Бронза «Шёлкового пути»: как тверской спортсмен стал призёром легендарного ралли
Евгений Павлов рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться на гоночных трассах и как практически стандартная «Газель» побеждает подготовленные автомобили.
15 июля на Красной площади в самом центре Москвы состоялась церемония торжественного финиша Международного ралли «Шелковый путь» 2023 года. Среди призёров есть и тверской спортсмен – герой проекта «TVERTEAM.Истории успеха», автогонщик Евгений Павлов, штурман экипажа команды «ГАЗ Рейд Спорт».
Дистанция девятидневной гонки составила более пяти тысяч километров, а маршрут соревнования охватил 13 регионов нашей страны. Международное ралли «Шелковый путь» вновь стало одним из крупнейших событий в мире авто- и мотоспорта, параллельно развивая социально значимые проекты и инициативы. О том, как она проходила и с какими трудностями пришлось столкнуться на спецучастках, Евгений Павлов рассказал в эфире программы «В центре внимания» на «Пилот – Радио».
– В прошлом году на «Шелковом пути» вы заняли второе место. Тогда в одном из интервью вы говорили, что это какой-то сумасшедший успех. В этом году у вас третье место. Как вы сейчас оцениваете этот результат?
– Ну на самом деле тоже хотелось хотя бы второе. Хочется и первое, но понимаешь, что не всё от тебя зависит. Надо отдать должное, мы выступаем на гораздо более слабой технике, чем соперники. Конструктивно слабой, потому что есть прототипы, которые специально создаются для гонок, с которыми мы боремся. И они позволяют держать большие скорости без поломки машины. А мы едем на практически серийной «Газели». И благодаря её запасу прочности мы хотя бы конкурируем. Но тем не менее она по мотору проигрывает.
– То, что вы не используете преимущества, которые могли бы использовать, это вызывает уважение у соперников?
– Нет, на самом деле. Потому что наоборот для них хорошо. Ведь если мы будем преимущества какие-то использовать, мы не оставим им шанса.
– В прошлом году вы выступали с пилотом Александром Русановым. Знаем, что у вас были разные взгляды в конце пути на скорость передвижения. В этом году вы выступали с другим пилотом. В том числе шла такая конкурентная борьба с Русановым, который выступал с другим штурманом. В итог их экипаж стал вторым. Не обидно?
– Ну, мне обидно, что мы не вторые это безусловно. И если уж сравнивать, то из девяти дней мы выиграли восемь. Это объективно, что более сильный экипаж и на нас ставятся ставки. Но, к сожалению, это технический вид спорта.
– В этом году «Шелковый путь» проходил по новым трассам, в том числе и в направлении Южного Урала. А вообще для вас имеет значение направление?
– Наверное, вообще не имеет. Единственное, что предыдущее моё выступление как раз на Южном Урале в Челябинской области закончилось, что мы зацепили какой-то камень рядом с дорогой, выступали на багги. Оторвали колесо, рычаг, потом долго «развлекались», чтобы оттуда уехать. Поэтому сейчас, конечно, такое опасение было. И не зря. Игорь Николаев, например, лишился «единички» на КамАЗе, потому что два колеса пробил в Магнитогорске в один день. Вот и минус победа.
– Но интересная трасса была? Насколько она отличалась от предыдущих лет?
– Вообще «Шёлковый путь» интересен в этом году тем, что он разноплановый. Не было песка, зато были горы, степи, была холмистая местность. Под Липецком, когда чернозёмы размыло дождями, было скользко, мы там несколько раз перекрёстки из-за этого «проезжали мимо», пару раз на двух колёсах ездили. Была динамичная гонка, хорошая, разные трассы.
– Ну а что касается погоды, климата? Погода помогала или чинила препятствия?
– На самом деле всё относительно. Сейчас было 42 в Оренбурге несколько дней подряд. Но когда у нас был первый китайский марафон, там было +63, и тогда было действительно жарко. И вот те ощущения я помню, потому что у нас перевернулась машина. Для меня в обычных условиях поставить машину на колёса – минут 10. Тогда мы её ставили три часа. Схватил какой-то солнечный удар, и ты вроде в сознании, а сделать ничего не можешь. Металл раскалённый, его не коснёшься, воду пьёшь – она кипяток. Вот тот день я помню, как самое запоминающееся событие в гонке. Потому сейчас по температуре всё было гуманно.
– На седьмой день у вас сломалась рулевая рейка. Что послужило причиной поломки?
– Собственно, я сказал бы, даже причины не было. Просто штатная рейка не выдержала нагрузку, алюминиевый корпус лопнул пополам. Для нас это, конечно, впервые – ехать с рейкой, которая сломалась. Я помню, что у меня была когда-то поломка рейки, как раз на тестах, когда надо поворачивать, её заклинило, а впереди – пни от вырубки. Забавные ощущения были. И поэтому мы решали, ехать или нет. Потому что поедешь дальше, её заклинит, машину «спишешь» где-нибудь просто. Машину тоже жалко. Нужны результаты. Думаешь в первую очередь не о себе, а о машине. Поэтому мы доехали аккуратно, починили её. Собственно, поломка рейки и стоила нам второго места. Потому что потеряли больше часа, а на финише на 40 минут было отставание. Поэтому причина обычная. Стандартная деталь не выдерживает гонки, это нормально.
– А какой из дней оказался наиболее сложным? Ваш пилот сказал, что в один из дней ему было сложное, при чем не столько физически, сколько эмоционально.
– У нас был такой спецучасток: короткий, но яма на яме. Это был второй спецучасток. Первый участок мы прошли нормально, на втором у меня отвалилось сиденье. И получилось, что на каждой яме меня начинает бить шлемом об каркас, и причём так, что я чувствую, что сознание сейчас потеряю. Я уже потом плюнул, руку засунул между шлемом и каркасом, и кое-как доехали. Вот тот день для меня был сложный. Думал, когда же это закончится. Бывают спецучастки ровные, и там не важно, какая скорость, там гладко, а там как раз были бесконечные ямы. Это был Южный Урал.
– А что для вас сложнее? Эмоциональное напряжение, когда тяжело действительно эмоционально, или когда тяжело, есть какой-то физический дискомфорт?
– Физический – вообще не тяжело. Ты не воспринимаешь его, как усталость. Опять же что я вспоминал Китай. У нас так получилось, что у нас в первый день всё по мелочи было. Сначала топливо кончилось, потом пока найдёшь его там по деревням, будишь китайцев в 5:00, пытаешься им объяснить, что «машина ням-ням просит», и главное что мы нашли первую деревню, где нас фермер понял, но говорит, что у него нет трактора и отправил нас в другую деревню. Ко второму приехали просто на парах солярки, топлива уже совсем не оставалось. Он понял нас, принёс лейку. Сказал: вот вам трактор, вот лейка, сливайте. И получилось так, что мы приехали, и снова пора стартовать. На следующий день поломались. Потом также после финиша полчаса до старта. И думаешь, что делать: либо поспать, либо поесть. И третий день я проехал, и после гонки, после спецучастка был перегон машины по автобану. Просто надо было доехать до лагеря по автобану ночью. Задремал за рулём. Поэтому физическая усталость ни о чём. А вот моральная, эмоциональная, она конечно же тяжелее. Особенно, когда какие-то ошибки случаются, поломки, когда ты проигрываешь из-за чего-то, что можно было избежать.
Как и было с рулевой рейкой. Стояли и думали: ехать или нет. Потом решили, что ехать надо. Время, которое стояли, оно тоже пошло в минус. А весной в Астрахани прямо перед финишем начала разваливаться коробка передач. Ну и думам: что там осталось то? Немного. Ну и в итоге не доехали. На самом деле в весенней гонке, если мы заехали бы на сервис и поменяли бы коробку, мы бы выиграли ту гонку по времени, и сейчас бы на Чемпионате России ситуация была бы гораздо лучше, потому что у нас же в рамках ШП проходил этап Чемпионата России. Мы на первых двух этапах сломались, и вот у нас сейчас одна «единичка». Ещё впереди несколько этапов, и надо отыгрываться.
– Каждый бивак посещали высокие гости. Это были и губернаторы, и главы местного парламента. Устраивались в некоторых случаях и какие-то концертные программы. Оставались ли силы на то, чтобы пообщаться, послушать их, поговорить?
– Да. Я скажу даже больше, что в этом году меня «Шёлковый путь» поразил не высокими гостями, потому что к нам в своё время и Путин, и Медведев прилетали на гонку. Сейчас вот Лавров был. Это воспринимается нормальным. Меня больше поразил Татарстан, когда мы там финишировали. Это как раз был первый день, и прямо такие столы накрыли для гонщиков во время обеда. И вот эта местная кухня национальная. Было очень приятно, потому что это было внепланово, потому что ты не думаешь об это, не знаешь. А так на самом деле гонки – это не только «Шёлковый путь», это и в Африке на «Дакаре» такие вещи присутствуют. Когда ты приезжаешь в какой-то регион, и тебе там фольклорный праздник устраивают, презентацию региона. В Китае нам показали какой-то волшебный балет. Нас посадили в автобусы, отвезли туда. Фантастическое шоу было. Это из того, что запоминается.
– В этом году в зачёте «гран-тур» одним из участников была собака. По словам её хозяев, дисциплинированная. А вы берёте с собой какие-нибудь талисманы?
– Нет. Я на самом деле беру часы, но с той точки зрения, что они помогают в дороге. А так у меня есть футболка, которую я должен надевать на награждение. Она определённая. А с точки зрения талисмана – его нету. Много гонок, много гонок разноплановых, и я уже воспринимаю это, как само собой происходящее.
