Очередной скандал с увольнением очередного худрука Тверского ТЮЗа

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Главный режиссер Тверского ТЮЗа Адгур Кове уволен по статье. Поводом стали систематические нарушения им трудовой дисциплины, кроме того, за целый год он не выпустил ни одного спектакля…

Закулисная жизнь театра подчас гораздо прозаичнее, чем принято считать. Люди «от искусства» частенько сравнивают жизнь вне сцены со змеиной ямой, где важнейшую роль играет умение громко шипеть и больно жалить. К сожалению, Тверской ТЮЗ существует именно в этой парадигме. Практически каждый главный режиссер этого театра уходит из него со скандалом, все «прелести» которого бурно обсуждаются в закулисных кулуарах. Более того, частенько выносятся и в мир зрителей. Владимир Кузьмин, Лариса Лелянова, Владимир Персиков, Вячеслав Лымарев – все они увольнялись из ТЮЗа по собственному желанию. Причем этому предшествовала долгая и жестокая война с переменным успехом в каждом отдельно взятом сражении. Та же участь постигла и Адгура Кове. С той только разницей, что на этот раз главный режиссер отказался «покинуть помещение» по собственному желанию. В конце сентября он был уволен из театра по статье.

Нам не дано предугадать…

Спустя год работы Адгура Кове в Твери воронежский блогер с ником zritel-vrn опубликовал интервью с режиссером. В числе прочих вопросов был и самый интригующий: «В театральном мире Тверской ТЮЗ приобрел скандальную славу. Были у Вас в связи с этим какие-то опасения и, если были, оправдались ли они?». На что Адгур Кове ответил: «Мне часто задают этот вопрос. Я, конечно же, был осведомлен обо всех делах, происходивших в театре до меня. Задача режиссера и состоит в том, чтобы разруливать сложные ситуации. А я работаю руководителем достаточно давно, и бояться мне было нечего. Но пока, к сожалению или к счастью, ничего, подтверждающего эту «скандальность», нет ни в моих отношениях с артистами, ни с дирекцией, ни с администрацией. Люди, напротив, относятся к своему делу очень ответственно, они очень дисциплинированны. Так что на данном этапе нам просто не о чем скандалить».

И если 21 декабря 2012 года тогда еще новому главному режиссеру театра было «не о чем скандалить» со своими коллегами, то буквально спустя полгода интриги вокруг личности Кове начали расти в геометрической прогрессии…

Кто на новенького?

— Театр – маленький мир, в котором всё известно. Так и мне около года назад стало ясно, что за моей спиной начинаются поиски режиссеров, подписание договоров о постановках. При этом работу над моими спектаклями “по очень объективным причинам” приходилось откладывать «в долгий ящик», – рассказывает Адгур Кове. – Я напрямую пришел с этим вопросом к директору Александру Бахареву, но услышал, что это лишь мои безосновательные домыслы. Хотел было на этом успокоиться, но события продолжали развиваться. С подачи директора некоторые личности делали филигранные намеки на то, что лучше мне было бы уйти. Дальше – больше: театр ездил на фестивали, а художественный руководитель оставался в Твери. Пачка докладных на столе Бахарева, в которых говорилось о том, что главный режиссер «не обратил должного внимания на установку декораций» или «работу художника по свету», росла с каждым днем. Когда же дирекции ТЮЗа стало понятно, что добровольно уйти я не согласен, начался поиск административного ресурса.

На протяжении некоторого времени все камеры театра следили за тем, когда я прихожу и ухожу, специально назначенные люди фиксировали мое ежеминутное пребывание в стенах ТЮЗа.

Затем последовал выговор, который я решил обжаловать в суде. На первом слушании по этому делу на мне «висело» уже два выговора, а через неделю после назначения следующего заседания суда меня уволили за неоднократные нарушения трудовой дисциплины.

