Страсти по батюшке: под Тверью жители деревни объявили бойкот священнику, обвиняя его в захвате земли и высокомерии
Помирить батюшку с селянами пытается даже Московская патриархия.
По дороге в деревне Щербинино шла женщина с коляской и младенцем на руках, заснувшим у нее на плече. Рядом семенил сероглазый мальчонка, время от времени пытаясь заглянуть в глаза маме. Женщина плакала.
– Просто непонятно… – Александра Смирнова, так она представилась, попыталась ответить на мой вопрос «Что случилось?».
Вместо мамы звонким голоском ответил мальчик:
– Маме просто непонятно моей, за что там отца Сергия хотят прогнать!
Александра успокоилась, утерла слезы и объяснила:
– Это светлый человек, восстанавливает храм, а некоторые наши местные его попросту со свету сживают. Чего они хотят добиться? Чтобы он ушел? Ну, класс! Ну а как же? Водку ведь надо пить в полях, чтобы везде были стекла, чтобы мне страшно ребенка было отпустить, потому что там, в храме, раньше вповалку валялись какие-то люди! Здесь раньше наркоманы были, сатанисты, устраивали сектантские всякие вещи, разворотили все могилы. Весь храм был исписан, местные обходили его стороной, потому что страшно было. А он все восстановил да еще и виноватым оказался. Это потрясающий человек, ему спасибо большое за то, что он здесь делает…
Впрочем, слезы слезами, эмоции эмоциями, но оказалось, что претензии местных к настоятелю церкви во многом обоснованны. Более того, батюшка и сам признает свою неправоту, но считает, что ополчившиеся против него потенциальные прихожане перегибают палку.
Но давайте обо всем по порядку. Корреспондент Tverigrad.ru заглянул в Щербинино и попытался разобраться в мирском конфликте со священником.
Корень зла
Щербинино, что в двух километрах от Чуприяновки и в десяти от Твери, бурлит эмоциями. Деревня разделилась на два лагеря. На тех, кто против настоятеля местной церкви Рождества Богородицы отца Сергия, и тех, кто за священника. Последний раз подобное здесь происходило разве что в 1933 году, когда большевики хотели взорвать храм, а местные не дали это сделать. Встали под стенами – взрывайте вместе с нами!
И ведь не взорвали. Обустроили там сначала сельский клуб, потом тракторную станцию, кузню, после войны – зерносушильный цех. До XXI века храм дожил, дотянул, но был практически разрушен. 15 лет назад, в 2002-м, здесь появился молодой священник Сергей Пилипей, который и стал восстанавливать святыню по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора.
Сейчас церковь и колокольня пронзают небо золотыми куполами. Строительные леса обнимают чистые бело-голубые стены. Наверху с молотком в руках ладит водосток настоятель в серой рубахе и казацких штанах с синими лампасами. Снизу на него смотрят и обсуждают местные, человек 20, люди разных возрастов. Народ гулко ропщет:
– Он захватил землю!
– Он ее не оформил!
– Он роет силосную яму!
– Березовую рощу отгородил, детям гулять негде!
– Он нас не уважает, высокомерно относится!
«Корень зла» в том, что несколько лет назад отец Сергий решил заняться еще и фермерством. Построил хлев возле дома, купил скотину и… действительно захватил часть земли – 50 соток, на которых теперь мирно пасутся коровы. Говорит, не раз пытался оформить землю в пользование, в аренду, обращался к властям, но воз и ныне там.
Чистосердечное признание
Батюшка уже запутался и не знает, что ему делать. Говорит, раньше земельный вопрос решала сельская администрация, полгода назад эти полномочия перешли к районным чиновникам, а теперь и вовсе оказывается, что и его дом, и прилегающий самозахваченный участок – земли лесничества и в Генплане это указано.
– Пошел в лесничество, говорят: «Батюшка, пока пользуйся, большего не захватывай», – разводит руками священник.
– Объясните, как вы могли огородить землю, не получив ее ни в пользование, ни в аренду? Это самозахват какой-то получается, – спрашиваю батюшку.
– Однозначно самозахват, – кается и не отрицает он.
– Признаете, значит…
– Ну а как иначе, я же не какой-то дикий человек… Проезжали, видели – земля пропаханная? Это тоже самозахват. Мой самозахват. Три раза писал заявление в министерство – дайте мне землю, работаем же. Пока без результата.
– Местные заявляют, что после этих конфликтов отказываются ходить в церковь…
– Кто из них ходил в церковь? Они не ходили, начнем с того. Уже 12 лет здесь храм, три года в нем совершаются службы, по воскресеньям приезжает около 40 человек из Твери, Москвы, Завидово, Бурашево, Редкино, Андрейково. А местные… Почти никто не ходит.
Запах бунта
Священник говорит, что фермерство помогает ему и семью содержать – жену и приемного сына, ну и, конечно, львиная доля дохода с продажи мяса и молока идет на восстановление храма.
– За что меня ругать? – недоумевает и признается: не знает, что делать дальше. Грустит о том, что не сложились у него отношения с местными, которые написали на него заявление и в правительство Тверской области, и в епархию, и даже в Московскую патриархию. – И чем я им не угодил?
Не помогает батюшке даже дружба с Путиным. Однофамилец президента, местный житель Валерий Георгиевич отстаивал священника, стоя в окружении бунтующих селян.
– Сколько сделала администрация и сколько батюшка? Отличается в разы! – гремел над округой его возмущенный глас.
Начиналась склока. Оппозиция забыла о земельном вопросе и стала делать акцент на мелочах. Сначала на том, что священник хочет поставить ограду вокруг церкви и чуть ли не перегородить тем самым дорогу. Но эта тема как-то быстро затихла и развития своего не получила. В отличие от более животрепещущего, а именно – о навозе и соответствующем запахе.
– Люди отдыхали, ребята спортом занималась, в волейбол играли, а сейчас дышать нечем. Он превратил березовую рощу в навоз, в грязную помойную яму! Дышать там нечем! – гневалась местная жительница Нина Тугушева.
– Нам не жалко, пусть он здесь облагораживает, церковь красивую восстановил, но как он завел вот эту ферму свою, очень некрасиво стало, – вторит ей староста деревни Нина Милюткина.
– Сначала я к нему с уважением относился, а сейчас мы с ним даже не здороваемся, неприятный человек сам по себе. Пусть он занимается сельским хозяйством, ради бога. Но в деревне-то гадить зачем? – возмущается отставной военный Виктор Прохоров.
Отец Сергий недоуменно молчал, затем не выдержал: «За что вы меня распекаете? Ну что за неразумье? Зачем воду в ступе толочь?». Но селяне бунтовали и продолжали говорить о навозе.
– Вот вы здесь стоите, чем вы дышите сейчас? – наконец спросил священник бунтарей.
– Навозом!
– Вообще-то не пахнет… – вступился я.
– Не пахнет, – тихо признали селяне, но рук не опустили и предложили пойти туда, где пахнет.
С этой минуты Щербинино превратилось в театр абсурда. Процессия из 20 селян водила меня по округе, но… нигде не пахло. Даже «силостная яма» на поверку оказалась… строящимся картофелехранилищем. Наконец запах навоза проявился, селяне торжествующе и как-то выжидательно смотрели на меня, и в их глазах светился вопрос: «Ну как вам?!».
Мы стояли в 10 метрах от коровника…
Увидев мое недоумение, мол, «а чем еще должно пахнуть возле коровника?», жители Щербинино решили переключить свой гнев на другой объект.
– Собака! Он собаку возле дороги привязал! Она нам мешает, мы боимся!
Собака вылезла из конуры и, подобострастно виляя хвостом, начала ластиться к людям. Те, поняв, что на этом фронте потерпели фиаско, пошли гулять в березовую рощу, напоследок сказав-таки: «В деревне должно пахнуть не навозом, а свежим воздухом. Мы здесь отдыхаем!».
Москва сказала мириться!
Глава Щербининского сельского поселения Любовь Арбузова, к которой Tverigrad.ru тоже заглянул, лишь разводит руками и говорит, что ничего не может поделать и что землей распоряжается не она, а районная администрация и лесничество. О конфликте батюшки с селянами она знает. Говорит, местные часто ей жалуются на грубость и высокомерие священника, но тут же признает: «Священник и человек он замечательный». В общем, не сложилось у главы единого мнения и ситуация ей явно в тягость.
Ясно одно: полдеревни предприимчивого батюшку-фермера невзлюбили и даже отказались ходить в восстановленную церковь. В знак протеста.
Тем временем селянам пришел ответ из Московской патриархии, куда они тоже пожаловались на отца Сергия. Епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской патриархии, пишет: «По сведениям из вашего письма был сделан запрос в Тверскую епархию. Согласно полученной из епархии информации, священнику предложено в срок в течение месяца устранить выявленные нарушения и наладить отношения с жителями деревни, обратившимися к Святейшему Патриарху».
В конце письма епископ пытается успокоить жителей Щербинино: «Выражаю надежду, что ко времени получения этого письма произошедшие недоразумения будут преодолены и согласие между соседями будет достигнуто: отец Сергий выполнит поручения Священноначалия, а односельчане, помогавшие священнику восстановить храм Рождества пресвятой Богородицы в деревне Щербинино, как и прежде, будут доверять пастырю, и установится добрый мир».
КОММЕНТАРИИ 36 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
"Священник говорит, что ... львиная доля дохода с продажи мяса и молока...".
То есть, священник не просто ведет приусадебное хозяйство, но еще и продаёт мясо и молоко. 🙁
А разве по внутренним правилам РПЦ священникам разрешается торговать?
Ну и, конечно, надо соблюдать законы РФ - есть правила использования земли в нашей стране и этих правил нужно придерживаться всем, в том числе, и священникам.
Торгуют всем, чем можно, от еды до золотых цепочек и крестиков, при этом освобождены от налогов)
Возьми да почитай "внутренние правила"... чо глупости спрашивать? Торговля у нас што - преступление?
ну надо же различать белое и черное монашество. если не знаете то википедия мало чем поможет.
насчет земли.при разделе земли в 1992г в чуприяновке числилось почти 3000 гектаров обрабатываемых.хоть 1 найдите сейчас.
человек с чего должен кормить семью? он не может рвануть на недельку на халтуру.в москву или тверь. он живет на пожертвования и то что сам сможет сделать.
он должен ежедневно круглый год утром днем вечером вести службы даже если придет 1 человек. даже если ни 1 не придет. те кто на него волну гонят получают пенсии. тот же бывший военный. ему не надо хлеб добывать. все государство дает и давало. даже если он за все время службы палец о палец не ударил. на всем готовом был. ему и не понять тех кто сам работает.
и про нарушения землепользования.земля сельскохозяйственного назначения полюбому у многих из деревни есть в собственности, но никто не обрабатывает. вот главное нарушение.
Таки не понятно в чем проблема. Местному народу не нравится, что поп работает на самовольно захваченной земле? Или то, что он захватил ту землю незаконно?
Зависть гложет, или требуют законности в сфере землевладения навести?
По-моему народу просто не нравится что поп работает
Есть такая проблема в русских деревнях и селах зависть называется. Это когда Сам не ам.. и другим не дам.
Ачего добиваются? Хотят чтобы земля не обработанной оставалась, пусть борщевиком порастет?! Какой гнилой и завистливый народец...
Да он не обрабатывает, а коров пасет
А чем он зимой коров кормит? Небось сеном с этой земли? Или как?
Все нормально - работать в Этой Стране не принято, особенно в деревне щас нормальные мужыки вотку пьют, а если корову завел, пашешь - очень подозрительный типус - шпиён, не иначе. и вредитель - травит население запахом навоза!
