Преподавателям в России приходится тяжелее, чем в Эфиопии
Россия оказалась единственной страной в мире, где университетские преподаватели живут хуже, чем все население в среднем. К такому выводу пришла международная группа ученых, проанализировав доходы преподавателей вузов в 28 странах мира.
Сравнительные данные по зарплатам преподавателей государственных вузов 28 стран мира приведены в недавно вышедшей книге «Зарплата профессуры» (Paying the Professoriate. A Global Comparison of Compensations and Contracts). Исследователи оценили все зарплаты по критерию покупательской способности. Лучше всего быть профессором в Канаде, Италии, Южной Африке, Индии, США, Саудовской Аравии и Великобритании. А наихудшие условия у преподавателей вузов в Эфиопии, Китае, России и Армении.
Кроме того, исследователи взяли в расчет ВВП на душу населения. Этот показатель фактически является суммой всех доходов, полученных в экономике, в расчете на одного человека. Россия стала единственной страной, где зарплата преподавателя вуза оказалась меньше, чем в среднем составляет валовый внутренний продукт на душу населения — всего 60%.
Оказывается, у нас зарплаты преподавателей вузов ниже, чем грубая оценка средних доходов в экономике. То есть по сравнению со всеми другими странами, представленными в книге, в России в тот период, когда проводились исследования, у людей было меньше всего экономических стимулов идти в преподаватели вузов.
Над книгой работала международная группа. «МН» узнали от соавторов проекта Марии Юдкевич и Григория Андрущака из Школы российских исследований Высшей школы экономики в Москве, что к самой идее — сравнить контракты и вознаграждения в университетском секторе — американские и российские исследователи пришли одновременно и независимо. По словам Марии Юдкевич и Григория Андрущака, в рамках проведенного исследования использовались данные, собранные по сети экспертов, сотрудничающих с Центром международного образования Бостон-колледжа (США).
Авторы исследования уверены, что существует целый ряд значимых параметров контракта, среди которых зарплата не является единственным существенным источником дохода и привлекательности академической работы. К ним могут относиться льготы и бонусы, большая гибкость условий работы, социальный статус, расширение возможностей дополнительных заработков с использованием статуса преподавателя престижного вуза и пр. Вместе с тем, важным базовым критерием является оценка того, обеспечивает ли вознаграждение преподавателя по основному контракту возможность жизни на уровне среднего класса. «По целому ряду стран (к числу которых относится и Россия) мы получили отрицательный ответ», — отмечают исследователи.
Продолжение публикации читайте по адресу: http://mn.ru/society_edu/20120404/314963666.html
КОММЕНТАРИИ 0 Войти