Барсучья история: в Тверском ТЮЗе показали премьеру «Зверского детектива»
Иногда было зверски скучно, иногда зверски интересно. Но, в целом, рефлексия перекрывала детективную составляющую.
В лесу произошло убийство, нужно расследовать это дело, – так, вкратце, можно описать сюжет новой постановки в Тверском театре юного зрителя. Но, помимо раскрытия детективной составляющей, «Зверский детектив» играет с вопросами самоидентификации, психологических травм и даже смерти. Делает он это тонко, не травмируя психику детей.
Особенно интересным в произведении режиссёра-постановщика и автора инсценировки Артёма Устинова кажутся отсылки к популярной культуре. Взять хотя бы хлопки Джокера из «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана или стаканчик молока, отсылающий к «Заводному апельсину» Энтони Бёрджесса. Правда, порой это референсы для красоты…
На уровне сюжета это детектив с несколькими внезапными поворотами, который повествует о том, как в Дальнем лесу убили и, конечно же, съели Зайца. И вот двое детективов расследуют это преступление. Нарушением закона это считается потому, что в мире, созданном писателем Анной Старобинец, звери заключили пакт – никто никого не ест. Хищники довольствуются жуками, которые заменяют животный белок.
Животные здесь антропоморфны и выглядят так, будто это герои какого-нибудь английского сериала. К примеру, главные герои одеты в стильные дождевики и шапочки. И только харизма актёров, их пластика и актёрские находки помогают Андрею Иванову и Алексею Измайлову перевоплотиться в Барсука и Барсукота (барсук + кот. – Ред.). Также и с другими исполнителями. Никто не «прячется за костюм».
Это позволяет постановщику создать таких героев, которые сильнее вызывают эмпатию. Одновременно оставляет больший простор для актёрской игры и передачи характеров обитателей лесной чащи. Хотя массовка в жёлтых костюмах выглядит так, будто она пробралась на сцену из саги про космических пришельцев. Догадываюсь, что их образы – некий усреднённый вариант «живых существ», но… Я всё ждал, что они достанут бластеры и начнут стрелять.
История расследования не могла не напомнить какой-нибудь голливудский фильм, даже по музыкальному сопровождению. Герои заходят в бар «Сучок», общаются с разными свидетелями, идут по ложному следу, по правильному следу и т.д. Тормозят всё это лишь размышления героев, их рефлексия на тему: «Барсук я или не барсук?», «Пора в спячку или не пора?» и др. Конечно, для того, чтобы зритель понимал и улавливал мотивацию того или иного пушистика, такие монологи необходимы. Другой вопрос, что чаще всего они замедляют действие и смотрятся искусственно. Представьте, что Гамлет будет стоять на сцене и 5 минут распинаться о том, что его отец умер, а он бедный-несчастный не находит себе места от горя и жаждет мести. Даже если бы он прыгал и бегал по сцене, это не заставило бы сопереживать.
Если в запасе у вас есть аргумент: «Так это же для детей, чтоб понимали!», то отвечу следующее – дети догадливы, тем паче, что в дальнейшем характер персонажей раскрывается. Наверное, голос рассказчика в этом случае был бы уместнее: «Жил-был Барсук, который не спит…» и т.д. Впрочем, с другой стороны, рефлексия а-ля «барсук или не барсук» делает этот спектакль особенным, выделяя его из череды других. Поэтому сокращения и другого решения требуют, скорее, сцены с расследованием. Потому что показать все действия барсуков-стражей порядка на сцене не очень рационально, о чём-то смотрящий может и догадаться.
Уже после предпоказа в пресс-службе ТЮЗа сообщили, что спектакль сделали более динамичным – вместе с антрактом он теперь идёт 1 час 50 минут (на предпоказе шёл без перерыва 1 час 50 минут. – Ред.). Так что, есть надежда, что теперь «Зверский детектив» проходит на одном рыке. Ну, т.е. на одном дыхании.
Тандем двух полицейских-барсуков, на мой вкус, самая сильная составляющая всего сценического произведения. Андрей Иванов виртуозно, играя «на пониженных тонах», исполнил роль старого, опытного копа, который учит молодого. Артист даже движения сделал более спокойными, размеренными, выверенными. Он раздумывает, он взвешивает, он мыслит наперёд. Это, в частности, видно по сцене с ловушкой в Ближнем лесу. Андрей Иванов предстаёт перед нами в новом свете, воплощая в жизнь героя, который будто появился из мультфильма.
В противовес ему импульсивен, энергичен и порывист молодой полицейский. Барсукот, т.е. кот, ставший барсуком. Алексей Измайлов, опираясь на свою психофизику, по-хорошему нервный, напористый и порой смущённый. Уверен, что в дальнейшем дуэт актёров ещё больше сплотится. Пока из-за затянутого местами расследования кажется, что у заслуженного артиста Андрея Иванова несколько пропадает интерес к происходящему. Быть может, это эффект первых показов, который в дальнейшем сгладится.
Новая сказка, вернее сказка для взрослых и детей, учит, пусть порой и несколько топорно, тому, что каждый сам волен выбирать свою судьбу, иногда потенциальный злодей оказывается жертвой и делать скоропалительных выводов никогда не стоит. Хотя, согласно психологам и социологам, все мы опираемся на собственные предрассудки и стереотипные представления. Только бы была воля отступать от них.
Возрастная категория «12+» вполне оправдана.
Читайте также: Острый и современный, покоривший Германию и оценённый Лавровым: беседа об уникальном театре «Премьер».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти