётчиками- испытателями, передавать им свой опыт, рассказывать о своём поколении.

Судьба подарила Михаилу Громову долгую и удивительно наполненную жизнь, знакомство со многими интереснейшими людьми своей эпохи. Сколько раз он ходил по краю пропасти и всегда выходил победителем из всех жизненных передряг. Громов был неподвластен никаким авторитетам, кроме законов аэродинамики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

11
0
Твериведение

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

pereima

...когда Громов родился, в тверской гимназии уже учился создатель самолета, на котором он полетел в Америку.

3
0