«Не хватает свободы»: народный учитель России о поколении скринейджеров, зарплатах педагогов и раздутом бюрократизме

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Имя тверского педагога Андрея Мишина внесено в энциклопедию «Лучшие люди России», он входит в тридцатку лучших учителей английского языка всего мира.

Учительский труд – одно из самых важных и благородных занятий на земле. Трудно переоценить значение учителя в жизни каждого человека. Личность педагога, его профессиональные навыки способны глубоко влиять на будущее учеников, а в глобальном смысле на будущее страны. На учителе всегда была огромная ответственность. Но сегодня отношение к педагогам в обществе заметно отличается от того, который считался традицией всего несколько десятилетий назад.

О том, с какими вызовами приходится сталкиваться педагогам сегодня и как можно привлечь внимание учеников, рассказал учитель английского языка Тверской гимназии №12 Андрей Мишин – герой проекта «TVERTEAM. Истории успеха».

Успешный педагог – это отнюдь не оксюморон. Благодаря любви к своей профессии Андрей Валентинович добился значительных жизненных высот. Он излучает благородство, в нем есть легкость, которую далеко не всегда можно встретить в государственной системе общего образования, зажатой между бюрократией и долей бюджетного работника.

За 30 лет работы в школе Андрей Мишин трижды становился победителем конкурса «Лучшие учителя России», является почетным работником науки и образования Тверской области, членом редакционной коллегии Всероссийского журнала «Иностранные языки». А в сентябре этого года указом президента России Андрею Валентиновичу было присвоено звание «Народный учитель Российской Федерации». В педагогическом сообществе оно является высшей наградой.

– Я не могу сказать, что это триумф. Получение звания народного учителя России не было для меня целью, ради которой я все эти годы работал. Мне кажется, что в образовании вообще нельзя работать ради чего-то. Напротив, мы часто работаем вопреки чему-то. При этом, конечно же, приятно, когда государство, коллеги и окружающие тебя люди признают твои достижения. Но главное – это работа с детьми, их результаты, достижения, личностный рост. Вот это и есть триумф. В такие моменты ты понимаешь, что действительно кому-то нужен в этой жизни. Ты дал что-то своим детям, а они могут передать это своим детям, – говорит Андрей Мишин.

В последние годы считается, что судить о качестве работы учителя можно по результатам ЕГЭ его учеников. Среди «мишинских» практически нет заваливших госэкзамен. Педагог подготовил множество стобалльников, его ребята побеждали на Всероссийских олимпиадах школьников. Кое-кто из них ежегодно успешно сдает Кембриджские международные экзамены повышенного уровня по английскому языку.

Мишин включен в общероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России», награжден медалью за заслуги в образовании имени Д.И. Менделеева. По итогам международного профессионального конкурса британского издательства Express Publishing «англичанин» из Твери вошел в тридцатку лучших в мире учителей английского языка, его авторские методические разработки были опубликованы в книге «Ideas Central».

Рыцари Круглого стола

К сожалению, учителей сегодня часто охватывают пессимистичные настроения. Это неудивительно – работа тяжелая и ценится людьми не всегда так, как того заслуживает. Но по словам Андрея Валентиновича, работая в школе, вполне можно сделать успешную карьеру и получить от этого удовольствие.

«Я считаю себя счастливым человеком, – интеллигентно улыбается Андрей Валентинович. – У меня есть возможность встречаться с коллегами, общаться с ними и вносить в свои уроки что-то новое».

– Научить детей иностранному языку – в первую очередь означает научить их общаться. Невозможно представить урок без общения. Это главное. Отсюда и понятие – коммуникативно-когнитивный метод обучения. Это основа, которую я для себя когда-то выбрал и до сих пор стою на ней. При этом важно учитывать множество мелочей, которые играют большую роль, – делится народный учитель.

«Вот вы, как только зашли в класс, сразу спросили меня – почему кабинет выглядит так необычно?» – меняет роли в нашем интервью герой. Школьные классы обычно похожи один на другой. На стене – доска, рядом – место учителя, перед ним – парты. Но для Андрея Мишина такая расстановка оказалась неудобной. Чтобы сделать занятия увлекательными и современными, он изменил дизайн класса.

– Когда дети сидят рядами и с задней парты кто-то что-то хочет сказать, коммуникации не происходит. Поэтому в моем классе установлен круглый стол, как в легенде о короле Артуре, которую мы читаем с детьми на английском языке. Идея абсолютно такая же. Заметьте, здесь даже нет острых углов. За круглым столом все равны, у каждого есть возможность высказаться, тебя уважают, а мнение ценят. Это должно воспитываться у ребенка с раннего детства, – уверен педагог.

«Replica не получится»

Стиль работы у каждого учителя уникален. Его опыт сложно повторить один в один. «Replica (точная копия) не получится», – улыбается преподаватель английского.

– Конечно же, в начале карьеры любой учитель чего-то придерживается. Но его профессия настолько творческая, настолько непредсказуемая, что, когда закрывается дверь в класс, все задуманное ранее может пойти совершенно иначе. Поэтому с годами каждый учитель вырабатывает для себя эклектический подход. Отбирая самое лучшее и современное, он приобретает свою уникальность, – продолжает Андрей Валентинович свою фразу о replica.

«Любить свое дело, уважать детей, профессионально развиваться и впитывать всё лучшее в системе образования – на этом основывается моя работа», – замечает Мишин.

Любой приходящий в школу молодой специалист слышит от руководства учреждения фразу: «Сохраняйте дистанцию с учащимися, не позволяйте им садиться вам на шею». Андрей Мишин поделился своим опытом и рассказал, как лучше построить отношения с ребенком: дистанция должна быть близкая, но не панибратская. Нужно быть авторитетом в глазах учеников, чтобы к мнению учителя прислушались, не игнорировали.

– Не надо становиться с детьми друзьями. В таком случае многие грани стираются, можно запутаться в социальных ролях. У меня довольно демократичный стиль общения с ребятами. Я могу вникать в их проблемы, помогать им, каким-то образом разделить их сложности. Но всё равно я для них остаюсь учителем. Даже мои бывшие ученики, которые уже взрослые и стали моими коллегами, остаются для меня до определенной степени учениками. Они со мной общаются как с Андреем Валентиновичем. При этом мы можем вместе общаться, путешествовать, – рассказывает о своем опыте Мишин.

Учитель не должен поддаваться симпатиям и антипатиям, вестись на провокации со стороны учеников. Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и умение управлять своим психическим напряжением – очень важные качества для преподавателей.

Время другое, дети другие

О современных подростках Андрей Мишин говорит, что они не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка. Принципиально изменилась жизнь. По словам педагога, фраза «современные дети совсем испортились» была актуальной во все времена. «Нельзя сказать, что нынешние дети хуже или лучше тех, что были раньше. Они просто другие, потому что время другое», – резюмирует Андрей Валентинович.

– Надо понимать, что современные школьники родились в другую эпоху – эпоху цифровизации. Это поколение цифры. А мы – цифровые эмигранты. С самого раннего детства сегодняшние подростки видят то, что мы осваивали постепенно, а некоторые до сих пор не освоили. У нынешнего поколения есть даже свое название – скринейджеры (от англ. screen – экран и teenager – подросток). Современные дети не представляют свою жизнь без гаджетов. Но все базовые ценности всё равно остались прежними, они сохраняются из поколения в поколение, – рассуждает педагог.

Андрей Мишин считает, что у этого поколения есть множество преимуществ. «У детей сегодня больше возможностей. Они много видят, много где бывают, благодаря Интернету общаются со всем миром», – объясняет народный учитель. Современные подростки открыты ко всему новому. Они готовы пробовать. У них нет страха. Они не боятся высказывать свое мнение. Раньше дети верили всему, что говорили учителя. Тот, кто старше, считался более опытным. Его мнению доверяли. Сейчас подростки понимают, что все могут ошибаться. Школьники легко могут проверить любой тезис, выдвигаемый учителем. Достаточно просто ввести это в поисковике.

– Они не боятся искать информацию и делиться ею. У нас даже часто идут перегонки с детьми. Не буду скрывать, мне приятно, что я принадлежу к цифровым эмигрантам, потому что могу чем-то поделиться с детьми и даже иногда чем-то их удивить. Но есть проблема. На детей сегодня обрушивается огромное количество информации, и они не всегда умеют с ней хорошо работать. Для этого и нужен учитель. Сегодня мы – не предмет знаний, а гораздо больше. Мы должны научить детей учиться, – выделяет главное Андрей Мишин.

Даже язык современных детей сильно отличается от того, которым пользовались их ровесники всего несколько лет назад. Тренды загораются и тухнут, и дети постоянно идут за ними, ищут что-то новое.

«Учитель – это очень мощная фигура»

По словам Андрея Мишина, сегодня не только, простите за каламбур, учитель учит учеников, но и школьники способны открыть для чуткого педагога многие вещи.

– Преподаватель сегодня постоянно учится. Умение мобильно перестроиться для него – это необходимая вещь. Он должен успевать за продвинутыми детьми. Молодым учителям это делать гораздо легче, чем тем, кому за 40–50. Но это абсолютно не означает, что чем старше учитель, тем он менее востребован. Старшее поколение тоже готово постигать новое. Всего 30 лет назад выпускник педвуза получал диплом и со своим багажом знаний мог спокойно работать – физика оставалась той же физикой, математика – той же математикой. Разве что страницы конспектов слегка пожелтели. Сегодня всё это не работает. Учитель вынужден открывать для себя что-то новое, повышать квалификацию, менять методику. Учитель сегодня – это очень мощная фигура с точки зрения постоянного его развития, – говорит педагог.

Впрочем, и сама современная школа уже не чета той, которая досталась современной России от СССР. Хотя учителя и продолжают мучиться от   бумажной волокиты, зачастую тратя огромное количество времени не на свое развитие, а на заполнение бессмысленных отчетов. Зарплата учителей очевидно не соответствует объемам и ответственности работы. Отток молодых и перспективных кадров из школ принимает угрожающие масштабы. Молодые люди с высшим профильным образованием не торопятся идти работать по специальности. Нагрузки, в том числе и психологические, очень высоки, а социальный статус с учетом всех падающих на их головы «шишек» крайне низок.

«Я объездил всю страну от Владивостока до Калининграда, от Крыма до Воркуты. У меня очень хорошее представление, как живет современная школа, чем дышат мои коллеги», – говорит Андрей Мишин.

– Мы до сих пор не можем определиться, чего хотим от школы. Меня это даже пугает. На школу сваливается куча того, что иногда вообще никак не относится к образованию. Счастье, когда у тебя хороший руководитель, который может взять удар на себя, отвести от тебя какие-то бумажные вопросы. Но случается и по-другому. Поэтому коллеги стонут от этого раздутого ненужного бюрократизма. С детьми-то тоже хочется работать, но порой на это нет времени. Каждый приходящий министр обещает разгрузить учителя, но пока мы этого не чувствуем, – пожимает плечами Андрей Мишин.

Педагог абсолютно убежден, что учителям не хватает свободы. Профессия творческая, а творчество идет рука об руку со свободой. «Я считаю, что я – свободный человек. Мое творчество идет именно отсюда. Но когда тебя загоняют в тиски, теряется весь смысл работы», – замечает педагог.

Зарплаты учителей – одна из самых болезненных тем сферы образования. О том, что их заработная плата растет с каждым годом, говорят много и убедительно. Но на деле получается, что по телевидению одна информация, а от учителей мы получаем совершенно другую. Большинство из них не чувствуют увеличения зарплаты. По этой причине многие талантливые педагоги уходят из профессии.

– В стране, конечно, что-то делается для исправления ситуации: есть национальные проекты, существуют гранты, которые позволяют каким-то образом стимулировать труд педагога. Поэтому нельзя сказать, что они совсем брошены. Развивается сфера дополнительных образовательных услуг. То есть школа может себе позволить доплачивать учителю. Изыскиваются все пути и возможности, чтобы он чувствовал себя достойно. Но сказать, что мы этим удовлетворены, нельзя, – говорит народный учитель.

Педагог недоумевает, почему оклады учителей отличаются в разных регионах страны. «Если я проживаю в Москве, у меня одна зарплата, в Подмосковье – другая, а в Твери, всего на расстоянии 100 километров от столицы, – третья. У меня такое же образование, такой же диплом, я так же качественно учу и уверен, что могу конкурировать с московским образованием. Я этого не понимаю», – разводит руками Андрей Мишин.

– В любой стране мира учитель – это не самая высокооплачиваемая профессия. При этом если и морально плохо, если присутствует неуважение, это еще больше отягощает ситуацию. Поэтому очень важно хотя бы создать условия, чтобы мы почувствовали поддержку, – считает педагог.

«Конечно, мы не ждем, чтобы сегодня, как в 19-м веке перед земским учителем снимали шляпы, когда он шел по центральной улице деревни. Но мы ждем уважения, при этом ты и сам обязан соответствовать этому уважению», – подчеркнул Андрей Мишин, завершая беседу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

192
14
Фото: Владислав Ильяшенко
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Образование Социум

КОММЕНТАРИИ 8

Для комментирования Вам необходимо .

kali

Может и талантливый но в России приходится выбирать либо ты учитель года , либо свобода. Народные звания дают тем кто следует линии партии Все звания все эти народные артисты художники и прочие народники получали звания пусть и заслуженно но через а) унижения и подхалимаж б) заслужили так что не присвоить звание было бы позорно Система всяких званий специально придумана чтобы держать в узде карьеру деятелей культуры науки и искусства . Воспеваешь подвиги вождя например мирового пролетариата Будут тебе спецпаек медалей иконастас будежь весь перезаслуженный , но о свободе не думай Свобода нужна? Надо высказываться на педсоветах о кабальных условиях труда, премиях директора и о том как они лижут задницу партии хуже чем в КПСС Попробуйте высказаться сразу войдете в тридцатку но уже другую... без права переписки Слабо?

17
37

    Можно было бы, конечно, и не отвечать ... мало ли кто и что пишет в пять утра ... но пару строк решил черкнуть ...
    К моей радости и гордости я знаю многих заслуженных врачей и учителей, артистов и архитекторов ... и поверьте, ну никак не связываю имена этих людей с "властьюобожанием" и отсутствием у этих людей свободы... отнюдь это не так: эти люди критикуют, "не лижут и не пресмыкаются" ... зато они - отличные профессионалы и реально уважаемые люди, они не прячутся за вымышленными никами и именами и огульно не поносят всех к ряду ... за что я и ценю свое место работы, свою любимую 12 гимназию Твери - это за СВОБОДУ, высказывать свое мнение, а не хамить, конструктивно критиковать (критикуя - предлагай, делай и сам что-то) - именно этому я и учу своих ребят все эти годы .... а уж чиновникам нашим тверским и федеральным со мной точно легко не живется - потому что именно не боюсь и высказываюсь, по делу и системно ... и еще уважаемые оппоненты и "оппоненты" вы просто приходите к нам, встречайтесь с нами - а у ж потом делайте свои выводы .... КОМАНДЕ Tvergrad спасибо за честное интервью и профессионализм.
    С уважением, народный учитель России Андрей Валентинович Мишин

