Сад Дарьи Плавинской: актриса Тверского театра драмы рассказала о секретах мастерства

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Дарье Алексеевне присвоили долгожданное звание заслуженной артистки России, и портал Tverigrad.ru побеседовал с ней о театре, садоводстве и чтении. И почему это всё неразрывно связано.

«Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях», – написана на кружке Дарьи Плавинской цитата французской актрисы начала ХХ века Сары Бернар. Мы беседуем с Дарьей Алексеевной в непринуждённой атмосфере за чашкой чая. 24 октября актрисе Тверского театра драмы присвоили звание заслуженной артистки России. Она рассказала, что радуется признанию и чувствует ответственность перед зрителем.

Помни корни!

За плечами у Дарьи Плавинской более полусотни ролей на сцене Тверского театра драмы, где она служит с 1997 года. Выпускница тверского курса Высшего театрального училища имени Щепкина, она ориентируется на театральные традиции, и помнит, образно говоря, корни своего творческого пути.

Первый свой выход на большую сцену в Тверском театре драмы Дарья Плавинская часто прокручивает в памяти. Это была постановка «Обрыв» по роману Гончарова. Начинающую тогда артистку поставили в дубле на роль Веры. Благословила на работу Дарью Плавинскую сама народная артистка, главреж театра Вера Ефремова.

Артисты Дарья Плавинская и Владимир Чернышов, «Обрыв» (1997).

– Помню, что безумно волновалась, хотя уже и играла учебные, и дипломные спектакли. Вера – это была очень серьёзная роль, ответственная работа. Тем более предстояло играть на одной сцене с заслуженными и народными артистами. Помогло то, что, помимо переживаний, был такой задор – выйти на сцену, сыграть. Как наотмашь! И приняли, и поверили, и помню, как было тепло и радостно, – поделилась Дарья Плавинская.

– И вы полюбили классику? – улыбаюсь я.

– Не только классику, но и своих учителей – народную артистку России Веру Ефремову, народного артиста России Александра Чуйкова… Именно они создали тот театр, который достался нам в наследство, который мы сохраняем и развиваем.

– Это означает, что всё должно только сохраняться?

– Нет, речь не о какой-то статичности. Мы стараемся сохранить то, что в нас заложили Учителя (по интонации понятно, что слово нужно писать с заглавной буквы. – Ред.), и передавать. Эта любовь к классике, к традициям русского психологического театра…. Это корнями уходит в истину. При этом необходимо, чтобы театр развивался, – отмечает Дарья Алексеевна. – Если говорить про свои мечты, то хотела бы сыграть в постановках по Брехту, Достоевскому, Булгакову и т.д. При этом с радостью поработаю с современным материалом.

С опорой на классику

В преддверии премьеры драмы «Три сестры» по Чехову 24, 25 и 26 ноября Дарья Плавинская поделилась впечатлениями о работе над образом Ольги Прозоровой (старшая из сестёр. – Ред.). Чеховские произведения встречались на разных этапах пути в профессии моей собеседницы. Так совпало, что классик – один из любимых литераторов Дарьи Плавинской, которого она уважает за виртуозное владение словом и медицинским инструментом: «Препарирует человеческие чувства!».

– Я настолько наслаждаюсь работой над образом Ольги… Хорошо, что у нас было время на вдумчивый застольный период (время, когда идёт разбор ролей до начала репетиций. – Ред.), когда можно было проанализировать своего героя, открыть для себя в нём что-то новое. Это такой восторг, когда происходят открытия, когда лучше понимаешь героя! – восклицает Дарья Алексеевна. – Мне неинтересно смотреть на записи спектаклей и телефильмы, я ищу свою интонацию, чтобы сыграть.

Актриса призналась, что больше всего в работе ей не нравятся клише. Для мастера сцены нет штампов «учительница, карьеристка, начальница», как многие интерпретируют Ольгу. «Характер героини шире этих рамок. Да и любого чеховского героя», – подчёркивает Дарья Плавинская.

