Как, сев за руль грузовика, покорить легендарный «Дакар»

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Корреспондент Tverigrad.ru получил убойную дозу адреналина, прокатившись с чемпионом России по автоспорту Евгением Павловым.

Ралли – невероятно зрелищный вид спорта. Особенно для тех, кто видит его вживую, а не по телевизору. Болиды стремительно преодолевают повороты, уходя в эстетически безупречный занос. Из-под колес, в зависимости от погоды и участка трассы, летят грязь, пыль, гравий. Раллийные машины лихо скачут по ухабам, отправляются в свободный полет над землей. Но что происходит внутри машины, что испытывают пилоты?

В рамках уникального проекта «TVERTEAM. Истории успеха» корреспондент Tverigrad.ru ощутил этот экстрим, прокатившись по раллийной трассе с одним из самых титулованных гонщиков страны, пятикратным чемпионом России по автоспорту Евгением Павловым. Разумеется, экстрим был показательным. «Это не раллийная машина. На ней я просто по городу езжу», – улыбнулся Евгений, садясь за руль грозного монстра Toyota Tundra.

Карьеру гонщика Павлов начал, когда ему не исполнилось и 20 лет, с трофи, но именно ралли принесли ему внушительное количество трофеев. Первое золото в чемпионате России тверской гонщик завоевал в 2000 году. И после этого, как говорят профессионалы, «полетел»: подиум стал для него постоянным местом прописки.

– Однажды я застрял в грязи на «жигулях» и понял, что это не мое. Буквально почувствовал в тот момент – мне надо что-то мощное, чтобы преодолевать препятствия. И я купил свой первый внедорожник и заболел бездорожьем, – рассказывает гонщик.

Стартом спортивной карьеры Павлов называет соревнования в деревне Николо-Малица в 1994 году, когда Евгений только получил диплом Тверского политеха. Он приехал на старт за рулем грузовика и заявился в категорию «Полный привод».

– Очень смешно сейчас это вспоминать. На меня тогда удивленно посмотрели и сказали, что я поеду отдельно. Так и сделал, хотя был готов стартовать со всеми. Я уже не помню, получил ли какой-то приз. Но тогда это было уже неважно. Главное – я преодолел свою первую трассу, – ностальгирует чемпион и предлагает мне преодолеть мою первую трассу на месте штурмана.

Поехали! Головокружительный заезд проходил на полигоне, который носит имя самого гонщика. «Парк Приключений Павлова» расположен на окраине Твери и предназначен для всех видов внедорожных дисциплин автоспорта. Суммарная длина трасс – около 15 километров.

Змеиная кожа ухабов

Первую минуту я старался держаться молодцом, всем своим видом выражал полнейшее спокойствие. Но стоило Павлову утопить педаль газа, в голове пронеслось: «Выпустите меня, ну пожалуйста!» Трасса извивалась змеей, которая в каждый момент норовила сбросить четырехколесного гостя со своей спины. На трамплинах большой внедорожник буквально вставал на дыбы. Подвеску Евгений явно не жалел. Знал, что выдержит.

Меня швыряло из стороны в сторону, вверх и вниз. Причина этих пируэтов была банальна – рассчитывая на познавательный характер поездки и профессионализм водителя, я не пристегнул ремень безопасности. Исправив оплошность, я уже увереннее держался в «седле».

Мои новые ощущения прятались в каждом повороте, за каждым холмиком, для Павлова это была даже не тренировка, а легкая прогулка.

Хотя, не сомневаюсь, на любой раллийной трассе мира он чувствует себя увереннее большинства водителей на городских улицах. Ас есть ас! Только со стороны кажется, что за руль болида садятся абсолютно «безбашенные» люди. На самом деле пилоты контролируют автомобиль не просто каждую секунду, а каждую долю секунды.

Вероятно, для многих станет открытием, что первые в России соревнования по трофи-рейдам прошли в Осташковском районе Тверской области. Своим появлением совершенно новая для нашей страны спортивная дисциплина во многом обязана соревнованиям «Баха Селигер», основателем которых является Евгений Павлов. Главное отличие трофи от ралли заключается в сложности бездорожья. Отсюда и меньшие скорости. В трофи важнее не выжать из машины все соки на скоростных участках, а просто преодолеть маршрут.

