«Невская» битва, или Как открытая Путиным трасса М-11 на время стала самым безопасным местом в Тверской области
Корреспондент Tverigrad.ru побывал на самых масштабных за последнее время учениях МЧС и убедился, что спасатели не только всегда вовремя придут на помощь, но и сытно накормят.
Две недели прошло с официального открытия платной трассы М-11, которая соединяет Москву и Санкт-Петербург, не оставляя в стороне и обширные пространства Тверской области. Открывал «Неву» (такое название дали М-11) Владимир Путин.
После совещания в Санкт-Петербурге в честь открытия «Невы» президент тепло пообщался с губернатором Тверской области Игорем Руденей и даже по-отечески приобнял его. Кто знает, может так Путин поблагодарил Руденю, который выступил на этом совещании с предложениями достроить северный обход Твери, запустить новую развязку, которая бы связала М-11 с Селигером и М-9. До сих пор общественность теряется в догадках, что именно в тот момент сказал президент губернатору. К сожалению, интригу не удалось раскрыть даже на большой пресс-конференции Игоря Рудени по итогам года — журналисты попросту не успели задать ему этот вопрос.
11 декабря, как раз во время пресс-конференции губернатора, в паре сотен километров от Твери на М-11 творилось нечто грандиозное. 386-й км «Невы» практически на границе Тверской и Новгородской областей был оживлен настолько, насколько, пожалуй, уже никогда не будет. Сотни сотрудников МЧС, МВД, Росгвардии, скорой помощи, санитарной авиации, «Автодора», чиновники и журналисты… На время это стало самым безопасным местом в Тверской области, а проезжающим мимо водителям было на что посмотреть, чему подивиться и что обсудить.
Именно здесь проходил один из этапов масштабного Всероссийских командно-штабных учений органов управления и сил РСЧС на объектах транспортной инфраструктуры.
Танкер, самолет и ДТП
В этот день в аэропорте Шереметьево аварийно садился и загорался самолет, в Краснодарском крае тонул танкер, в Тамани ликвидировали дорожный затор. Все эти ЧП были условными. Тверской области достался сценарий ликвидации серьезнейшего ДТП на М-11. По легенде здесь столкнулись легковушки, фура и пассажирский автобус – в ДТП пострадали порядка 50 человек.
Отсюда и ажиотаж на «Неве». Основная нагрузка пришлась на МЧС — спасатели и пожарные ждали условного ЧП сосредоточенно и даже как-то решительно, всем видом говоря, что в любой момент ринутся выручать людей. Тем более, что до места ДТП было рукой подать — метров 20. Для этого на М-11 перекрыли пару полос, оставляя возможность проезда для водителей — как-никак те заплатили за скорость на «Неве» и пробка, даже условная, им была ни к чему.
– Было дано поручение провести отработку взаимодействия именно на этом объекте, – объяснил замерзшему в ожидании ДТП корреспонденту Tverigrad.ru заместитель начальника ГУ МЧС России по Тверской области Александр Пухов. Полковник уточнил, что поручение было дано именно в связи с открытием М-11, а это место, 386-й км, является сложным.
Генерал и БТР
За несколько минут до ДТП главный спасатель Тверской области, начальник регионального ГУ МЧС России Арсен Григорян провел смотр сил и средств. Генерал как всегда был внимателен к мелочам, но отнюдь не строг в этот день. Напротив — радушен и общителен. Увидев, что я с изумлением смотрю на припаркованный рядом с другой техникой бронетранспортер с символикой чрезвычайного ведомства, он даже приобнял меня, как бы успокаивая, мол, нечему тут удивляться.
– Мы переоборудовали БТР-80, была у меня такая идея, и она сработала, – генерал с гордостью смотрел на стальную махину весом 13 тонн. – Помнишь торфяные пожары? Ты ведь тогда тоже там был вместе с нами. Так вот, этот БТР обеспечивал радиосвязь ультракоротковолнового диапазона. Если раньше радиосвязь у нас была 5 км, то благодаря ему стала 40!
