Прокат не для всех: в Твери впервые появился велошеринг

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Корреспондент Tverigrad.ru попытался воспользоваться появившемся недавно в городе велопрокатом, однако сделать это не получилось из-за нехватки велосипедов.

Велосипед в современном мире — это не только экологически чистый вид транспорта, эффективный тренажер для поддержания формы тела и укрепления здоровья. В реалиях XXI века это удобное средство передвижения по городу в объезд километровых автомобильных пробок. Единственная проблема — трудности в поиске места для хранения велосипеда в квартирах. И именно тем, кто любит велопрогулки, но не хочет покупать велосипед, на помощь приходит велошеринг.

Велошеринг – это система аренды велосипедов, при которой пользователю не нужно ехать в пункт проката, чтобы получить и вернуть обратно транспорт. Работа сервиса подразумевает множество свободных парковок по всему городу. И в этом случае велосипед превращается не просто в способ активного отдыха, а в полноценное транспортное средство, на котором можно добраться, например, на работу.

Пока крупные города по всей России осваивали этот способ проката и повсеместно совершенствовали его (речь идёт не только о велосипедах, но и о самокатах), Тверь оставалась в стороне от прогресса. Попытки организовать такой сервис предпринимались не раз, но до запуска проката дело так и не доходило. И вот в первых числах мая велошеринг все же добрался до Твери под эгидой франшизы «Зелёный город», уже известной в Чите и Краснодаре.

Как это работает

В целом, система работы тверского велошеринга мало чем отличается от работы в других городах. Однако для тех, кто ещё не сталкивался с таким сервисом, расскажем об основных аспектах его использования.

В городе определено несколько десятков парковочных зон, в которых находятся велосипеды. Пользователь скачивает мобильное приложение, пополняет баланс, привязывает к нему свою банковскую карту. Когда появляется желание прокатиться, то опять же с помощью этого приложения, найдя велосипед на ближайшей парковке, сканируется QR-код на нём, после чего замок-блокиратор откроется. Поездку можно начинать.

Завершать поездку необходимо, оставляя велосипед в обозначенной парковочной зоне. На финише маршрута пользователь просто закрывает блокиратор, таким образом поездка завершится. Предварительно необходимо внимательно ознакомиться с условиями, которые перед клиентами ставит прокатная компания. Сделать нужно это, чтобы в итоге не нарваться на штраф. Особенно вопрос касается правил парковки велосипеда.

Его необходимо оставлять строго в разрешённых точках – на велопарковках «Зелёного города». Всего их в Твери, согласно официальным данным компании – 55. И если велосипед с закрытым замком находится за пределами разрешенной зоны более часа, то его вернут на место сотрудники шеринга. Однако пользователя, который нарушил правила, оштрафуют на 500 рублей.

Здесь стоит заметить, что такая система во многих странах уже уходит в прошлое. Взять для примера Брюссель, где весь исторической и деловой центры – единая зона, в которой можно парковать прокатные велосипеды и самокаты, там, где захочется: где поездку завершил, там и оставил технику. Но даже с таким ограничением парковки, как у нас, тверской велошеринг несомненно полезен для развития городской среды.

Прокатный электросамокат, оставленный на улице в Брюсселе.

150 рублей за час

«Зелёный город» предлагает пользователям велошеринга небольшое тарифное меню. Это поминутный прокат и абонементы. Повременная тарификация оценена в 2,5 рубля за минуту. То есть, 150 рублей за час или 225 рублей за полтора часа. Цена безусловно ниже, чем в той же Москве (что естественно) но есть парадокс: даже такая стоимость значительно превышает стоимость велошерингов в некоторых городах Европы. Например, в Праге прокат на 90 минут обойдётся в 20 крон (порядка 70 российских рублей).

Абонементы предоставляются на 12 и 24 часа. Их стоимость составляет 300 и 400 рублей соответственно. Это уже сильно выгоднее, чем в европейских городах. В той же Праге стоимость абонементов в переводе на российскую валюту начинается от 700 рублей и выше.