– Всё началось в 1996 году с международного «Арктик-трофи», которое проходило на Кольском полуострове. Международным оно считалось потому, что в соревновании выступал один норвежец. Были экипажи из Мурманска и Петербурга. Там и сформировался костяк, с которого началась история российского трофи в стране. В 1998 году меня пригласили сделать первый такой рейд в России – «Баха Селигер». Почему я? А больше некому. У меня к тому времени уже был какой-то опыт, было имя. Я сделал соревнования у себя, питерцы – у себя. И всё это выросло в большое сумасшедшее движение по всей стране, – вспоминает Павлов.

Пределы прочности

Но вернемся на мою первую трассу. На большой скорости в управляемом заносе японский пикап несся к повороту. За машиной клубилась пыль, нагоняя нас на поворотах, она опускалась перед капотом – я не видел ничего дальше пары метров. На трамплинах двухтонный автомобиль пытался перечить законам гравитации, выдерживая невероятные нагрузки. Но всему есть предел. На очередном трамплине у пикапа лопнула правая пружина амортизатора. «Эта машина не приспособлена для гонок. Здесь стоят обычные серийные агрегаты и узлы. Для ралли переделывать приходится абсолютно всё. Запас прочности обычной машины не позволяет участвовать в гонках», – объяснил Евгений.

По его словам, хотя полноприводные автомобили сегодня весьма популярны, они ориентированы в основном на покорение городских просторов, а не на поездки по настоящему бездорожью. Подавляющее большинство внедорожников никогда не съезжают с асфальта.

– На «Дакаре» я выступал на Mitsubishi L200. От заводского автомобиля остались разве что зеркала и фары. Больше ничего, хотя внешне он выглядел как обычный L200. В гонках машины испытывают дичайшие перегрузки, серийные детали выходят из строя практически мгновенно, – рассказывает тверской пилот.

У Евгения Павлова особый стиль пилотирования. Он сам называет его напористо-агрессивным и признается, что этот стиль выдерживают далеко не все автомобили. «У меня был рекорд на гоночной «Ниве» – я проехал от старта 90 километров. Дальше машина развалилась. Чтобы «Уазик» начал побеждать, нам пришлось работать над ним несколько лет. Мы его переделали полностью, каждая деталь заказная. Надо сохранить машину до финиша. Поедешь быстро – развалится, медленно – проиграешь. Вот и пытаешься найти компромисс», – рассуждает спортсмен.

На павловском полигоне меня хватило на 20 минут с небольшим хвостиком. И эту поездку я точно запомню навсегда. Количество адреналина и ненормативной лексики, чаще всего озвученной, превысило все мыслимые масштабы. Любая ошибка здесь действительно может стать фатальной. Чуть расслабился, чуть перебрал со скоростью, чуть промазал на входе в поворот – и ты лежишь колесами кверху.

Философия испытаний

Выбивая дорожную пыль из одежды, мы поговорили с Павловым о популярном среди молодежи тюнинге автомобилей. Где-то что-то подогнать, доработать, добавить, чтобы выделиться в общем потоке. «Чем бы дитя ни тешилось», – улыбнулся Евгений. И предупредил: «Увлекаясь, не нужно забывать, что в каждой игре должны быть свои правила. В тюнинге они тоже существуют. Автомобиль – средство повышенной опасности, и всякое изменение его характеристик должно быть четко регламентировано».

– Если ты тюнингуешь авто для других, а не для себя, ничего хорошего не получится. Я не очень понимаю любителей «прокачать» свою тачку в плане музыки, когда от басов сотрясаются стекла. Не понимаю любителей «заниженных тазиков», которые чертят брюхом по асфальту. Зачем? Это же нелогично. Ты живешь в России. Здесь, куда бы ты ни съехал, везде бездорожье. Если хочешь расширить границы, полный привод просится сам собой, – говорит Павлов.

Кстати, Евгений Павлов положил начало движению джиперов в Твери. В 2000 году он создал внедорожный клуб «Лебёдушка», который два десятилетия объединяет поклонников внедорожников из разных регионов. Традиционные соревнования проходят на Константиновском карьере на границе Твери.

