«Рога» и руки опускаются, или Куда катится тверской троллейбус
Тверь отказалась от московских троллейбусов, но при этом подвижной состав находится в плачевном состоянии.
1 апреля Tverigrad.ru опубликовал совсем не шуточную новость о том, что в Твери обсуждается вопрос закрытия троллейбусного движения. Речь идёт о полном прекращении работы троллейбусов на маршруте и замене подвижного состава на автобусы средней вместимости. В городском департаменте транспорта пока не спешат открыто говорить о закрытии троллейбусного движения и подчёркивают, что это лишь один из нескольких просчитываемых вариантов развития транспортной сети города.
«По состоянию на сегодняшний день, ни один из прорабатываемых вариантов схемы движения транспорта не согласован и не утвержден, поэтому основания для заявлений о глобальной реформе общественного транспорта на данный момент отсутствуют», – заявляют чиновники.
Однако ситуация, которая складывается с троллейбусным движением сегодня, по меньшей мере заставляет задуматься и привлечь к ней общественное внимание. Тверь – не единственный город, где по похожему сценарию умирал троллейбус. Тем более, в Твери уже таким же тихим сапом администрация города довела ситуацию до приостановления движения трамваев.
Проблема в проводах
Сегодня жизнь в троллейбусном парке – совсем не сахар. И трудности предприятия всё чаще отражаются на пассажирах, пользующихся городским электротранспортом. Одна из проблем – состояние контактной сети. Провода рвутся, как первая струна на гитаре. Так, без троллейбусов недавно в утренний час пик остались жители микрорайона Южный. «Рогатые» встали на полчаса 28 марта из-за обрыва поперечного троса. До этого в утренний час пик линия оборвалась 22 марта.
Контактная сеть на разных участках была построена в периоды с 1967 года по начало 1980-х. С тех самых пор капитального ремонта на ней не проводилось. Естественно, сейчас многие элементы требуют замены. Но в Твери нет ни специалистов, которые могли бы грамотно модернизировать контактную сеть, ни средств на это. Самым первым троллейбусным маршрутом в истории Твери стал маршрут от Химинститута до площади Гагарина. И сейчас этот участок для троллейбусного движения официально закрыт с формулировкой «сильный износ контактной сети».
Сегодня исторический участок контактной сети, которому исполнилось уже 52 года, постепенно демонтируют. Снимают троллейбусные провода несмотря на то, что еще в 2017 году власти обещали привести линию в порядок и вернуть троллейбусы в посёлок Химинститута. Какой участок контактной сети станет следующим, остаётся только догадываться. Заметить проблемы можно невооруженным глазом и на Волоколамском путепроводе по пути из Южного, и в районе Первомайского, и даже на Петербургском шоссе. Как и в случае с трамвайным движением, состояние инфраструктуры в любой момент может стать поводом к закрытию движения.
Старый парк
В Твери официально существует четыре троллейбусных маршрута: №№ 2, 3, 4 и 7. Но по факту обслуживают пассажиров только на трёх из них. Работа маршрута из Чайки до Центросвара, № 4, то и дело прерывается, как это произошло утром 3 марта. Из трёх машин, которые должны работать, на линию не вышла ни одна. Троллейбусы сняли с маршрута № 4 и перевели на другие. Причиной тому стали поломки подвижного состава.
Машины оставляют на приколе, а взамен водителям дают то, что «ещё походит». Иногда можно даже встретить троллейбусы без валидаторов, которые подолгу отстаиваются в резерве. Их всего два. Чаще же машины отправляют на линию с неисправностями. Иногда на маршрут выходят даже машины с неисправной тормозной системой.
Один из таких примеров – ДТП с участием троллейбуса 24 сентября 2018 года. Водитель «рогатого», перевозившего пассажиров по маршруту № 7 из Южного, начал сбрасывать скорость перед проездом соединения контактной сети. Но что-то пошло не так, и в тормозной пневмосистеме произошел сбой: машина остановилась очень резко. После резкого торможения одна из пассажирок заявила, что упала и ударилась головой. По словам работников предприятия, подобные случаи не единичны.