А вот стоимость самого велосипеда с символикой «Зелёного города» оценена в 16 тысяч рублей. Именно такую сумму придётся заплатить в качестве штрафа, если же велосипед украдут по причине халатного отношения пользователя (если он оставил замок открытым или нарушил правила парковки). Порча замка-блокиратора – семь тысяч рублей.

Однако несмотря на все ограничения и существующие штрафные санкции пользователи отмечают удобство системы.

Дешевле, чем такси

Сервис свободного проката велосипедов сразу стал популярен у тверичан. С первых дней горожане активно начали использовать их, но, в основном, на центральных улицах. И с точки зрения активного отдыха отзывы только положительные.

– Велошеринг — это однозначно хорошо. Нравится в реализации то, что нет привязки к конкретным парковкам, а замок установлен на самом веловипеде. В других городах друзья сталкивались с проблемой, что в точке назначения на парковке не находилось свободных мест для крепления. По цене 2.5 р./мин. — на мой взгляд, вполне рыночная. Дороже, чем автобус, если дольше 10 минут ехать, но дешевле, чем такси примерно раза в 3-4, особенно когда надо в пределах центра города переместиться, и не хочется терять время в пробке или пешком, – рассказал о своём опыте использования прокатных велосипедов тверичанин Дмитрий Шавырин.

Дмитрий подчеркнул: с его точки зрения карта покрытия — довольно хорошая, и если будет больше велосипедов, их легко можно будет оставлять на окраинах:

– На лето отличная замена другому транспорту. Но опять же, маршруты приходится выбирать. Техподдержка работает хорошо: один раз у меня замок не открылся, я позвонил по телефону, ответили быстро, хотя и было 10 часов вечера, у меня спросили город, номер велосипеда, уточнили имя и ещё раз запустили процесс открывания удалённо. Я ему рукой чуток помог и он открылся. По кейсам: в первый день запуска брали с друзьями, чтобы оценить новый сервис, сделали небольшой кружок и определились, что можно успешно использовать как досуг. Если нет своего велосипеда, 300 рублей за 12 часов – это опять же дёшево на мой взгляд. Во второй раз мне нужно было от Капошвара доехать до Советской вечером, как раз использовал вместо такси. Третий раз – вместо прогулки, доехал на велосипеде до свежепокрашенного тоннеля, потом вернулся к новому мосту через Тьмаку, затем оставил велосипед у Суворовского, а оттуда уже поехал домой.

Личный опыт – неудача

Все же любое такое нововведение надо протестировать самостоятельно. И мы попытались это сделать, но попытка провалилась. Причина банальна: не хватило свободных велосипедов.

Велошеринг должен позиционироваться не только, как транспорт для велопрогулок. Это полноценная замена автомобильному и общественному транспорту. Замена должна быть такой, чтобы на арендном велосипеде можно было добраться, например, с работы до дома.

Выбранный нами маршрут не маленький: от площади Славы до Мамулино (благо, даже на окраине города есть место для парковки). Курс проложен кратчайшим путём, что разумно: через проспект Чайковского, подземный переход на железнодорожном вокзале, далее через улицу Железнодорожников с проездом через улицы Машинистов и Карбышева. Примечательно, что этот маршрут не только самый короткий, но и самый безопасный, так как не загружен автомобильным транспортом, есть удобные места для езды вне проезжей части.

На маршруте располагается четыре парковки, но… Ни на одной из них не было велосипедов. Было принято решение идти пешком, вдруг на какой-нрибудь из паркингов привезут велосипед. Но дойдя до вокзала мы поняли: ситуция прежняя, парковки в шаговой доступности пустые. Лишь в пути, регулярно проводя мониторинг приложения, мы обратили внимание, что в районе вокзала появился один велосипед, но не прошло и пары минут, как его уже успели арендовать.

С одной стороны это знак хороший – люди пользуются сервисом. С другой стороны это показатель слабой подготовленности компании к выходу на рынок. На официальном сайте значится, что на данный момент в Твери доступны для проката сто велосипедов. Этого явно недостаточно, в связи с чем на сегодняшний день услуга превращается лишь в развлечение.