– Работая над ролью, я много читаю о герое, о драматурге, насыщаюсь материалом… Я как-то должна увидеть внутри себя черты героя. Бывает вечером, засыпая, вижу себя со стороны в новом образе, а потом думаю о его внутреннем наполнении. А спустя несколько месяцев после премьеры роль «прививается» и «приживается», – раскрыла секрет моя собеседница. – А на сцену не выхожу без молитвы.

Интересен тот факт, что спектакль «Три сестры» хотела в своё время поставить ещё Вера Ефремова. И в распределении ролей тогда у Дарьи Алексеевны также была Ольга Прозорова.

– И Вера Ефремова тогда мне говорила: «Эту роль играла моя мама». Хочу, чтобы играла ты», – вспоминает Дарья Плавинская.

Дарья Плавинская на протяжении всего актёрского пути играла в спектаклях по Чехову: Аркадина в «Чайке», Дуняша, а спустя годы и Раневская в «Вишнёвом саде».

«Вишнёвый сад» (2021), фото – Сергей Алукард.

Неслучайно и на бенефис в честь присвоения звания заслуженной артистки давали «Вишнёвый сад». Исполнительница поделилась, что ей очень греет душу оформление спектакля – и «Стена памяти» с фотографиями корифеев, заложивших традиции, и образ «Древа жизни», который появляется в финале на заднем плане, где виден «импульс», что передаётся от наставников к ученикам.

– Мой вишнёвый сад – это мой театр. Как говорит Раневская: «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад». Много параллелей возникает, ведь вишнёвый сад – это символ театра. Это наш дом, который нельзя уничтожать.

Есть такие в ролях опорные точки, в которых очень небольшая дистанция между тобой и образом. К примеру, я особенно остро чувствую это место в роли Раневской: «Вы видите, где правда и где неправда, а я точно потеряла зрение, ничего не вижу». Для меня это очень важная фраза, которую я всегда произношу в зал. И такой горячий отклик! А ведь действительно не всегда понятно – где правда, а где нет, к чему мы идём, какие ориентиры? Хорошо, если в душе человека есть вера.

И даже юный актёр из Театра-студии имени Чуйкова подарил актрисе после показа «Вишнёвого сада» кулон с изображением маленького деревца.

– Надо быть честным – никто из актёров не скажет, что ему не нужно признание зрителя, но радость не от того, что везде узнают и все поздравляют. Радость от того, что зритель принимает и разделяет чувства, это откликается в его душе.

«Свидетель обвинения» (2019). Фото – Даниил Автушков.

Расцвет

Звание Дарье Плавинской планировали присвоить ещё во времена Веры Ефремовой, подавали документы. Но после этого несколько раз поменялось законодательство в сфере искусства, что создало препоны для того, чтобы заслуженное признание было подтверждено де-юре. Дарья Плавинская стала заслуженным работником культуры, отработала ещё один положенный срок, и вот наконец пришло радостное известие.

– Очень спокойно к этому отнеслась. Не потому, что не обрадовалась, обрадовалась. А мы в этот день ещё ездили играть спектакль в школу-интернат в Торжок с ребятами из студии (Театр-студия имени народного артиста Чуйкова. – Ред.), когда пришло известие. И так благостно на душе было и хорошо. Такое вот совпадение.

– Раз у нас красная нить разговора – сад, принято говорить: дети цветы жизни. Как удаётся совмещать служение в театре с преподаванием в студии?

– Театр-студия имени народного артиста Александра Чуйкова (существует с 2005 года. – Ред.) – это огромная часть моей жизни, это эмоциональные и физические силы, которые уходят туда. Но при этом – прямо пропорциональная отдача: общение с молодыми людьми помогает обмену энергией. Их задор, вдохновение дают новые манки для того, чтобы совершенствоваться в любимой профессии. Преподавать им – настоящее удовольствие!

Александр Павлишин и Дарья Плавинская со студийцами. Фото – Ольга Старшова.

Я и магистерскую диссертацию защитила как психолог-педагог на тему «Влияние актёрского тренинга на становление подростка».