    50
    2
      kali

      Андрей Валентинович,спасибо за ответ -не ожидал Прошу извинить если мой комментарий задел Вас лично. И все таки. Вы , уверен, поняли его смысл.Охотно верю ,что у нас есть заслуженные люди которым нельзя не присудить и рад что Вы уверены в том что вокруг Вас только такие И тем не менее Система сложившаяся еще в советские времена очень часто незаслуженно продвигает в заслуженные непричастных (я не о Вас лично,а вообще). Работники образования прекрасно знают,какую нелепицу предлагают на педсоветах и как распределят поощрения и показатели
      Свобода- это самому выбирать методику и не выполнять идеологическую нагрузку и не рассказывать на уроках как Mr Stogov a member of KPSU идет в столовую на заводе,( Вы поняли очем это с поправкой на современность ) а посмотреть хороший фильм или обсудить повестку дня без идеологических штампов или слэнг,в том числе и очень разговорный ,чтобы дети не стояли столбом когда "высококультурные"" иностранцы будут их костерить. А насчет предлагать- среди учителей есть те которые считают что "как бы чего не вышло", те кто уходят в слишком общественную работу(в основном директора),есть и те которые смирились что изменить ничего нельзя.Вот как то так
      Тем не менее пользуясь случаям поздравляю Вас с таким достижением в профессии

      6
      0
Ta-ta-ta

Вот народ любит его - он и народный! От нарда, который вы учили, спасибо долгое! Маэстро!!!

7
0
Вероника-ника

СПАСИБО, УЧИТЕЛЬ!

5
0
Irina A

Побольше бы таких учителей! С грустью вспоминаю свой английский в школе. Принёс учебник и знаешь, что the - это не «тхе», садись, пять(((( Теперь уже сложно выделить время для изучения, да и тяжелее, чем в школе. А без английского сейчас никуда.

5
0
Tanya Sahina

Скоро учителя будут доступны не каждому, это будет такая роскошь, как обустроенный современный загородный дом. Дистанционка людей не заменит. У человека должен быть Учитель, чтобы быть реальным жизненным примером, и чтобы человек стал не машиной, а Человеком! Спасибо нашим учителям!

7
0

Не хватает свободы, голосуй за партию "Новые люди".
Алексей Нечаев
Председатель партии «Новые люди». Основатель и президент научно-производственной компании Faberlic. Родился 30 августа 1966 года в Москве. Выпускник юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Александр Даванков
Заместитель Председателя партии «Новые люди», предприниматель. Родился в Москве 12 марта 1973 года в семье лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники Вадима Даванкова. Выпускник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основатель нескольких косметических брендов, венчурный инвестор.
Владислав Даванков
Руководитель исполкома партии «Новые люди». Владислав Даванков родился 25 февраля 1984 года.
Окончил исторический факультет МГУ им.М.В. Ломоносова. Кандидат социологических наук.
Окончил Московскую школу управления «Сколково».
Сардана Авксентьева
Советник председателя партии «Новые люди» по работе с регионами. Кандидат в депутаты Государственной Думы РФ. Легендарный мэр Якутска.Одним из первых решений Сарданы Авксентьевой на посту мэра стала продажа дорогих внедорожников, принадлежавших администрации города. Вырученные деньги пошли на выплату долгов муниципальных предприятий и организацию работы социального такси. Она сократила до минимума представительские расходы. Отменила миллионную закупку на проведение банкета в мэрии, которую пытался провести один из чиновников. Организатор был уволен.
Артем Соловейчик
Главный редактор издательского дома «Первое сентября», лидер движения «Школа — наше дело». Родился в Москве 8 апреля 1960 года в семье советского публициста и теоретика педагогики Симона Соловейчика. Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал вице-президентом по стратегическим коммуникациям и развитию издательского дома «Просвещение». Возглавляет ИД «Первое сентября» с 1996 года. Основал образовательный проект «Школа цифрового века».

0
6