Билль о столичных «рогатых»
Решить проблему могла бы помочь Москва. Троллейбусы в столице активно меняют на электробусы и департамент транспорта Москвы раздаёт с барского плеча списанную технику. Помимо троллейбусов, Москва отдаёт автобусы и трамваи. Трамваям в Твери ездить пока негде, да и автобусов нам не перепало. Но вот московские троллейбусы могли бы помочь в решении проблемы.
По информации Tverigrad.ru, в МУП «ПАТП-1» приготовили предложение о том, чтобы попросить у Москвы пару десятков троллейбусов и направили его в администрацию Твери. Но дальше, чем департамент транспорта, документ пока не ушел. Очевидно, что городские власти не спешат развивать троллейбус. Да и выглядело бы странно, если бы Москва подарила Твери, скажем, 40 машин, а через год троллейбусное движение в областном центре закрыли.
Что же касается подвижного состава в Твери, то преимущественно это машины, которым уже больше 15 лет. Самое свежее поступление – это два троллейбуса «Тролза Оптима» в 2015 году, до этого – шесть троллейбусов «Тролза Мегаполис» в 2012 году. Сейчас на линии только два из шести троллейбусов модели «Мегаполис».
При этом финансовое состояние предприятия не позволяет даже вовремя выплачивать зарплату работникам. Что уж говорить о закупке новых запчастей и об оплате электроэнергии? Зато денег хватает на покраску троллейбусов в единый цвет.
Романс о финансах
Большая часть дохода предприятия уходит именно на оплату электроэнергии и солярки для автобусов. Зарплату же работникам выплачивают с помощью субсидий, которые МУП получает из городского бюджета. В «ПАТП» значатся порядка 800 работников, а субсидии не такие существенные для стольких людей, как кажется на первый взгляд. Из-за этого происходят задержки зарплаты.
Как заявляют сами работники МУПа, и зарплату, и аванс с декабря выплачивают с задержками, которые иногда доходят до десяти дней. А деньги, которые они получают, не такие уж и большие. Поэтому у многих водителей и кондукторов опускаются руки, появляется желание уволиться. Люди продолжают работать благодаря своему энтузиазму, а новые кадры найти непросто.
Опыт других городов
Тверь – не единственный город, в котором троллейбус переживает кризисные времена. Один из таких же городов – Воронеж. Сегодня там действуют четыре троллейбусных маршрута, но их график построен таким образом, что электротранспорт стал убыточным. Масла в огонь подливает ситуация с дублированием троллейбусных маршрутов коммерческими автобусами. Воронежцы опасаются, что в ближайшее время их троллейбус закроют так же, как когда-то закрыли трамвай.
Но наиболее яркий пример – это Астрахань, где в ноябре 2017-го мэрия официально объявила о закрытии троллейбусной системы, служившей горожанам 50 лет. В Астрахани, как и в Твери, троллейбусное сообщение было открыто в 1967 году и спустя полвека, как по мановению волшебной палочки, город полностью лишился электрического городского транспорта. Незадолго до этого в Астрахани было принято положение, которое позволило заменить троллейбусные маршруты №№ 1 и 2 на автобусные №№ 1а и 2а, однако в связи с отсутствием компаний-перевозчиков, желавших принять участие в аукционе на перевозки, проект замены троллейбусов на автобусы остался нереализованным.
Отметим, что в 2007 году в Астрахани закрыли трамвайное движение. Теперь город задыхается в маршрутках. 80% транспорта отдано коммерческим перевозчикам, и астраханцы вынуждены мириться с их безобразной работой. По улицам города с населением более 500 тысяч человек по сей день пассажиров возят «Газели» старого образца. Вряд ли тверичане хотят, чтобы наш общественный транспорт повторил судьбу южного города.
Тульский пример
Тула – это город, на который стоит равняться тверским властям. Сегодня там действуют девять троллейбусных маршрутов и 11 трамвайных. Но и тулякам пришлось переживать трудные времена.
