Эксперты назвали точное место обрушения Речного вокзала в Твери еще четыре месяца назад, но их никто не послушал

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Для того чтобы спасти Речной, требовалось порядка 7,5 млн рублей. На реставрацию – 150 млн рублей. После ЧП эта сумма увеличилась в четыре раза.

С момента начала краха Речного вокзала прошло 17 дней. Поясним, что первое обрушение произошло не 8 августа, как это принято считать, а вечером 6 августа, когда рухнула часть стены цокольного этажа. Более 400 квадратных метров ротонды обратились в прах на два дня позднее.

И вот всё это время, все эти 17 дней город живет в тревожном ожидании: а вдруг сильный ветер – и ротонда рухнет окончательно и бесповоротно? Такой сценарий видится возможным. Каких-то аварийно-восстановительных работ на объекте после крушения не наблюдается, подготовки к сносу здания тоже незаметно.

Управляющая Речным вокзалом областная картинная галерея лишь огородила территорию забором, который не спасает от проникновения посторонних. Более того, на днях руферы беспрепятственно забрались на крышу Речного и вывесили на шпиле флаг России.

Впрочем, об «опасной безопасности» Речного вокзала мы уже писали достаточно подробно, в этом материале речь пойдет о куда более серьезных вещах…

Диагноз, превратившийся в некролог

В распоряжении Tverigrad.ru оказались документы, подтверждающие, что крайне опасное состояние Речного вокзала и даже точное место предполагаемого обрушения здания были «предсказаны» еще четыре месяца назад. Кроме того, мы поговорили с экспертами, которые проводили осмотр Речного. Некоторые из них в шоке от того, что к их выводам и рекомендациям не прислушались. Здание рухнуло, а отчет специалистов теперь выглядит своеобразным некрологом Речному.

В марте 2017 года по инициативе правительства Тверской области был проведен технический осмотр этого объекта культурного наследия регионального значения. Соответствующее поручение датировано 23 марта, отчет о его выполнении был готов уже через неделю, 31 марта.

В состав комиссии, которая провела акт визуально-технического осмотра Речного вокзала, вошли восемь человек: представители Тверской областной картинной галереи, регионального министерства строительства, ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик» и научно-реставрационного центра «Тверьпроектреставрация».

Вот цитаты из отчета комиссии, работавшей на объекте в конце марта 2017 года:

«Нынешнее местонахождение Речного вокзала вызвало в свое время критику низкой посадки здания и возможности его подтопления, но в результате оно и было утверждено как место строительства. В значительной мере именно расположение вокзала столь близко к воде сказалось на его сохранности. Кроме того, «южный» вариант проекта – незащищенные от атмосферных осадков, снега балкон, веранды, балюстрады и т.п. – способствует интенсивному разрушению здания, а вместе с отсутствием нормального ухода и своевременных текущих ремонтов усугубляет его аварийное состояние».

«Общее состояние здания – неудовлетворительное, местами предаварийное и аварийное. Здание в крайне запущенном состоянии, давно без капитального и технического ремонтов. Многочисленные трещины в стенах здания и прочих конструктивных элементах свидетельствуют об осадочных процессах, происходящих с фундаментами».

«Оконные и дверные заполнения деревянные, ветхие, со следами гнили. Оконные переплеты прогнили до такой степени, что стекольные заполнения вываливаются под собственным весом».

«Состояние инженерных сетей можно охарактеризовать как аварийное. Система отопления разморожена, местами лопнули трубы канализации. Водостоки с кровли ротонды местами разорваны, со следами коррозии».

«Все атмосферные осадки стекают по стенам, а участившиеся циклы «замораживания – оттаивания» приводят к интенсивному разрушению стен, колонн и других ответственных элементов здания».

Действительно напоминает некролог. Выводы, сделанные экспертами, иначе как предсказанием теперь не назовешь.