За эти годы студия выросла и набирает студийцев от 5-6 лет, в разные группы могут приходить и желающие много старше. Проводить занятия приглашают мастеров сцены Тверского театра драмы – Алексея Майского, Алексея Великотного, Ирину Погодину, Екатерину Юркову, Геннадия Бабинова и др. А выпускники студии поступают в разные театральные вузы страны – Театральный институт имени Бориса Щукина, Высшее театральное училище имени Щепкина, Школа-студия МХАТ и т.д.

– Мы не делаем отбора желающих поступить в студийцы, потому что каждый может реализовать свой творческий потенциал. Это важно – помочь раскрыться на занятиях, натренировать внимание, воображение, координацию движений, умение общаться и т.д. Студия – это повод не останавливаться, всё время быть форме, в тонусе, – отмечает Дарья Плавинская. – Утром репетиция в театре, потом занятия в студии, вечером – спектакль. Выходных практически нет.

– Но, если получается отдохнуть, какой вид отдыха предпочтительнее?

– Мы живём за городом, поэтому я обожаю заниматься всем, что растёт, цветёт и пахнет. В общем, снова речь про сад. Для меня важны растения, особенно розы – у меня сейчас почти полсотни кустов роз на участке. Изыскиваю время для ухода за ними, – поведала Дарья Алексеевна. – Я люблю собирать смородину, работать на грядках. В детстве никогда бы не подумала, что с таким удовольствием буду садовничать.

Это заряжает энергией! Розы, к примеру, самых разных сортов – и чайно-гибридные, флорибунда… Также у меня две огромных теплицы, где я выращиваю помидоры и огурцы. Я выбираю сорта обычно по названию: «Артист», «Отелло», «Зятёк»… Мы с семьёй делаем ставки – кто больше даст урожая – «Артист» или «Отелло» (смеётся). Семья, природа и работа – это самое значимое в моей жизни!

«Дорогая Памела (Как пришить старушку)» (2016), фото – Артём Мясников.

Для справки

Как указывают в биографической справке в пресс-материале театра драмы, Дарья Плавинская – уроженка Волгограда, дочь актёров, росла в театральном закулисье. В 1997 году окончила тверской курс Высшего театрального училища имени Щепкина при Малом театре России и была принята в труппу Тверского театра драмы.
Самые известные роли актрисы: Ромэйн в «Свидетеле обвинения» Кристи, Долли в «Осторожно! ЛЮБОВЬ!» Уалдера, Раневская в «Вишнёвом саде» Чехова, Филумена Мартурано в одноименной постановке по Филиппо, Смельская в «Талантах и поклонниках» Островского, Элена Альвинг в «Привидениях» Ибсена, Маргарита Готье в «Любовь Маргариты Готье» Дюма-сына, Баронесса Штраль в «Маскараде» Лермонтова, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега и мн. др.
Многократный лауреат премии губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства: за исполнение роли Елены Карминой в спектакле «Женитьба Белугина» по пьесе Островского (2007), за исполнение роли Лидии Павловны в спектакле «Варвары» по пьесе А.М. Горького (2014), в составе творческого коллектива спектакля «Лайк Лайк Лайк» по пьесе Саши Денисовой (2019). Лауреат премии работникам отрасли «Культура» Тверской области в номинации «Лучшим работникам театрально-зрелищных учреждений» (2011). Имеет звание «Почётный работник культуры и искусства Тверской области» (2020). А теперь и звание заслуженная актриса России (2023).

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

31
5
Фото: Степан Каменев, архив Тверского театра драмы, личный архив Дарьи Плавинской.
Telegramm Афиша Главное Интервью Культура Театр Театры

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

tovarish

Уважаемая Дарья! С радостью узнали и искренне поздравляем! Десятки наших учеников с удовольствием радовались спектаклям с Вашим участием. Представляется, что большинству из них Вы помогли сформировать действительно истинный художественный вку. С почтением, ТРОО Тверские Витязи, Игорь Кабанов.

2
2