После этого и я уже с гордостью посмотрел на БТР, получивший вторую жизнь и предназначение благодаря генералу. Кстати, Григорян действительно несколько лет назад днями и ночами лично руководил тушением торфяников на Орше и в Конаковском районе. Не спал, не уезжал оттуда, тушил, до сих пор в памяти всплывает его покрытое копотью усталое лицо. Нахлынувшую ностальгию по тем задымленным временам прервала практическая часть учений — ликвидация ДТП.
«Девятку» разорвали на части
Оказалось, что фура, автобус и 50 пострадавших были лишь в теоретической части. На деле же условно столкнулись КамАЗ и две легковушки — Renault Duster и «девятка». В последней было два человека. По замыслу один из них пострадал особенно сильно, а состояние второго было полегче.
Вокруг «девятки» началось контролируемое столпотворение (см.видео). Спасатели АСС резали беднягу пневматическими ножницами, срывали с нее двери и даже крышу, вытаскивали пострадавших, которых тут же укладывали на носилки и грузили в кареты скорой и реанимации. Машина вспыхнула, подоспели пожарные и залили ее пеной.
В небе рокотало — это прибыла небесная конница с медиками на борту — вертолет Ми-8 санавиации МЧС. Разметая снег, винтокрылый красавец приземлился на пятачке возле трассы, и вот уже в него грузят «изувеченного» в ДТП добровольца.
Тем временем, дорожники на удивление шустро разобрали часть разделительного ограждения на М-11 и ГИБДД тут-же организовало реверсивный объезд места ДТП. Засим учение было окончено.
Врач, спустившийся с небес
– Лично мне на ДТП вылетать не приходилось, но наши бригады вылетали, – тем временем объяснял мне реаниматолог Дмитрий Козлов, который сейчас исполняет обязанности заведующего отделением санитарной авиации ОКБ Твери. – Именно на ДТП вообще вылетаем не очень часто. Дело в том, что организация скоропомощной службы у нас в области активная, поэтому быстрее на месте ДТП бывают местные скорые помощи. Вертолет применяется в случае большого количества жертв, когда есть тяжелые травмы. А в основном мы вылетаем в районные больницы, оказываем помощь местным медикам.
– Так если массовое ДТП с множеством жертв, то все они в вертолет, даже вот в Ми-8, не поместятся, там же только два койкоместа… – сомневался я не только во вместимости вертолета, но и в том, правильно ли употребил слово «койкоместо».
– Можно на вакуумных матрасах и еще четверых разместить, – снисходительно улыбнулся врач. – Во время транспортировки мы можем обеспечивать полный спектр: ИВЛ, мониторинг, инфузию, если в пути случится проблема — заинтубировать пациента. Ну, то есть, работа как в стационаре — то же самое, только на ходу.
Завершая беседу реаниматолог сказал с явной гордостью за коллег: «У нас работают квалифицированные врачи и грамотные фельдшера».
Каша после хэппи-энда
В это время полковника Александра Пухова осадили журналисты. Одна из коллег искренне, даже с какой-то надеждой интересовалась:
– Насколько важно взаимодействие, грамотная, слаженная работа? – сложно было поверить, что девушку действительно интересует этот вопрос. Но она наперекор всему настырно уточнила: – Это очень важно ведь?
На лице полковника не дрогнул ни один мускул. Просто невозможно было поверить, что он ошарашит любознательного интервьюера и произнесет: «Нет, что вы, это совершенно не важно!». Поэтому Александр Пухов не разочаровал девушку, ответив ей очевидное и ожидаемое:
– Важно. Именно от грамотного взаимодействия зависит успех в ликвидации последствий серьезных ДТП.
Вот и славно. После хэппи-энда можно было и гречневой каши с тушенкой из полевой кухни МЧС поесть — в развернутых спасателями пунктах обогрева ей угощали всех желающих. Многие брали добавку. Кстати, кашу эту впору включать в гастрономический путеводитель по Верхневолжью, она даст фору любым «пожарским» котлетам.
Учения во всех регионах уже завершены. Комментируя их, глава МЧС России Евгений Зиничев сказал, что условия были максимально приближены к реальности.
И это действительно так. Главное, чтобы эта реальность никогда не наступила.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
238 км это объезд по М 11 Торжка.... другие источники говорят о 386-м км М11
Спасибо, поправили