Иммунитет на трудности
ОАО «Пожтехника» при поддержке правительства Тверской области выполняет работы по государственному оборонному заказу.
Свой первый автомобиль Генри Форд собрал в сарае при свете керосиновой лампы. Было это в конце 19-го века. С тех пор изменилось многое. Керосиновых ламп днем с огнем не сыщешь. Да и машины другими стали…
В наше время не найти автомобильный завод, где стоял бы только один конвейер, на котором машину собирают полностью. Так не бывает. Кто-то заказывает, везёт практически со всего мира материалы и комплектующие, распаковывает их, проверяет, фасует. Это в одном цехе. В других материалы режут, рубят, гнут. В третьих – точат, сверлят, фрезеруют… Дальше по цепочке – цеха и целые производства – только для сварки узлов, рам, колен. А еще – сборка электрооборудования, оснащение электроникой, пульты, шкафы… Диагностика и обкатка, понижение кабин КАМАЗ, удлинение или обрезка их лонжеронов, сборка рам, пакетов стрел, установка их на шасси… Сборка самих машин, их испытание и покраска, комплектация пожарно -техническим вооружением…
На каждом этапе – сдача узлов и изделия ОТК и военной приемке, осуществляют которую представители Заказчика. И только потом – доставка машин покупателю, ввод их в эксплуатацию, обучение операторов Заказчика. И гарантийное обслуживание в течение двух-трех лет.
Как-то так… Можно добавить, что до всего этого технику нужно спроектировать, для чего на заводе должны быть конструкторские и другие технические службы соответствующей квалификации… И стоит все это – в 2-3 раза дешевле импортных аналогов. У каждого, как говорится, свой хлеб…
Мы – на легендарной «Пожтехнике». Одно из старейших и знаковых предприятий Торжка работает сегодня в усиленном режиме. Без выходных. Задействованы большинство основных цехов – около 50 тысяч квадратных метров основных производственных площадей, почти полтысячи рабочих. Грохочет оборудование, брызжет искрами сварка, сверкают свежей краской мощные и красивые машины. Плюс вспомогательное производство – котельные, строители, транспортная служба, ремонтники, энергетики с подстанциями и фидерами, склады, стоянки, офисы…
– Всего полгода назад трудно было даже представить такой объем работы. Почти четыре года «Пожтехника» не имела серьезных заказов. Контракт на 38 машин в рамках гособоронзаказа – был подписан только в начале сентября. Еще 30 машин мы должны выпустить в этом году по дополнительным заказам. Любой специалист скажет вам, что это фантастически сложно. Но мы стараемся и уверены в успехе,
– говорит генеральный директор ОАО «Пожтехника», депутат Торжокской городской Думы Андрей Фортуна.
На предприятии практикуется полный производственный цикл: от конструкторской разработки до изготовления деталей, узлов и окончательной сборки. При отсутствии российских аналогов «Пожтехника» использует компоненты только лучших мировых производителей. Качество даже в мелочах – превыше всего! Комплектующие, материалы поставляются фирмами Danfoss, Rexnord, Sun, Valvoil, Omron, Balluff с заводов в Дании, Германии, Италии, США, Австрии … Все сборочные узлы, опорное и поворотные основания, комплекты колен, люльки, отсеки, кронштейны изготавливаются в Торжке. Основа изделия – шасси – тоже российские. Надежные, проходимые, суперсовременные машины получаются. И ждут их сегодня пожарные от Калининграда до Сахалина…
«Пожтехника» и впрямь легендарное предприятие. Созданный в 1935 году завод за всю свою историю ни разу не останавливался. Даже и в 1941 году он на время войны был эвакуирован в город Варгаши Курганской области, и продолжал работать на страну. В послевоенные годы «Пожтехника» первой в СССР освоила выпуск высотной противопожарной техники – автолестниц. Заводом разработаны сотни новых моделей машин, включая мощную технику для аэродромов, для нужд оборонного комплекса страны. Многие образцы и детали, когда-то созданные впервые «Пожтехникой», часто тиражируют не только автомобильные предприятия России, но и зарубежные концерны. Оборудование для космодромов Байконур и Плесецк. Около сотни моделей строительной техники. Даже все виды привычных нам огнетушителей впервые в СССР были разработаны и изготовлены на «Пожтехнике». 50 миллионов (!) огнетушителей выпущены заводом именно в то время, когда в стране на них был страшный дефицит…
В настоящий момент «Пожтехнике» активно помогает руководство области. Представители предприятия уже не раз встречались с заместителем губернатора И.П. Амгиревичем, Министром экономического развития области И.И. Егоровым, а его заместитель С.И. Пикалев практически курирует процесс выполнения госзаказа. Всегда внимателен к проблемам предприятия заместитель губернатора Андрей Николаевич Ищенко.