Городские слухи, распространяющиеся в такой ситуации с неимоверной скоростью, намекают на то, что Адгура Кове попросили уйти из-за неисполнения им своих прямых обязанностей. То есть профессиональный режиссер банально не выпускал новых спектаклей. Действительно, за последний год тверские зрители так и не увидели ни одной  постановки Кове. Однако, по словам самого Адгура Михайловича, его спектакли элементарно не включили в план, составленный директором и принятый на художественном совете ТЮЗа. С другой стороны, остается непонятным, зачем увольнять главрежа, с приходом которого театр стал узнаваем по всей стране? «О мышах и людях», «Тартюф», «Фауст», «Песочница» – все эти яркие, современные постановки зритель оценил по достоинству. Все они появились с легкой руки главного режиссера: Кове не только ставил сам, но и постоянно сотрудничал с талантливыми режиссерами из других городов. В прошлом году спектакль Адгура Кове «Песочница» победил в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссерская работа», в это же время сам главный режиссер театра получил губернаторскую премию, как вдруг – ленив, бездарен, неугоден. Почему?

По мнению теперь уже экс-главрежа ТЮЗа, истинная причина кроется в том, что Александр Бахарев решил занять его место, то есть совместить должности директора и главного режиссера. Некоторая часть коллектива поддержала эту идею…

— В этом театре есть несколько человек, чьи имена всем известны, которые просто  привыкли «жевать» людей, а потом лить «крокодиловы» слезы. Со мной такие методы не сработают. Я человек свободный и не люблю, когда мною манипулируют. Тем более так! – сдерживая эмоции, говорит Адгур Кове. – Для того чтобы «вылечить» эту запущенную форму коллективной болезни, недостаточно просто ставить хорошие спектакли. Нужна власть – причем в “ежовых рукавицах”. В конце концов на Тверском ТЮЗе свет не сошелся клином. Но я вижу свою сверхзадачу именно в том, чтобы победить эту «хронику».

Две премьеры вместо художественного руководителя

Впрочем, свой взгляд на эту ситуацию есть и у Александра Бахарева.

— Решение об увольнении Адгура Кове было принято в рамках Трудового кодекса, и этому есть причины, – рассказывает директор Тверского ТЮЗа. – 27 октября состоится судебное заседание, и если наши доводы сочтут неверными, Адгура Михайловича восстановят в должности. А пока можно сказать лишь одно: для творческого человека показатель – это его работа. За год им не было выпущено ни одной постановки. Можно найти массу оправданий этому, но если спектакля нет, значит, он просто не был готов к выпуску, он не состоялся. Актерам никто не может запретить репетировать с режиссером, а ему – ставить. Причина, по которой спектакли не вышли, – отсутствие готовой работы.

Нынешнюю ситуацию в театре считают рядовой и не придают этому особого значения. У нас нет желания «мусолить» эту тему.

Сегодня мы заняты совсем другим, а конкретно – двумя новыми постановками. Ведь настоящие творчество гораздо лучше попыток казуистики. Театр живет и развивается, несмотря на то, что на данный момент не имеет главного режиссера. Но мы заняты его поисками. Это не так легко, потому что взять на себя театр – большая ответственность, подчас неподъемная для многих режиссеров. Тем не менее мы не отчаиваемся. Сейчас наше внимание сосредоточено на двух грядущих премьерах и реконструкции здания.

Театр не макаронная фабрика

Грустная, но уже печально знакомая ситуация, вряд ли удивит кого-то из «околотеатральной тусовки» города. К подобным историям, с невероятной точностью повторяющимся в Тверском ТЮЗе, уже привыкли. Очередной форс-мажор, как обычно, имеет по меньшей мере две стороны: одна – административная с привлечением действующего законодательства, другая – морально-этическая. И даже если, с одной стороны, основания для увольнения художественного руководителя ТЮЗа и есть, то с другой – необходимо осознавать, что театр – это не макаронная фабрика, по крайней мере здесь во все времена присутствовали свои уникальные тонкости и нюансы, идущие вразрез с Трудовым кодексом. Возможно, потому что юрисдикцию для искусства еще никто не придумал.

И как бы благородно ни звучала сверхзадача «излечить» больной организм ТЮЗа, поставленная художественным руководителем, ее реализация потребует нелимитированного количества сил и времени. При этом необходимо понимать, что театр – дело коллективное, а вот конфликт этих самых разных интересов в его стенах – очередной тупик, выбираться из которого чаще всего бессмысленно и беспощадно. Прежде всего для зрителей…

Театр – это всегда любовь, жертва, служение, добровольное рабство, если хотите. А до тех пор, пока творческие люди будут выяснять свои отношения и демонстрировать личные амбиции, искусства в этом храме не получится…

P.S. Актеры Тверского ТЮЗа, до которых удалось дозвониться, от комментариев по этой ситуации отказались.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 8

Для комментирования Вам необходимо .

Бахарев! Руки прочь от Адгура Кове!

0
0
Nadya73

Это настоящий кризис культуры. Точно такой-же гадюшник в музыкальной школе №3, где завуч Бакакина создала атмосферу, в которой не только заниматься творчеством не хочется, даже просто ходить на работу. Вся школа разбита на враждебные кланы. Учитилей, отработавших 35 лет отправляет на психиатрическую экспертизу, хотя проверить надо прежде всего ее саму. Играет одним пальцем, как первокласник. Не культура, а клубок змей.

0
0
Nata60

Да, а еще этой Бакакиной в прошлом году присвоили звание Почетный работник культуры при том, что она не только не подготовила ни одного лауреата, но даже ни разу не выставила ни одного участника конкурса. Интересно, кто готовит такие подставы для губернатора? Почетный работник культуры вместо музыки изучает фотошоп в интернете.

0
0
Nata60

Затем "почетный руководитель" решает, кто из педагогов работает хорошо, а кто не очень, Кому дать премию и надтарифный фонд, а кому нет. Естественно лучше всех работает она сама и приближенные к ней люди, а сотальные работать не умеют, несмотря на то, что они готовят учеников к конкурсам, занимают там престижные места. В общем читайте Салтыкова-Щедрина. Все вернулось, грустно как-то.

0
0
motova

Да! Всех учителей музыкальных школ надо отправит в психушку Я училасьб по фортепииано у Осиповой А.А.Она тоже ненормальная и плохо видит.Из за этого попала мне пальцем в глаз. Я долго лечилачь, теперь плохо вижу! А завучБерестенко ходит беременная 2 года и все дентги себе забирает от детей. А ззавуч Лотерштейн агент евреев детей ненавидит!

0
0
motova

прошу напечать моё письмо. Потому. что педагоги бьют детей из за маленькой зарплаты. Надо повысить.И выделить им деньги на санаторий. Школы надо сократить,потому что много денег идёт на покупку нот. Сейчас всё можно скачать в интернете. Деньги бирут незаконно. Обучение бесплатнлое

0
0
motova

Nata60 Ты молодец! Настоящая коммунистка, я читала твоё письмо против губернатора. Ты всё знаешь про власть и ты написала как ворует губернатор. Правильно,пиши про всех воров.Мы знаем кто ты и любим тебя!

0
0
Nadya68

Браво Бакакина. Мало того, что подмяла под себя школьную администрацию - делит премии, выпускает учеников без публичных экзвменов, просто ставя ненаученным ученикам пятерки, так лаже депутат Глебова отрабатывает ее авансы. Бакакина бегает за миллионершу, владелицу сети Оптика-Аптека, агитируя за Глебову в выборной компании, а затем Глебова идет в аттестационную комиссию и просит за Бакакину, чтобы той присвоили высшую квалификационную группу. А 70-ти летняя старушка Бакакина только в интернете свои фотошопленые снимки 20-ти летней давности вешает и посмеиваится над всеми.

0
0