Взгляд из столицы, или Что москвичи предложили для развития тверского трамвая

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Чиновники прорабатывают вопрос сохранения и развития трамвайного движения в областном центре.

Жители Твери не видят трамвая с ноября 2018 года. Минувшей осенью из-за аварийного состояния путей движение с пометкой «временно» было закрыто на единственном оставшемся маршруте № 5. Но из-за регулярных опрометчивых решений, принимаемых городскими властями, у жителей Твери выработался устойчивый пессимизм к формулировке «временно». Люди ждут трамвай, но не верят, что его можно воскресить. Масла в огонь подливает проработка вопроса о ликвидации троллейбусного движения – замене маршрутов автобусами средней вместимости.

Тем не менее вместе с разработкой новой маршрутной схемы, которой заняты специалисты крупной московской транспортной компании, прорабатывается организация трёх трамвайных маршрутов, связывающих Заволжье, Мигалово и вокзалы. В распоряжении редакции Tverigrad.ru оказался документ, в котором говорится о планах по сохранению и развитию трамвайного движения в областном центре.

Всего лишь три маршрута

История тверского трамвая насчитывает 117 лет. За это время в разные годы в городе работали порядка двух десятков самых разных маршрутов. Трамвайными путями была опоясана вся Тверь. Линии проходили даже по центру через улицы Советскую и Трёхсвятскую. На трамвае можно было добраться из Южного на другой берег Волги, до Константиновки. Экономические события в стране привели к тому, что маршруты начали закрывать один за другим, пути – разбирать, а трамваи – резать на металлолом.

Проект по развитию трамвайного движения, предложенный столичными разработчиками, предлагает организацию трёх маршрутов. Два из них прокладываются по существующим трамвайным путям. Для третьего линию придётся строить с нуля – это ветка от площади Капошвара в Мигалово.

Согласно документу, маршрут № 5 сохраняется, на эту же линию добавляется маршрут № 11 «Автовокзал – Соминка». Трамвайные пути для этих маршрутов предлагается реконструировать в рамках первого этапа развития движения. В рамках второго этапа реконструируется участок трамвайных путей на проезде Дарвина и улице Спартака, заново строится линия от улицы Спартака до микрорайона Мигалово. После этого запускается маршрут № 14 «Мигалово – Автовокзал». Таким образом, все три транспортных маршрута сходятся на конечной у вокзалов.

Других маршрутов разработчики новой схемы не предлагают. Между тем горожане еще хорошо помнят популярные маршруты № 10 «ДСК – бульвар Цанова» и № 13 «Мигалово – бульвар Цанова». Их планируют заменить автобусами. Вместо трамвая № 13 работает автобусный маршрут № 33 (а также № 33к), а вместо трамвайной «десяточки» – автобусный маршрут № 208, который московские специалисты передумали ликвидировать в новой концепции маршрутной сети.

Финансовый вопрос

Разработчики проекта подсчитали, сколько будет стоить его реализация. Озвученная сумма – почти 1,4 млрд рублей. Цена может варьироваться в большую или меньшую сторону в зависимости от наличия существующих подземных сетей и стоимости аренды земельных участков.

Это огромная сумма не только для городского, но даже для регионального бюджета. Без федеральных средств в реконструкции путей не обойтись. Поэтому вопрос финансирования стоит ребром.

Говорить об источниках финансирования пока сложно. Из возможных вариантов можно предположить концессию, что будет означать фактически частный трамвай. То есть транспорт должен быть прибыльным бизнесом. Тогда становится понятным закрытие коммерческого автобусного маршрута № 2, о котором заявлено в транспортной реформе. Он дублирует трамвайный маршрут № 14 на все 100%. Такая же ситуация с ликвидацией маршрута № 204 – абсолютное дублирование трамвайного маршрута № 5.

Горизонт надежды

Говорить о восстановлении трамвайного движения в Твери преждевременно. Как уже ранее отмечали в городском департаменте транспорта, ни один из прорабатываемых вариантов схемы движения транспорта не согласован и не утвержден. Но в феврале депутаты одобрили выделение денег из бюджета на подъёмочный ремонт трамвайных путей. Ремонтную кампанию собираются провести в течение строительного сезона 2019 года. «По завершении ремонтных работ движение трамвая по маршруту № 5 будет возобновлено», – заявляют в администрации Твери.