С помощью правительства области была частично решена кадровая проблема. Большую помощь оказало Агентство занятости «ГАЗ Фобос», благодаря которому ежедневно уже на протяжении 6 месяцев более сотни рабочих различного профиля ежедневно привозят в Торжок из Твери. «Пожтехника» благодарна поддержке Тверского завода «Хитачи», руководство которого в рамках оказания технической помощи ежедневно присылает в Торжок десятки своих высококлассных специалистов.
– Сегодня у «Пожтехники» действительно очень ответственный, сложный, напряженный период. И мы, конечно же, благодарны губернатору Игорю Михайловичу Рудене за внимание, заботу и конкретную помощь. Мы благодарны – всем, кто нам помогает,
– говорит председатель Совета директоров ОАО «Пожтехника» Анатолий Строкань.
Сам Анатолий Николаевич уже четвертый месяц как «переехал» из собственного уютного кабинета в заводоуправлении в небольшую комнату, расположенную в одном из дальних цехов. Планерки, совещания, собеседования с новыми работниками проходят теперь здесь. Обход цехов, беседы, а нередко и споры с начальниками подразделений и простыми рабочими… Он лучше многих знает все тонкости производства – сам ведь начинал работать здесь в далеком уже 1984 году в должности рядового конструктора. С 1987 года – главный конструктор предприятия. Сохранил и укрепил завод в 90-е, а в 1994 году, в 32 года, стал генеральным директором «Пожтехники». При непосредственном участии Строканя впервые в России и СНГ здесь, в Торжке, было спроектировано и изготовлено более 300 пожарных, спасательных и специальных машин, налажен их серийный выпуск…
И сейчас, в это напряженное время как никогда громадному, сложному трансформеру по имени «Завод» требуются опыт и знания и Анатолия Николаевича, и других специалистов, которых, не смотря ни на что, удалось сохранить на предприятии. В итоге все начинает двигаться здесь в нужном направлении. И всегда находятся люди с потрясающей энергетикой и работоспособностью – и простые рабочие, и руководители – которые «заведут» и поднимут других. И так по кругу. Каждый день. Без выходных. Без остановки.
Биография предприятия тесно переплетена с историей родного города, области и страны. Десятилетиями «Пожтехника» помогала властям наладить здесь достойную жизнь. Завод отапливал дома, ремонтировал дороги, участвовал в реставрации памятников и в сохранении исторического облика Торжка, поддерживал ветеранов и инвалидов, спонсировал городские праздники и иные мероприятия. Первые маршрутки и фейерверки, собирающие на протяжении двух десятков лет на главной площади Торжка десятки тысяч людей, были подарены городу именно «Пожтехникой». Завод участвовал в областных и федеральных программах, прославлял родной Торжок и Тверской край, издавая краеведческие книги, красочные альбомы и календари.
Участвовала «Пожтехника» и в политической жизни региона. Совсем не случайно депутат четвертого созыва Законодательного Собрания Тверской области Анатолий Строкань был награжден Орденом Святой княгини Анны Кашинской, а в самом Торжке городская Дума присвоила ему звание Почетного гражданина города…
В последние три-четыре года «Пожтехнике» было непросто. И всего-то (как оказалось) из-за монотонной целенаправленной работы на «поедание» предприятия со стороны бывшего городского Главы. Смена руководства города и поддержка региональной власти за короткий срок восстановили и госзаказ, и имидж предприятия для дальнейших контрактов. Но сегодня не совсем так все просто…
Торжок вновь на пороге выборов. И опять в рамках борьбы за кресло мэра, возрос «интерес» торжокских чиновников к «Пожтехнике»: опять десятки проверок, опять ее обвиняют во всех грехах, долги предприятию за поставленное городу тепло удвоились за год, и приближаются к 100 миллионам рублей (а ведь как бы они пригодились для выполнения госзаказов!). Так и развивается десятилетиями в Торжке приближенное к Главам мелкое предпринимательство…
И, тем не менее, завод стремится восстановить производство в прежних объемах. И даже больше. «Пожтехника» готова снова делать для родного Торжка все, что в наше время под силу отдельно взятому предприятию.
– Это, можно сказать, главное кредо завода, – говорит Андрей Фортуна, – несмотря на огромные долги города, мы не будем стоять в стороне от решения важных городских проблем…
Но сейчас главное – гособоронзаказ. Предприятие стремится с честью выполнить задание Родины, получить другие заказы. В перспективе это позволит «Пожтехнике» не только укрепить собственную материальную базу, сохранить коллектив и нарастить производственные мощности, но и еще активнее помогать родному городу и региону по самым разным направлениям.
А между тем, несмотря на разные сложности, из цехов завода уже восемьдесят пятый год выезжают новые красивые и мощные машины с гордой надписью: «Спроектировано и изготовлено в Торжке»!». Наши. Российские.
Р*
КОММЕНТАРИИ 0 Войти