– В этом году 12 августа в «Парке приключений Павлова» нас ждёт очередная «Гонка титанов»: масштабное спортивное мероприятие. В прошлом году тоже проводилось этом мероприятие. Что изменилось за год?
– Мы сейчас работаем над зрительскими зонами ещё больше. Где-то трибуны насыпаем, чтобы людям было комфортно. У нас трасса концептуально не меняется, потому что у неё есть своя изюминка.
В прошлом году зрителей было очень много. Только детей несколько тысяч. И мы понимаем, что это классно. Это такой праздник. Я помню, прошлогодний эмоциональный подъём у всех. И сейчас тоже самое. Будет какая-то анимация для детей, мастер-классы для взрослых, организованы точки питания. Мы готовим новую площадку для сап-баскетбола. В прошлом году попробовали, интересно. Это отдельное шоу. При чем это будет для всех желающих. Команда может сорганизоваться просто среди зрителей. Для этого не надо быть профессиональным баскетболистом.
Сейчас у нас приедет боевой автомобиль команды «Камаз-МАСТЕР», как выставочный образец. Можно будет рядом с машиной сфотографироваться, посмотреть в живую. Машина легендарная. Насколько я знаю, это будет тот автомобиль, на котором Дима Сотников выиграл «Дакар». Возможно, что будут автомобили нашей команды «ГАЗ-рейд спорт». Плюс к этому заводская команда «Урал» подтвердила своё участие, по всей видимости будут две машины, будут бороться за наш бронзовый приз.
12 августа в «Парке приключений Павлова» будет реально грандиозный праздник.
– Раньше считалось, что такие мероприятия посещают исключительно мужчины. Сейчас приходят женщины, семьи?
– Сама концепция парка – точка притяжения активного семейного отдыха. И то, что мы создаём, что мы делаем, это всё делается так, чтобы было комфортно всей семье. Поэтому мы и дорожки по лесу делаем, чтобы гулять. Вплоть до такого, что за яблоньками ухаживаем, чтобы яблоко можно было скушать зрителям. Где-то можно купаться, где-то – загорать. Уже пять лет в этом году парку, а я всё вижу, как сделать, просто сил и рук пока не хватает, верёвочный городок над водой.
– Кроме заезда машин будет ещё и забег. Что это такое?
– Да. Не скажу, что это прям наше изобретение, в Японии большущий фестиваль проводится, когда они на грязевом лимане грязевом что только не делают. Доски кладут, на велосипедах падают в эту грязь, бегают, плавают. У них так, мне кажется, половина населения страны отрывается. У нас же как. У нас сначала квадроциклы стартую, потом джипы, потом грузовики. И как только заезд заканчивается, будет забег для всех желающих. Есть три зачётные категории: мужчины, женщины, дети. Возраст не важен. Мы ограничили для себя возраст – от 10 лет. Но тут звонят и говорят, что у них ребёнку только через месяц будет 10 лет и можно ли им принять участие в забеге. Всегда можно. Если есть желание, то почему бы и нет.
Ещё люди приходят и спрашивают: в чем бежать то, одежды для этого нет. На самом деле из всей экипировки нужны только, наверное, какие-нибудь старые кеды, и одежду, которую можно будет потом просто постирать. Сейчас тепло.
Не скажу, что трасса простая. Для себя попробовал, ух! У людей всего один круг, меньше двух километров получается, но реально не простой, но интересный.
Если в первый год желающих не было, в прошлом году уже бежали. В этом году будет даже больше. Например, из Омска летит женщина специально, чтобы бежать.
– А надо регистрироваться заранее?
– Можно. Хуже от этого не будет. Нам тоже надо картинку понимать. Но по факту в том году допустим женщина выиграла – они ехали с мамой мимо куда-то из Москвы в сторону Петербурга. А мы же находимся на трассе М-10. Они к нам заехали, постояли, посмотрели. Услышали от комментаторов о том, что будет. Пробежалась, выиграла.
В том году спонсором у нас выступала сеть черноморских отелей. И за первое место давали путёвку на море. Так вот мальчик, который выиграл в забеге среди детей, семья тем же вечером уехала на море.
– У вас возводится кемпинг. Проект уже в стадии воплощения, когда вы планируете ввести его в строй полностью?
– Ну, не кемпинг, а кемпинговая площадка. О домиках для людей я мечтаю и, что называется, коплю средства для этого, а сейчас уже сделана сама площадка, сделаны туалетный и душевой модули, сейчас будет скважина, в ближайшее время будет устанавливаться септик. Такие работы, я бы сказал, больше в завершающей стадии. Это наш совместный с минтуризмом проект, потому что они субсидировали это, нам помогли, спасибо большое им за это, что помогают. Я надеюсь, что и с домиками мне также удастся получить помощь, потому что гораздо легче воплощать идею в жизнь, когда ты понимаешь, что это нужно не только тебе.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти