Особенности железнодорожной реформы

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

ОАО «Российские железные дороги» вот уже несколько лет разделено на супернезависимые компании – по регионам и родам перевозок.

Главный генератор прибыли РЖД – Первая грузовая компания – вскоре скорее всего будет приватизирована. Предварительная оценка ее стоимости зашкаливает за 125 миллиардов рублей.

Хлопотным хозяйством, связанным с вокзалами, занимается Дирекция железнодорожных вокзалов. Она предложила правительству снять ограничения на приватизацию железнодорожных вокзалов.

Речь о частичной приватизации площадей в зданиях шла на совещании у вице-премьера Сергея Иванова.

По слухам это необходимо для привлечения частных инвесторов для модернизации вокзалов. Одним из примеров стало здание нового тверского вокзала, построенное в советские времена, в начале девяностых годов. Об этом Tverigrad.ru рассказал на своем портале недавно.

В обмен на финансирование реконструкции инвестор мог бы получить в собственность часть площадей вокзала для размещения магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц. А те части вокзала, которые используются для обслуживания пассажиров, останутся, по крайней мере пока, в собственности дирекции.

Новоявленные инвесторы – пока что из числа весьма близких к государству в целом и РЖД в частности. К примеру, ВЭБ и НПФ «Благосостояние», которое управляет пенсионными накоплениями сотрудников РЖД. Кроме того, в тендерах на реконструкцию вокзалов собираются участвовать и иностранные компании. В Твери ими могут оказаться бизнесмены из Великобритании. По крайней мере свои подписи под меморандумом уже поставили президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин и министр торговли и инвестиций Великобритании Лорд Грин.

Потенциальным инвесторам будет очень важно завладеть правом собственности на помещения в вокзалах, положение обыкновенных арендаторов их вряд ли устроит.

Объемы реконструкции  и соответственно приватизации – весьма велики. Дирекция планирует реконструировать к 2015 году почти 400 переданных ей вокзалов в крупных городах. По подсчетам всего в России их около 5000, но большинство находится на мелких станциях.

К концу прошлого года Дирекция российских вокзалов подготовила проекты реконструкции первых 87 вокзалов и уже проводит конкурсы по привлечению инвесторов.

Что касается необходимых на реконструкцию сумм, то в 2010 году проект оценивался в 30 миллиардов рублей, из которых не более 30 процентов должны были обеспечить РЖД, а остальное предполагалось привлечь из внешних источников – бюджетов регионов и от частных инвесторов.

К концу 2011 года эта сумма существенно увеличилась. К примеру, стоимость создания транспортно-логистического центра на базе вокзала в Екатеринбурге составляет от 10 до 30 миллиардов рублей. Общую сумму необходимых инвестиций руководство дирекции не озвучивает.

Говоря простым человеческим, а не экономико-юридическим языком, Дирекция железнодорожных вокзалов просит правительство разрешить ей продать в частные руки все площади коммерческого назначения в зданиях вокзалов. Но не столько в существующих зданиях, сколько после их реконструкции.

То есть снесут старый тверской вокзал, построят новый, ликвидируют привокзальный рынок – и появятся, вне всякого сомнения, дополнительные торговые и офисные площади, которые и будут реализованы инвесторам в зачет их участия в реконструкции.

Сценарий такой реконструкции инфраструктурных объектов хорошо знаком. Среди реконструированных с расширением и обустройством торговых площадей – Ладожский вокзал в Петербурге и Курский вокзал в Москве.

Правда, торговые площади занимают в этих вокзалах второстепенную позицию, потому что речь в данных случаях не шла о предоставлении частным инвесторам права собственности на такие площади.

Между тем есть и другие примеры.

Станция московского метро «Планерная», где решено было создать пересадочный узел с несколькими перронами для автобусов и залами ожидания, превратилась в очередной торговый центр.

Помимо захвата вокзальных площадей магазинами, бутиками и ресторанами искажается исторический и градостроительный облик вокзалов. А ведь из тех 400 российских вокзалов, отобраных инвестиционной программой ОАО “Российские железные дороги”для реставрации, Ставропольский вокзал, к примеру, был построен в 1897 году, Ростовский – в 1876-м, Выборгский -в 1869-м, Краснодарский – в 1889-м, Астраханский – в 1909 году.

Стало быть, значительная часть городских вокзалов в России являются памятниками архитектуры, и реконструкция их запрещена законом.

Но закон, как выясняется, не для всех писан.

Например, еще в 2003 году был полностью снесен вокзал станции Окуловка на линии Москва – Санкт-Петербург, один из старейших в России. Причина сноса – вокзал был «островной», из-за этого пути на данном участке имели небольшую кривизну и потому были неудобны для движения скоростных поездов.

Взялись за “реконструкцию”, дабы сэкономить 25 секунд хода скоростного «Сапсана».

В результате вокзал, памятник архитектуры федерального значения, был уничтожен полностью. Нет, новое здание теперь достроено. Но «времянка» в виде обычного пассажирского вагона много лет заменяла пассажирам железнодорожный вокзал. Не случилось бы так и в нашем городе…

Иными словами, возможно всякое – от вполне неплохого результата (как на Ладожском или Курском вокзале) до полного сноса здания и длительного «ожидания у моря погоды». Конечно, в крупнейших городах страны второй вариант почти исключен, но ведь программа ОАО “РЖД” рассчитана далеко не только на «миллионники».

Тверь не исключение…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Транспорт

КОММЕНТАРИИ 5

Для комментирования Вам необходимо .

fast777

НЕ ПРИЯТНО ПРОСТО ВИДЕТЬ ЧУЖОЕ ИМЯ )))))

0
0
sapfira

Да уж..жалко будет наш вокзал, да и кому он мешает, нельзя сказать, что он ветхий и не отвечает современным потребностям....Я против такой вот "реконструкции".

0
0
fast777

СПАСИБО )

0
0
ale-ku

Да все жители Твери наверное против, кроме тех, кто финансово заинтересован в сносе вокзала. Лучше бы переходов побольше построили через пути. Но на это у них денег нет.

0
0
lamia

Парковку нормальную около вокзала и два подземных перехода - идеальная реконструкция

0
0