Махнули не глядя

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

В минувшую пятницу в тверском ДК “Металлист” произошёл конфуз: накануне открытия там персональной выставки фотографа Ирины Поповой её работы просто убрали со стен. Без внятного объяснения причин.

Причины выяснились позже, и основная их часть, признаемся, выглядит достаточно анекдотично. Впрочем, чтобы лучше понять суть произошедшего, начать нужно издалека. А именно – с самого автора выставки. Ирина Попова родилась в Твери, но уже довольно давно живёт в Голландии. Является членом Союза фотохудожников России, пятикратным золотым медалистом Дельфийских игр в номинации «Фотография». Её работы не раз демонстрировались в том числе и в России, и в том числе в Твери.

Интересы Ирины, как фотографа, однако, могут показаться кому-то весьма своеобразными. Так, известность ей принесла серия фотографий из будничной жизни семьи наркоманов. Затем были съемки цыганской семьи, серия Moscow as a trap (“Москва как ловушка”) и многое другое. Впрочем, желающие могут подробнее ознакомиться с творчеством Ирины Поповой на её персональном сайте. Общее впечатление от представленных на нём фотографий одно: сделаны они бесспорно талантливым мастером, но по своему содержанию ориентированы в значительной степени на шок. И, не побоюсь сказать, на то, за что готовы платить в “цивилизованной” и “толерантной” Европе.

Примерно в том же стиле была выдержана и подборка, которую столь скоропалительно убрали из “Металлиста”. Хоть и называлась она вполне безобидно – «Марокко. Там, где не растут апельсины», но содержание её было весьма далеко от солнца, пальм, фруктов и птичек-колибри. На самом деле героями чёрно-белых фотографий были морщинистые беззубые старики, мужчина с бельмом в глазу, маленький мальчик, которому делают обрезание, и прочие “прелести” в традиционном для Ирины стиле. Вряд ли можно считать их доступными, да и допустимыми для самой широкой аудитории, включая и детей, составляющих значительную часть посетителей Дворца культуры.

Собственно, потому фотографии и убрали. Хотя могли бы и не допускать изначально. Но вот тут уже и начинается анекдот. По объяснению директора ДК Татьяны Киселёвой, сама она до открытия выставки фотографий просто не видела. “Мы давно сотрудничаем с Тверским домом народного творчества, который является организатором этой выставки, – рассказала она. – Прежние экспозиции всегда были выдержаны в тематике детского учреждения, поэтому я, оставшись довольна описанием выставки, не стала интересоваться ее содержанием.” Заинтересовалась она лишь тогда, когда фотографии были вывешены, дата открытия выставки определена, но “вдруг” посыпались жалобы от родителей.

Практически вторит Киселёвой и организатор выставки Борис Михайлов, объясняя, почему он решил расположить черно-белые фотографии именно в стенах «Металлиста»:
– Долгое и хорошее сотрудничество, довольно большая проходимость… Поэтому, когда Ирина написала мне о том, что готова привезти в Тверь свою выставку, я предложил организовать ее в этом Доме культуры.
– Но это площадка, которую в основном посещают дети и родители, а фотографии сложно назвать детскими…
– Дело в том, что я не посмотрел фотографии…

Вот такой анекдот. Выставка, содержания которой никто из организаторов просто не видел и не знал, уже готова была открыться. И открылась бы, если бы не…

Впрочем, пора дать слово и самому автору. Ирина Попова склонна объяснять произошедшее различием западного и российского менталитетов: “Прежде чем приехать в Тверь, эта выставка с успехом прошла в Голландии, ее посетили более 6000 человек. Но, к сожалению, российские Дома культуры давно изжили себя, здесь боятся всего нового…”

Что ж, наверное, она в чём-то и права. Хотя можно спорить о том, является ли слово “новый” синонимом понятия “хороший”. И вообще – о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. И – о том, насколько разнятся эти понятия “по-голландски” и “по-русски”. Но – стоит ли?

Тем более что выставка Ирины Поповой всё равно состоялась. Хоть и кратковременно. Хоть и не в “Металлисте”. “А где?” – спросите вы. Так ответ на поверхности: конечно же, в Центре современного искусства на речном. И, наверное, оно и логично.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 15

Для комментирования Вам необходимо .

subtitle

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Поэтому пусть в Металлисте отдыхают металлисты. И все будет тип-топ.

0
0
Дядя Паша

Знаком я с её тверским фотоучителем. Или одним из. Говорит, что была очень талантливой, но, как только уехала в Голландию, "потянуло её не туда". Вынужден согласиться.