Если обещания чиновников будут выполнены, то уже к зиме «пятерка» вновь выйдет на улицы Твери. Что же касается дальнейшего развития трамвайного движения, то очевидно, что оно будет возможно только в варианте концессии. Сегодня денег в бюджете нет даже на автобусы для муниципального парка. Вероятнее всего, на концессию тверского трамвая рассчитывают крупные московские перевозчики. Отметим, что у столицы значительный опыт развития трамвайного движения. Вспомнить хотя бы собранные на мощностях Тверского вагонзавода трамваи «Витязь», которые «Мосгортранс» закупил на московские маршруты. Ранее губернатор Тверской области заявлял, что при реконструкции трамвайного движения в Твери будет учитываться опыт Москвы.

При этом вспоминается неудачная попытка концессии в 2017 году. Тогда предприятие «ПК “Транспортные системы”», производившее на ТВЗ современные трамваи «City Star» и «Витязь», собиралось взять тверской трамвай под своё крыло, чтобы испытывать на путях новые модели. Но дальше разговоров и фантазий о светлом будущем дело не пошло, а вскоре и процесс сборки трамваев перенесли в Санкт-Петербург. Потому сегодня реанимация тверского трамвая кажется чем-то заоблачным и несбыточным с малой толикой надежды на его возрождение.

Демонтаж путей – строительство путей

В плане развития трамвайного движения Твери отсутствуют даже самые слабые намёки на линии от площади Капошвара по проспекту Победы и улице Орджоникидзе, а также по улице Туполева в направлении Константиновки. Оно и понятно: с учетом схемы автобусных маршрутов столичные специалисты считают эти направления для трамваев нерентабельными.

Летом 2019 года в областном центре пройдёт большая кампания по ремонту дорог. В ее рамках на улицах Туполева и Орджоникидзе, а также на проспекте Победы старые трамвайные пути будут демонтированы, что даст возможность организовать по одному дополнительному ряду в каждую сторону или сделать разделительную полосу. Сегодня асфальт на путях разбит, из-за чего автомобилисты не могут выехать на них без риска повредить колёса.

Другой вопрос – строительство трамвайной линии в Мигалово. Оно должно пройти как по центру проезжей части, так и по обособленному участку. То есть в точности повторить существовавшую ранее линию. Её придётся строить практически с нуля, ведь в 2017 году пути от улицы Спартака до улицы Республиканской были демонтированы полностью. От Республиканской до Мигалово – ещё раньше. Для реализации проекта придётся не только вложить огромные средства, но и решить ряд более трудных задач. Например, ликвидировать несанкционированные парковки у автотехцентров на проспекте 50 лет Октября и вскрыть асфальт, уложенный московским ГБУ в рамках масштабного ремонта дорог 2017 года. Серьёзный восстановительный ремонт придётся провести на улицах Дарвина и Спартака.

При этом в складывающейся транспортной системе города недооценивать значимость трамвайного маршрута № 14 нельзя. Восстановление трамвайной системы в Пролетарском районе города – значимый для пассажиров фактор.

Положительная тенденция

Специалисты отмечают позитив в перспективах развития тверского трамвая. Вместе с тем, по мнению экспертов-транспортников, концепция требует доработки.

– В первую очередь отмечу, что предлагаемая концепция предполагает не просто сохранение трамвая, но и его дальнейшее развитие, что однозначно воспринимается позитивно. К конкретным предложениям есть некоторые вопросы: например, почему на втором этапе вместе с обслуживанием проспектов Ленина и Калинина предлагается достаточно дорогое новое строительство линии в малонаселённый район Мигалово, но при этом ничего не предлагается сделать по законсервированной линии по проспекту Победы и улице Орджоникидзе, которые проходят по густой застройке Московского района. В 2015 году маршрут № 13 «б-р Цанова – ул. 1-я Республиканская», проходивший по проспектам Ленина, Калинина, Победы и улице Орджоникидзе, был сопоставим по популярности с маршрутом № 5, а вот пассажиропоток на маршруте № 14 – вдвое меньше, – пояснил Tverigrad.ru начальник управления транспортного планирования ГБУ «МосТрансПроект» Дмитрий Степчков.

Специалист подчеркивает, что также в предлагаемой концепции нет варианта продления маршрута № 11 для обслуживания высотной застройки микрорайона Соминка. Это предложение позволит значительно увеличить пассажиропоток на маршруте, ранее оно неоднократно озвучивалось администрацией города.

– Однако, так или иначе, предлагаемая концепция – однозначный шаг в правильном направлении. Хотелось бы, чтобы её авторы учли озвученные выше предложения. Это позволит трамваю работать эффективнее, а потенциальному концессионеру – получать большую отдачу, – подытожил Степчков.