Тогда чиновники решили прислушаться к людям, и в марте было проведено голосование среди горожан. Согласно официальным данным, 71,5% туляков выступили за сохранение и развитие трамвайной системы. Естественно, трамвай не закрыли.
Правда, возникает сомнение, что в Твери власти поступят точно так же. Взять для примера хотя бы благоустройство парка в Южном у роддома № 1, которое обещали начать в 2019 году. Тверичане выбрали эту зону для благоустройства в рейтинговом голосовании и ждали, что в этом году у них появится свой парк на месте пустыря. Но тверские власти одним росчерком пера перенесли работы на 2020 год. Нет гарантий, что после проведённого голосования мнение горожан будет учтено.
Экология и большая вместимость
Одним из важнейших показателей качества городской среды является экология. По оценке Роспотребнадзора, на сегодняшний день в городах РФ до 80% выбросов вредных веществ в атмосферу приходятся на автотранспорт. Поэтому значимость электротранспорта в городе стоит на первом месте. С момента запуска троллейбусного движения в Твери технологии шагнули далеко вперёд, и сегодня существуют троллейбусы с увеличенным автономным ходом (до 20 километров на аккумуляторах), электробусы с динамической подзарядкой и трибусы (электробусы с тройной системой заряда батареи). Но разработчики новой маршрутной схемы Твери предложили заменить троллейбусы автобусами средней вместимости, что по мнению экспертов, в корне неверно.
– Замену маршрутов троллейбуса на автобусные маршруты рекомендуется осуществлять на временной основе, с последующей заменой электробусами с динамической подзарядкой после проведения необходимых мероприятий по реконструкции энергетической инфраструктуры. При этом заменяющие автобусы должны соответствовать экологическому классу не ниже Евро-5 и по вместимости не ухудшать условия перевозок, то есть быть большого или особо большого класса, – пояснил Tverigrad.ru начальник управления транспортного планирования ГБУ «МосТрансПроект» Дмитрий Степчков.
Однако на такую современную технику, как электробусы, деньги в городском бюджете могут найтись не скоро. Если вообще когда-нибудь найдутся. Потому троллейбусную систему, пожалуй, до момента замены более современным электробусом надо поддерживать в жизнеспособном состоянии. Вместе с тем эксперты спешат напомнить о значимости трамвая.
– Для такого крупного города, как Тверь, автобусы или электробусы не могут быть основным видом транспорта – для выполнения магистральной функции в условиях тверских потоков им не хватит провозной способности, потому для нормального функционирования транспортной системы города критически важно как можно скорее начать восстанавливать и реконструировать трамвайную инфраструктуру. В связи с этим рекомендуется обратить первоочередное внимание на развитие и восстановление трамвайной сети, – подытожил специалист «МосТрансПроекта».
Читайте также: Взгляд из столицы, или Что москвичи предложили для развития тверского трамвая
КОММЕНТАРИИ 17 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Трамвай угробили, троллейбус на подходе. Автобусы отдают в частные руки, чтобы драть деньги за проезд как захочется перевозчику. Вот всё хочу спросить у кого-нибудь, почему у коммунистов на всё денег хватало? А почему у Единой России денег нет, хотя там все миллионеры и миллиардеры?
Поэтому денег и не хватает, что все миллионеры и миллиардеры.
При Союзе за такое вредительство государственного имущества, да еще в таких обьемах поставили к стенке и Будь здоров! И никто бы не вспоминал...
При правлении ЕР надо умудриться в отдельно взятой Твери уничтожить почти ВСЕ!!!
Дальше пропасть...невовратная
ДПСнику с Огоньковым давно вообще пох...Их существование на нашей земле сдерживает пока их покровители и к сожалению равнодушие большинства горожан Но и этому , когда то придет начало конца.