«В целом по ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое состояние здания Речного вокзала можно охарактеризовать как ограниченно-работоспособное с участками аварийного состояния. И если по результатам ранее выполненных обследований здание было отнесено к III категории с участками аварийного и предаварийного состояния, относящимися к IV категории, то теперь все участки предварительного состояния можно отнести к участкам, находящимся в крайне аварийном состоянии. К этим участкам относятся фасад южной части центральной ротонды, конструкции аркады стилобата, полуарки, ограничивающие сквозные проходы, декоративные элементы бельведера, перекрытия над вторыми этажами крыльев здания, водонесущие инженерные сети».

Напомним, что рухнула именно южная часть ротонды. Эксперты оказались правы на все 100%. Данные в отчете оценки «крайне аварийного состояния» предупреждали о реальной опасности: «Требуется немедленно ограничить доступ людей к аварийным участкам здания, принять меры по срочной ликвидации аварийности конструкций, стабилизации прогрессирующих дефектов».

7,5 миллионов причин, чтобы не платить полмиллиарда

В перечне рекомендаций комиссии – ограничение доступа людей, укрепление полуарок или вовсе их демонтаж, замена перекрытий Волжского и Тверецкого крыла над вторым этажом, гидроизоляция кровли ротонды, полная замена всех водонесущих инженерных сетей и так далее.

В целях недопущения обрушения комиссия рекомендовала усилить кладку фундамента инъекциями цементным раствором, заинъекцировать все трещины в кирпичной кладке стен раскрытием более 1 мм, восстановить разрушенные участки стен, заменить штукатурку фасадов, заменить стропильную систему Волжского крыла здания, заменить прогнившие полы и подшивку потолков, заменить пол и выровнять основание в цокольном этаже ротонды.

В мартовском документе озвучена и ориентировочная стоимость проведения ремонтно-восстановительных работ. На инженерное обследование несущих конструкций требовалось 3,5 млн рублей, разработку и проведение первоочередных противоаварийных мероприятий комиссия оценила в 7,5 млн рублей, разработку научно-проектной и проектной документации – в 15 млн рублей, проведение ремонтно-реставрационных работ по согласованной документации – в 150 млн рублей.

Теперь, после обрушения, говорят, что на восстановление Речного потребуется порядка полумиллиарда рублей…

Судя по всему, реакции на выводы и рекомендации экспертов не последовало. Речной вокзал даже не огородили, доступ людей ограничен не был. Молодожены, туристы, простые любопытствующие продолжали гулять под стенами вокзала, улыбчиво делали селфи. Люди не были предупреждены, что в любой момент на них может рухнуть массив кирпичной кладки.

Это большая удача и большое счастье, что никто не пострадал.

«Они должны были как минимум бить в колокола…»

Ознакомившись с отчетом экспертов, корреспондент Tverigrad.ru связался с некоторыми членами комиссии. Государственное учреждение «Тверьоблстройзаказчик» представлял сегодня уже бывший руководитель организации Андрей Калабин.

– Можно ли было уже тогда предположить, что Речной обрушится?

– Читайте выводы, там все однозначно написано.

– Выводы носили рекомендательный характер, были необязательны к исполнению?

– Это были выводы технического специалиста и больше ничего. Я не могу никого обязать, никому рекомендовать не могу. Я участвовал в этом как технический специалист и больше ничего.

– Скажите, вы были исполняющим обязанности директора  ГУ «Тверьоблстройзаказчик», а теперь ушли. По какой причине, не в этой ли связи? (обрушение Речного вокзала. – Авт.)

– Нет, я ушел раньше, чем случилось это событие.

Еще один специалист, входивший в состав «мартовской» комиссии, – генеральный директор НРЦ «Тверьпроектреставрация» Александр Серов.

– Уже тогда надо было ограничить доступ. Хорошо, что это произошло без наличия там людей. А представьте, если бы там были туристы? – говорит Александр Александрович. – Есть меры, которые надо было срочно принимать. Мы написали, что ситуация аварийная, что необходимо срочно провести мероприятия, ограничить доступ людей. Чтобы провести работы, надо было сначала провести инженерное обследование конструкции, на основании обследования и рекомендаций разработать проект первоочередных противоаварийных мероприятий, получить разрешение органа охраны и приступить к этим работам.

– В акте осмотра вы и ваши коллеги прямо указываете на южную часть ротонды, которая и обрушилась. Прямо «пророчество»…

– Мы видели катастрофическую ситуацию. Мы понимали, что меры нужно предпринимать срочно, отправляли данные в картинную галерею (в ее управлении находится здание Речного вокзала. – Авт.), в «Тверьоблстройзаказчик». Они, увидев, что ситуация критическая, как минимум должны были бить в колокола…

– Что вы испытали, когда узнали, что здание все-таки обрушилось?

– На самом деле я испытал шок от того, что мы предупреждали и не было никакого внимания к этим предупреждениям. Больше вам скажу, в июне на совете директоров мы говорили многим высоким чинам, что если не предпринять срочных мер, Речной обрушится. Почему мер не предпринимали – это не к нам вопрос. Тут надо вопросы задавать: а) пользователям, б) органам охраны, в) тем, кто распоряжается денежными средствами.

Тайное становится явным

Можно предположить, что отчет экспертов «потерялся» в коридорах регионального правительства. По крайней мере после обрушения здания прокуратура области усмотрела в действиях чиновников ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей по обеспечению достаточных и своевременных мер к сохранности этого памятника истории и культуры регионального значения. Для принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законов, причин и условий, им способствующих, надзорный орган направил представление в адрес заместителя председателя правительства Тверской области Александра Меньщикова.

Изучает причины ЧП и Следственный комитет России.«Доследственная проверка по факту обрушения здания Речного вокзала продолжается, – сообщила Tverigrad.ru старший помощник руководителя следственного управления СК России по Тверской области Валерия Павлова. – В том числе, запрошена вся необходимая документация. По результатам проверки будет принято процессуальное решение».

Резюмируем: пока обрушение Речного вокзала окутано туманом, который лишь изредка рассеивается. Загадки остаются не только в истории с самим крахом, но и, скажем, в таинственной эвакуации картин спустя неделю после обрушения. Кто позволил хранить произведения искусства из дачи «Чайка» в аварийном здании Речного, пусть даже картины не являются фондами картинной галереи и объединенного музея? Ответа на этот вопрос нет – Тверская областная картинная галерея хранит напряженное молчание. Как пока нет и ответа на другой вопрос: кто понесет ответственность за то, что выводы и предупреждения экспертов «пропустили мимо ушей»? Речной рухнул именно там, где и указывали специалисты еще четыре месяца назад.

Надежда на то, что Тверь не лишится этого памятника архитектуры, есть. Как заявил губернатор Тверской области Игорь Руденя, Речной вокзал будет восстановлен с сохранением архитектурных форм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

22
2

Какой, на Ваш взгляд, должна быть судьба рухнувшего Речного вокзала?

Загрузка ... Загрузка ...
Происшествия Речной live

КОММЕНТАРИИ 10

Для комментирования Вам необходимо .

ios7

ХМ... А почему об мнении экспертов узнали только тогда, когда Речной развалился? Хотя, вопрос риторический...

11
1
    Individual

    Я, так понимаю!!!Кому надо( всем письма были в т.ч. электронные) все знали.Но тверских во власти с каждым годом меньше(((.А для пришлых( даже областников),это просто здание- хлам........Им!!! пох...р ' ю и т.д ...ИМ ПЛЕВАТЬ НА ГОРОД,И ЕГО ИСТОРИЮ !

    13
    2
Gamilton

"Можно предположить, что отчет экспертов «потерялся» в коридорах регионального правительства. По крайней мере, после обрушения здания прокуратура области усмотрела в действиях чиновников ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей..."
А откуда эти чиновники взялись "в коридорах регионального правительства"? 🙁
Есть один из основных законом менеджмента - за плохую работу подчиненных несет ответственность их руководитель, который обязан был обеспечить, чтобы на те или иные должности были назначены люди, могущие выполнять данные обязанности, и который был обязан правильно организовать работу этих подчиненных.
Пока лично я не слышал, чтобы руководитель этих чиновников взял на себя ответственность за обрушение Речного вокзала.

19
2
verbatim

Зачем чиновникам от власти напрягаться и решать проблемы города и области, если хорошую зарплату и хорошие премии платят не за работу, а за должность.Главное попасть во власть.Там сидеть тихо, лоббировать свой бизнес и заниматься своими делами.Надо пользоваться моментом,когда никто не спрашивает за такую "работу" и не контролирует.

21
2

С кого спросить в колхозе, если председатель вместе с пастухом бухают. Нет хозяина, а те кто в кресле-статисты.

10
1
Kuka

Ясен пень, чем больше денег на ремонт, тем плотнее можно карманы утрамбовать. Что там с этих 7.5 млн возьмешь, на всех распилишь, ничего не останется, другое дело 500!!! Тут уже другой вопрос, вот наверно и сейчас сидят ждут, когда ж еще что нибудь отвалится. С каждым упавшим кирпичом денег все больше и больше. Красота!

12
1
    tolstoj2018

    Все правильно написал!!!!По тому же принципу происходит сейчас масштабный ремонт дороги транзитного проезда через Тверь.Чинуши откуда? Из Москвы!!!Ну и ремонтная организация из Москвы!!!Для меня все ясно!!!

    8
    1

Очевидно преступное бездействие.
По чьей-то воле город "попал" на лишние 350 миллионов рублей. Кто ответит? ПРокуратура, ждем.

6
1
Bleeper

"Тайна" причин обрушения здания проста: это здание не отапливалось годами. Поэтому и рухнуло. Я был там лет 5 назад. Спросил сторожей, почему так холодно. Сказали, не отапливается. Сами живут в каморке внутри с электрообогревателем.

Здание не нужно администрации, т. к. использовать его как вокзал не нужно (навигация не советская сейчас), а иных способов применить его нету.
Когда-то внутри была крутая дискотека. Но из-за "дохлости" здания и его статуса памятника, использовать также его нельзя: те же нытики с твериграда скажут "как таааак, в памятнике... дискотека... клуб....". Вспомним обрезку деревьев пару лет назад у речного вокзала, сколько некомпетентных помоев вылилось....
Поэтому стояло, не нужное.
Оно и сейчас не нужно, т. к. с восприятием молодёжи всё нормально, а вот 40-60-ти летние нытики, которым скучно, не дадут сделать ничего со зданием без истерики. А зачем ремонтировать здание вокзала как вокзал, который никто не использует?

Главное, чтобы церковники не добрались до речного вокзала, а то количество религиозных сооружений уже зашкаливает. Ладно, восстанавливают комплекс Путевого Дворца. Но резкое увеличение количества церквей пугает, православный, кто понимает, бизнес, расширяется. Уже жёсткая неприязнь начинается, особенно у молодёжи.

3
2

Большие сомнения, что восстановят в том же виде как и было, если вообще восстановят. Яркий пример доска почета на площади Гагарина. Постановление было восстановить в прежнем виде, а что сделали - отмазку простенькую, чтобы отвязались и тишина со стороны администрации. Я думаю, что тех денег, что сняли за аренду помещений речного вокзала с лихвой бы хватило на поддержание речного вокзала в достойном состоянии. Да видимо кому-то эти денежки оказались нужнее. И еще, рядом с кинотеатром "Звезда" у моста, стоит красивейшее в архитектурном смысле здание- общежитие.Так его в ближайшее время тоже ждет судьба речного вокзала и обрушение начнется со стороны площади, портал входа почти разрушен, здание в позорнейшем внешнем виде и состоянии. Подождем грома, только кто креститься будет, очередной глава города (какой из двух?) или очередной губернатор.

4
1