Читайте также: «Рога» и руки опускаются, или Куда катится тверской троллейбус

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

76
22

Будете ли вы ездить на трамвае, если он всё-таки вернётся на улицы Твери?

Загрузка ... Загрузка ...
Транспорт

КОММЕНТАРИИ 12

Для комментирования Вам необходимо .

pilot90

если нет денег даже на зарплату работникам патп о каких грандиозных планах вообще можно говорить? ну привлекут московские компании,так они частные и вместе с местными частниками полностью уничтожат муниципальный транспорт.будет в твери транвай-но частный с ценой за проезд гораздо большей чем у маршрутки,чтобы отбить вложенные миллиарды.бизнес благотворительностью не занимается

65
5
Valera1

Не надо ничего и никого - всё безполезно для людей.
Изменится время и всё решится само собой на пользу народу.
Ведь во многих странах общественный транспорт- безплатный для пассажиров.
А нам упорно внушают, что это стоит мильярды, а денег нет и только для нас они нам сделают новый трамвай, уничтожив существующий и обогатившись на продаже рельсового металла, но платный,но дороже,чем был до этого. И мы должны их любить за это и благодарить и лить слёзы от счастья...
спасибо

52
1

Задoлбали уже эти мoсквичи .Как метoстазы пo всей Рoссии . Пoлoвина страны уже в красных рoбах пятерки и магниты . Другая пoлoвина в желтoсерых-- рoснефть . Вся страна на мoскву пашет .

72
2

У Москвы развитие трамваев! Кудахтах таз. Витязи [censored] Трамвай в Москве [censored] Вы сами хоть раз ездили на них в Москве. Показухи больше чем транспорта!!! Аргументирую:
1) Витязь [censored] И в правду. Вечно раздолбанные в дерьмо стрелки, перья, крестовины!! Плюс к этому добавляется тяжёлая масса трамвая что приводит к ухудшению состояния пути и приводит их в негодность через 2 года.
2) Трамваи в Москве сходят с рельс чаще всех в России. И слава богу пока ещё нет крупной аварии. Да и лучше бы все сгорели чем такое делать Колеса никто не обтачивает, за состоянием пути и контактной сети никто не следит. Висит как лапша на вилке!! И вы хотите равняться на Москву?
Удачи, население дол****в, идиотов и необразованных безграмотных людей

23
24

Ну если [censored] в России не умеют производить технику нахера ее покупать? Лучше не делать ничего чем делать [censored] Научитесь сначала делать Трамваи а потом уже закупайте. На кол этот ПК ТС

14
7
PeridoL

Только в Твери такое возможно: один и тот же транспорт, но частникам он приносит прибыль, а, б.я, почему то, если он будет принадлежать городу, - то убыток?!!

Это - роспись в полней

56
2
    PeridoL

    ...йшей импотенции Администрации Твери.

    Уйдите уже!

    Ради блага города и, хотя бы, нормального будущего наших детей!!

    51
    1
      MasterTver

      Сами не уйдут...или народ поможет, или закроют по щелчку сверху ,как отработанный материал. Главное - знают же,что они бездарные управленцы. В Москве, куда не глянешь ,везде сидят до упора. ГОЗ срывается - ну и что делов, найдите стрелочников, бюджетные деньги не освоены - найдите стрелочников и т.д.

      18
      0
HIRURG9

пока в городе основная масса перевозок принадлежит частным фирмам будущего городскому транспорту нет. вваливать деньги в никуда - глупость.
начните пока с автобусов............
меня поражает факт: частники могут маршрут обслуживать, автобусы в лизинг брать, работать - крутится, а государство нет. раз вы не способны работать хотя бы как Гогия (чурка за баранкой) - пошли вон из нашего региона. умственных инвалидов и так хватает.

41
2
HIRURG9

поставили рабочих трампарка раком, выплачивают меньше минималки и сокращать не сокращают, и работы не дают.
проверьте этот факт, напишите репортаж куда уходят бюджетные деньги и как к этому относятся вагоновожатые, слесаря и прочи

40
2
nikolay64

Если этот проект воплотится в жизнь, то это хорошо. Трамвай - это прежде всего предприятия по развитию общественного транспорта, в которых могли бы работать высококвалифицированные специалисты. Всегда приятно когда строится что-то новое, а то у нас в городе и области только грязи и пыли становится больше, а предприятий меньше.

13
4
Haxepman

"Такая же ситуация с ликвидацией маршрута № 204 – абсолютное дублирование трамвайного маршрута № 5."
А чоэ раньше трамвай в пос. Заволжский ходил???

5
1