MasterTver приветствую,это Александр, периодически читаю ваши комментарии, у меня сейчас ну очень много дел, так сказать период становления. Но про инициативную группу я помню, как только будет понимание по времени , сразу приступим к созданию группы горожан. Ругаться и комментировать происходящее в городе я уже просто не вижу смысла, от этого тупо нет результата. Наверное нужно все таки начинать действовать другими методами. Очень хочется жить в комфортном для людей городе, где есть качественные тротуары (а не полоса препятствий с лужами и грязью, особенно для пожилых людей и мам с колясками), муниципальный транспорт , дороги , инфраструктура и уважительное отношение городских властей к жителям. Конечно я понимаю что легко не будет и многие покрутят у виска пальцем, но тем не менее желание есть.
Александр, приветствую. Конечно помню. То что мы здесь рубим правду-матку -хорошо, но дальше лайков, реакции и действий никаких. Насчет городской группы я двумя руками. Думаю , еще не мало тех ,кто еще болеет душой за город. В какой формате это начать?
Начать не сложно, я например создам почтовый ящик, там обменяемся своими настоящими почтовыми электронными адресами а там и телефонами, и сможем начать общение либо по голосовой связи либо посредством различных программ для общения. Целая спецоперация)))Ну ничего, начнем, глаза боятся а руки делают. Как вариант создадим тему в рубрике "хочу сказать", которую так и назовем - ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ГОРОЖАН и там укажу электронную почту, я думаю Твериград против не будет.
Твериград выступит инициатором? Лишь бы засланцов не было. Любителий острых ощущений. А то вот тут такое начинается...ЕР чтобы протащить своих кандидатов в депутаты , обьявляют их самоводвиженцами или под другой партией идут, а потом переходят обратно вЕР. Надо же как то власть удержать
Как вариант можем прямо в группе в общем обсуждении подтверждать под своими аккаунтами что да, это именно я только что написал данную почту, что бы отсечь засланцев. Я думаю Твериград нас поддержит, это же такие же как и мы с вами горожане.
Хорошо. Жду обратную связь любым способом.
Нужен референдум. Причём отказать не имеют права, согласно этой ихней канституции. И он нужен не только по теме отставки тверской и областной админок, но и правительства в целом, не смотря на то, что димон работает хорошо, как сказал владимир ясно крымушка.
"Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина."/ (С) какая-то википедия.
Все верно. Только двигать все ЭТО нужно КОМУ-ТО, а народ у нас как, вы начинайте,а мы подтянемся...
старый парк ,прoвoда ......тульский пример...архангельский вариант.....пoрблема в двух бывших гаишниках рулищих в ПАТП . Вoт пoэтoму и финансы запели рмансы.
друзья какие референдумы ??? какие oбсуждения ??? какие петиции ???? идет oчереднoй передел рынка . теперь в пассажирских перевoзках . сoкoр oтдадут мoсквичам и все затихнит . вoзить будут так же ..... пщрезд дoрoже ... и все всех будет устраивать . так уже призoшлo с вывoзoм мусoра . вывoзить мoуср лучше стали ???? дешевле,???? с тoрoгвлей - сети. сo стрoительствoм . тепенрь ремoнт лифтoв ребята из стoлицы забирают . Вo всех сферах экoнмики ЕДИНЫЙ OПЕРАТР ---МOСКВА .
В то время как в загнивающей Европе продвигают экологический транспорт, в Твери - его зарывают. На смену ему, запустят автобусы, которые добавят пробки и дизельный смог.
Как мне кажется, господин сычев этого не соображает.
По некоторым источникам в Тверь хотят притащить московский Автолайн, который Собянин выпер из Москвы. Сразу оговорюсь: за что купила....
Перед ликвидацией трамваев писали то же самое, что рельсы, не рельсы, шпалы, не шпалы, провода, не провода, подвижной состав, не подвижной состав. Хана троллейбусам!
Что касается, что во всём виновата ЕР, то в рамках капиталистического общественного строя, любая партия находящаяся у власти будет отстаивать интересы капиталистов. Это относится ко всем партиям, которые заседают в думе, и которые не заседают (Яблоко, Парнас и т.д.) К сожалению у нас в стране нет реальной оппозиции по типу партии Большевиков.