– Просто водить машину может каждый, а в трофи участвуют только смелые. Сегодня тверская школа офф-роуда считается одной из сильнейших в России. У тех, кто приезжает к нам на соревнования, остаются незабываемые впечатления, спроси у любого. Это мой подход – я стараюсь каждый раз поднимать планку, усложняю участникам следующее испытание. Расти можно, только преодолевая сложности. Это касается и мастерства вождения, и в целом отношения к жизни, – выводит философскую формулу Евгений Павлов.

И еще один успех Павлова. «Лебёдушка» производит уникальные штурманские приборы TverTrip, которые с успехом применяются в ралли и трофи, а также в соревнованиях по автомобильному ориентированию. По этим приборам штурманы следят за временем и оставшимся расстоянием, чтобы сообщать пилоту о текущей обстановке на трассе.

– Раньше мы пользовались компьютерами зарубежных производителей. Но они были нелогично сделанными, неудобными. К тому же стоили недешево. Первый TverTrip появился в 2000 году. Он получился достаточно смешным, но гораздо лучше английского прибора. Мы его постоянно улучшали. Над прибором четвертого поколения я работал в паре с легендарным штурманом команды «КАМАЗ-мастер», семикратным победителем ралли «Дакар» Сергеем Савостиным. Это профессионал, с которым я разговаривал на одном языке. Вместе мы сделали прибор, который сегодня считается лучшим в мире, – уверен Павлов.

В погоне за избирательным бюллетенем

Помните философию Павлова – чем сложнее, тем лучше? В 2018 году тверской гонщик установил рекорд, совершив путешествие на квадроцикле по Заполярью. 1650 километров за 18 дней по сложнейшему маршруту от города Мезень до Ухты. Павлов управлял шестиколесным квадроциклом Outlander.

– Самое смешное, что Книга Гиннесса отказала мне в рекорде с мотивировкой, что это слишком сложно и невозможно повторить. Вообще я прошел 2100 километров, из них чисто по Заполярью – 1650 километров. Было невероятно сложно. Квадроцикл не предназначен для езды по снегу, постоянно проваливался. Но запомнилось даже не это. Температура воздуха была -41 градус. На скорости около 70 километров в час она ощущалась как -68 градусов. Было жутко холодно! Погреться негде. Руки с руля не убрать, пальцы буквально отмерзают. В этой ситуации не обошлось и без большой политики – поставили себе задачу успеть принять участие в голосовании по выборам президента России в Нарьян-Маре. Желая исполнить свой гражданский долг, последние три дня мы шли по 22 часа в сутки, – улыбается Евгений Павлов.

В формуле успеха Павлова нет ничего необычного – просто нужно искренне любить то, чем занимаешься. И конечно, невозможных задач нет.

– У меня когда-то был бизнес, я зарабатывал хорошие деньги. Но не задумываясь закрыл свою фирму, когда меня пригласили делать чемпионат России по трофи-рейду. Я пошел за тем, чего мне хотелось больше всего в жизни, и до сих пор занимаюсь работой, которая мне интересна. Это решение определило мою судьбу. Честно скажу – сейчас бы я вряд ли решился на такой шаг, но в молодости это было сделать очень легко. Я не задумывался о деньгах, о будущем, я жил настоящим. Если ты сделал выбор в пользу самого себя, значит, и результаты будут не только в спорте, но и в учебе, работе, бизнесе, в любых начинаниях. Главное, чтобы глаза загорелись, – резюмировал действующий чемпион России Евгений Павлов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

31
4
Фото: Владислав Ильяшенко
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Автоспорт Социум Спорт

КОММЕНТАРИИ 4

Для комментирования Вам необходимо .

qw09

минус ездюк по обочине

0
2
Серега Соминка

Видеоролик очень понравился! Круто сделали!

1
0
eduard

Хороший контент!

2
0
Tanya Sahina

Согласна с Евгением, на многие шаги, которые мы с легкостью делаем в молодости, вряд ли решишься, повзрослев, и когда появляется семья, ответственность перед детьми и родителями... Молодец, грамотно использовал свое время.

1
0