Согласно, опять же, официальным данным сайта компании, в системе зарегистрированы почти шесть с половиной тысяч пользователей сервиса, и не трудно посчитать, что на один велосипед приходится порядка 65 желающих покататься. Отсюда и ощущается острая нехватка техники.

Как часто у нас и бывает, любое благое намерение сводится на нет либо из-за непроработанной концепции проекта, либо из-за недостаточных вложений, и пример тому – система велошеринга «Зелёный город». Сегодня она не является полноценным сервисом по аренде велосипедов, с которым тверичане могли бы забыть на летний период про личные автомобили. Сегодня это только способ «убить» свободное время активным отдыхом. На данный момент – это сервис не для всех. По большому счету, воспользоваться им можно только, чтобы провести приятную велопрогулку по городским улицам. Если, конечно, вы найдёте поблизости свободный велосипед.

Инфраструктурный вопрос

Tverigrad.ru уже неоднократно поднимал проблему полного отсутствия инфраструктуры для велопрогулок по городу. Для велосипедистов существует лишь пара велодорожек, а набережные и мостовые сейчас находятся в таком состоянии, что кататься на двух колёсах по ним не комфортно. На проезжую часть тоже лишний раз не выехать – уровень подготовки водителей оставляет желать лучшего. Потому помимо недостатков в организации самого сервиса велошеринга вторую ложку дёгтя подливает и отсутствие благоустроенных должным образом веломаршрутов.

Отношение некоторых горожан к прокатной велотехнике тоже вызывает отдельный вопрос. Уже был инцидент, когда трое подростков попытались угнать шеринговый велосипед. Но охранная фирма быстро вычислила их и передала в руки полиции. Будут ли зелёные велосипеды в дальнейшем подвергаться нападакам со стороны нечистых на руку граждан и вандалов, покажет время.

Стоит отметить, что уровень знания ПДД самими велосипедистами тоже в большинстве случаев далек от совершенства. Потому есть опасение роста числа дорожных инцидентов с велотехникой в областном центре.

С начала текущего года на дорогах Тверской области с участием велосипедистов уже зарегистрировано четыре дорожно-транспортных происшествия, в результате которых один человек погиб и пятеро получили травмы. При этом, в трёх ДТП пострадали несовершеннолетние. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что частыми нарушениями велосипедистов, приводящих к ДТП, являются езда по пешеходному переходу, встречной полосе, маневрирование перед движущимися транспортными средствами. В связи с этим в Госавтоинспекции в очередной раз напоминают самые важные азы поездок на велосипеде:

– Уважаемые велосипедисты и любителям активного отдыха! Будьте максимально аккуратны, передвигаясь на таком двухколесном транспортном средстве. Спешивайтесь и перевозите велосипед по пешеходным переходам. Ни в коем случае не выезжайте на велосипеде на пешеходные переходы, водители автомобилей не всегда успевают отреагировать и быстро затормозить. Не забывайте, об использовании средств пассивной безопасности – шлемов, наколенников, налокотников, а также световозвращающих элементов, – обращается к велосипедистам начальник отдела УГИБДД УМВД России по Тверской области Антон Егорьев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

69
27
Актуально Главное Общество Репортаж Транспорт

КОММЕНТАРИИ 13

Для комментирования Вам необходимо .

PeridoL

Не было печали, купила баба порося....

Теперь начнутся и пьяные покатушки и детство в жопе на проезжей части...

14
47
    koolio

    заметил вы постоянно не довольны чем то

    30
    8
      PeridoL

      Когда всё нормально, то и говорить не надо.

      В отсутствие инфраструктуры для велосипедистов, в город заходит компания, массово вбрасывающая на улицы города целую кучу доступного двухколёсного транспорта. Мне, как автомобилисту, прежде всего, радости это не добавляет.

      Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что в отсутствии культуры передвижения на велосипедах, массовая доступность вкупе с низкими ценами обязательно дадут свой прирост ДТП.
      Это всё равно, что перед [censored] бритвой махать: последствия будут.