0
0
    Lechuza

    Espiritualism Cuba - классно. Как репортажник - слабо. Дядя Павел, давно ли Вы занимаетесь фотографией, как состоялись в роли критика?

    0
    0
      Дядя Паша

      "Узнаю брата Колю". По изящным словесам.
      "А что вы сами сделали, чтобы..."
      "Не считайте деньги в чужом кармане"...
      И далее по списку.

      Сколько и чем я занимаюсь - дело моё. И к данному вопросу это отношения не имеет. Ибо в данном случае я выступаю, как потребитель данного товара, и высказываю своё мнение о нём.
      Или потребитель не я, а кто-то другой? Кто именно? Жажду услышать ваши откровения на тему того, кто достоин сего почётного звания.

      0
      0
        Lechuza

        Потребитель искусства? Искусство - товар?! (Не знаю, что сказать на эти категории. Дико как-то.) Что Вы хотите потреблять - фотографию? Потреблять можно колбасу, потом пользоваться туалетной бумагой. Или вы как потребитель считаете, что Сент-Экзюпери не так хорош, как газета "Труд" в силу более тяжелой бумаги? Вы ЧЕМ потребляете искусство? А если вспомнить советских классиков, то стоит отметить, что понимать искусство - тяжелый труд. Правда же, Константин?

        0
        0
          Дядя Паша

          Естественно товар. Особенно в эпоху всеобщей монетизации. Не верите мне - спросите у Гайдара на Новодевичьем (или куда там его определили), или хотя бы у Гельминта на Речном.

          Потребляю - мозгом. Выдаю - тоже им, родимым. С помощью тоже бумаги (в частности), хоть и не туалетной. И не рвусь получить мозговых отравлений, именуемых впоследствии специалистами по соответствующим болезням "дебилизмом", "шизофренией", "неврастенией" и прочими научными терминами. А мозговое отравление, полученное в молодости, часто даёт осложнения на всю жизнь. Не знали?

          ЗЫ: По качеству бумаги не меряю, звиняйте. Это как раз для конечного продукта более интересно, а не для изначального. Мне всё равно, в какую бумагу завернут мне колбасу, важно - какая будет использоваться в качестве пипифакса.

          0
          0
          Lechuza

          Не совсем понятно. Но, может, Вы путаете товар с продуктом? Как “дебилизм”, “шизофрениею” и “неврастению” Вы отчего-то считаете явлениями одного ряда? Пипифакс пришлось гуглить. Знаете, жаргон (арго) в общении не есть признак интеллигентного человека. Кроме того, коль для Вас Гайдар и Гельман - представители искусства, то у меня для Вас плохие новости...

          0
          0
          Дядя Паша

          Цитатко: "От товара продукт принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок." Источник сами нагуглите. Так что если бы фотографии (к примеру) лежали бы дома, это был бы "всего лишь" продукт. Если же они выставляются на всеобщее обозрение (потребление), тем паче - прямо или косвенно влияют на благосостояние автора, то это уже, извините, товар.

          Что до Гельминта с Егоркой, то, упаси хосспидя, никогда не считал и не считаю их представителями искусства. Сторонниками и апологетами всеобъемлющей (включая и искусство) монетизации - да.

          ЗЫ: Если пипифакс уже стал жаргоном, то искренне рекомендую для вечернего прочтения Педивикию (опять же - сами нагуглите). А то мало ли. Может вы и "апологета" за жаргон посчитаете...

          0
          0
          Lechuza

          Дядя Паша, уровень Вашего идиотизма меня поражает. И перестаньте читать Веллера, пожалуйста, он очень плохо влияет на людей, не имеющих своих точки зрения и стиля.

          0
          0
          Дядя Паша

          Знакомо. Шаблонно. Типово. Система "сам дурак", - ибо больше сказать нечего.

          Прощевайте, гражданочка. С вами мне говорить больше не о чем.

          0
          0
sapfira

Мда, фотографии явно на любителя. Своему ребенку я бы не стала их показывать, ИМХО....

0
0
    Юлия Урядова

    А я ходила с 3-летней дочкой в Речной в субботу. Специально фотографии Ирины вместе не рассматривали, но общая атмосфера ребенку оказалась по душе - ей всегда там нравится, в Речном.

    0
    0
    lamia

    А мне понравились. Я правда, не смогу выразить, чем, но понравились. Наверное, своей нестандартностью. А то рыбки-птички-цветочки уже порядком надоели

    0
    0
Марина Ахатина

ну просто какая-то тенденция просматривается: Джаз отменили, выставку не открыли... что следующее?

0
0
    subtitle

    Кол в горсаду для насаживания на него любителей современного искусства. Забава такая - на Масленицу!

    0
    0