Новые профессии: тайный покупатель
Качество – вот идол современности. В последние годы это становится особенно явно, в том числе и в России. Тверь, естественно, идет в общем потоке развития так называемой рыночной экономики, которую нынче стало модно называть капиталистической.
Собственно, идолопоклонничество качеству в нашей стране можно объяснить не только общемировой тенденцией стремления к успеху, но и экономическими тенденциями, характерными для «дикого капитализма», то есть экономики, действующей по принципу «Не обманешь – не продашь». В народе имеет хождение другое выражение, не очень удобное в приличном обществе, поэтому упоминать его не стану. Предприниматель норовит поставить розничную цену подороже и заплатить продавцу зарплату поменьше – продавец в ларьке (да и в супермаркете) переписывает ценник, и цена становится еще больше, а покупатель в отместку идет в другой магазин, оберегая свой кошелек. В итоге внакладе остается и предприниматель, и наемный работник – у них не покупают.
Времена тотального дефицита давно позади, продается везде одно и то же, уникальность торгового предложения сохраняется только на рынке хэнд мэйд, а конкуренция не дремлет и разворачивается как раз вокруг покупателя. Именно покупатель становится главной фигурой торговли. На Западе это давно поняли. Вспомним фильм «Красотка», тот его эпизод, где девушку не только превратили в леди, но и накормили пиццей за счет заведения и подарили галстук продавца. Что поделать, героине понравилась именно эта расцветка!
Сходное понимание наконец проникло и в российские пределы. Конкуренция за покупателя особенно актуальна для продовольственных торговых сетей, продавцов электроники и бытовой техники, а также для других сфер крупного торгового оборота.
Многие из ищущих работу встречают ее в объявлениях, но относятся частью настороженно. Опасения вызывает все неизвестное – это понятно. Попробуем несколько прояснить ситуацию, рассказав об особенностях этой неведомой прежде профессии.
Работодателем обычно выступают самостоятельные маркетинговые агентства или маркетинговые отделы и филиалы при крупных организациях. Тайный покупатель, как понятно из названия, действует тайком. Ему в обязанности вменяется сбор информации. Скажем, изготовитель макарон заинтересован в вопросе, какие из них лучше раскупаются – спагетти, рожки или мелкая лапша для супа. Владелец супермаркета может заказать маркетинговое исследование, чтобы узнать, итальянские, липецкие или макароны местной фабрики раскупаются лучше.
Как работает тайный покупатель? Необходимый инструментарий этой профессии иной раз напоминает шпионский: диктофон, фотоаппарат, сканер, доступ в Интернет, умение загружать большие файлы на файлообменники. Офисная техника и навыки работы с Интернетом необходимы, если тайный покупатель работает по межгороду. Очень популярная в последнее время система – набор агентов-аудиторов из других городов для сравнения региональных рынков.
Обеспеченный инвентарем тайный покупатель под видом обычного потребителя заходит в магазины, делает мелкую покупку (батарейку или лампочку), разговор с продавцом записывает на диктофон, чек сохраняет для возмещения издержек. Визит в каждый магазин длится в среднем 30-50 минут. Вопросы продавцу задаются не просто так, а по «легенде», то есть заранее оговоренному опроснику. Диктофонная запись, фото и чек являются доказательствами визита. К ним прилагается анкета опроса (заполняется позже).
«Я отправил резюме… – рассказывает тверичанин М. – Мне предложили походить по офисам одного сотового оператора. Легенда, фотографируешь фасад здания и записываешь всё на диктофон. Визит – 150 рублей. Фирма питерская. Но наверняка такая организация не одна по стране». (Между прочим, в Твери работают питерские, ульяновские, пермские и местные маркетинговые агентства.)
«Мне предложили работу аудитором, работать четыре дня за 3200 рублей – ходить по магазинам (10 магазинов в день) и фотографировать определенные продукты». Самое выгодное предложение в этой позиции – до 500 рублей за визит. Скажем сразу, подобная цена возмещается сложностью опросника и небольшим объемом продукции, представленной на рынке. Собранная информация затем анализируется, формируется статистическая выборка – и клиент получает результат. Так проводится независимый розничный аудит.
Работа тайного покупателя скорее разовая, временная, чем постоянная, требует хорошей памяти, сообразительности, молодых, не знающих усталости ног. Она обычно предлагается людям со среднеспециальным образованием, то есть по большому счету подходит студентам.
КОММЕНТАРИИ 3 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
90 % этих вакансий - лажа, однако. 🙂
Помнится, я тайно покупала мебель. Обслуживание в их магазине было отвратительным, о чем я в отчете и написала. Мне потом перезвонили, уточнили кое-какие моменты, и переслали деньги. Потом предлагали еще раз наведаться, но как-то не захотелось.
ах вот почему мне никто ничего не предлагал!