      Восторженные возгласы - это хорошо. Возможно и сам когда-то прокачусь на этих великах.
      Но, в первую очередь, надо думать о том, кто будет пользоваться данным транспортом. Не все из них с правами и знакомы с дорожным движением.

      Не вижу повода для радости.

      27
      36
        Vasilich

        Конечно не видите, вы ведь воспринимаете все окружающее через личную призму, через личный интерес: оно мне надо? - не надо! Ну и нахрен оно тогда.
        Можно подумать все автомобилисты знакомы с правилами дорожного движения и культурой на дороге, или вне дороги. Единственное с чем знаком автомобилист (и это вы сейчас доказываете своими словами), это с чувством своей важности, чувством превосходства над другими участниками движения, непререкаемым категоричным мнением и отсутствием объективности.
        Было бы от чего вам, прежде всего автомобилисту, переживать, большинство велосипедистов катают по тротуарам, потому что катать рядом с такими, прежде всего автомобилистами, прежде всего не безопасно. Если уж кому и доставляют велосипедисты неудобства то это пешеходы, так как те элементарно пугаются быстро промчавшегося мимо них велосипедиста. Но вам на все факты и аргументы плевать, вас заботит только ваш комфорт и только ваши удобства на дороге, меньше посторонних на дороге меньше нужно держать концентрацию и смотреть по зеркалам и включать поворотники, была б ваша воля вы бы запретили и велосипедистов, и мотоциклистов, а пешеходов, причислили бы ко 2 сорту людей, которым переходить дорогу можно только по четвергам и только после дождя.

        43
        13
          PeridoL

          Да не важность здесь важна, а возможный хрустик, намотанный на МОИ колёса. Когда это будет на ВАШИХ - мне наплевать.
          Малое количество дтп с велосипедами - исключительно по причине и их дороговизны и невозможности хранения и т.д.
          А здесь - гуляй душа!
          Напомню недавнее ДТП, когда велосипедист, выезжая со двора, решил, что у него главная) Откуда бы ему знать, что он ОБЯЗАН уступить дорогу?

          И, коль уж пошла такая пьянка по сравнению , так мотоциклистов даже сравнивать с велосипедистами нельзя)
          У них есть права, надета защита, они могут как резко ускориться, так же резко и эффективно затормозить.

          А велосипедист - это быстро, хаотично передвигающийся человек, несущийся силой крыльев ангела-хранителя) Но, тк ангел курит, то часто велосипедист остаётся без надзора)

          Сначала инфраструктура, а только потом массовые велосипеды.

          27
          15

Хрень! Явно проплаченная статья!

19
6
Germann

Это, несомненно, хорошо. Однако, какой к чертям велошеринг? Это же самый обычный велопрокат. Прекратите  на пустом месте превращать язык в недоразумение.

48
2

    И не говорите. Каршеринг, теперь велошеринг, а еще праймериз, сититверь, бекаут, перформанс и т.п.

    16
    2

По тротуарам скоро совсем будет не пройти.

35
4
PeridoL

точно, скрытая реклама) когда ещё такая беспонтовая новость висела в топе? ))

7
2
Александр Артамонов

Нашли с кем цены по прокату сравнить вы заработную плату сравните а потом цены на прокат
Это всем понятно не статья а реклама

8
0
Kypamop

И всё было хорошо, пока не пошёл дождь... По факту, сами велосипеды неудобные, и через пару дней стали совсем непрезентабельного вида. Стоят пыльные и грязные... А так идея здравая, через мост чтобы пешком не идти, отдал 25 рублей и доехал...

4
1

Удобней было бы оплачивать с баланса телефона.Например смс на номер к примеру 0000 ,потом в поле текста 1 это час, 0,5 полчаса, 24 это 24 часа Потом сотовая компания шлёт, что отошлите цифру 2, как подтверждение.Спишет нужную сумму,и ни каких приложений не надо.А,то если память телефона перегружена, не скачать приложение.А,через смс,даже без приложения можно оплачивать.Не хватило время,ещё смс.

0
0