Кошмар! Народ совсем оскотинился! Чем не довольны? Тем что работает? Тем что хозяйство ведет чтобы семью кормить? Ребенок приемный, он ведь тоже кушает, быстро из одежды вырастает и все это не с неба падает! Хотя у нас действительно народец такой гнилой. Лишь бы обгадить жизнь ближнему. Живет человек-пользу приносит, так радуйтесь. Если бы он не работал- орали бы что ленивый или еще что-нибудь придумали. Тьфу противно.
Внутренние правила РПЦ достаточно сильно ограничивают священников в их поступках по сравнению с обычными гражданами - например, священник не имеет права жениться.
Человек либо должен уже быть женатым к моменту принятия сана священника, либо при принятии сана священника должен дать обет безбрачия (целибат или вообще монашество) - см. Википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D1%82#.D0.92_.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B8
А если у священника умирает жена или жена уходит от него, священник также должен дать обет безбрачия.
И хотя торговля в нашей стране не является преступлением, я весьма сомневаюсь в том, что внутренние правила РПЦ разрешают заниматься частной торговлей священникам.
По крайней мере, лично я никогда не слышал о священниках, занимающихся частной торговлей.
Выше почему-то неправильно вставилась ссылка на Википедию.
Про целибат в православии можно прочитать, набрав в поисковой системе "Целибат Википедия", а там см. пункт "В православии"
Батюшка не занимается торговлей. У него нет магазина, лавки и тп. Он ведет хозяйство вместе со своей семьей в свободное от службы время. Кормит семью, восстанавливает храм и тп. Просто все желающие могут прийти к ним домой и купить молочка, творог, сметану ... В любой деревне есть фермер, который держит корову, кур и другую скотину, и продает молочные продукты и яйца. Что касается храма - найдите время поехать и посмотреть, что нет там церковной лавки в общепринятом понимании, как в Твери, например. Там есть литература и минимальный набор вещей, необходимых для проведения крестин и других церковных обрядов. Все очень скромно. И там нет прайс-листа, друзья. Вы просто жертвуете на храм столько, сколько считаете нужным. Странные люди, которые не ходят в храм, мотивирую плохими отношениями с батюшкой. Они ходят в храм к человеку разве? не к Богу? Хочется пожелать местным жителям: не пускайте в свою душу гнев, зависть, озлобленность. Пожелайте отцу Сергию и его родным сил, здоровья, Божьей благодати. Не осуждайте, не досаждайте! Цените настоящее! Идите в Храм и благодарите Бога за то, что имеете!
Ну а как с землей то быть? Давайте представим, что не батюшка, а другой добрый человек выбрал себе рощицу березовую, какая понравилась и начал там коров пасти. Дело доброе? Да! Но незаконное. Почему бы святому отцу не озаботиться законным отводом ему земли и тем самым избавить себя от "злопыхателей"? Ну почему? Лесничество не даёт? Районная власть? Так может правильно? И нельзя эту земельку задействовать? Почему не выбрать другой участок? Или коровам в этих березках веселее и молоко после этого вкуснее? Всё должно быть по закону и у попа и у мирянина. Думаю, именно это разозлило людей
Людей разозлила банальная зависть и наличие массы свободного времени, которое нужно посвящать созиданию, а не разрушению себя и окружающих. Я соглашусь, что вопрос нужно решать в рамках правового поля. Судя по видео в статье, отец Сергий обращался во все инстанции, везде отказ. Тверская епархия наверняка взяла под свой контроль этот вопрос и конфликт будет разрешен в ближайшее время.
Какая то не правильная деревня. Может жителей на половину выселить на погост?
А зачем вообще в деревне данный молельный дом христианского культа?
Наминусовали "православные". Какие же вы злые 😀
Опять-двадцать пять. Ещё минусы. Не по христиански это. Побойтесь бога.
Ну хорошо. Пусть ваша церква стоит. Только больше не минусуйте. 🙂
Этого паренька с зап. украины вам так просто не взять, ребята. Ни фига у вас не получится.
Способ захвата земли: называешь себя Батюшкой и идешь в Администрацию говорить !дайте мне землю!!
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
Навалять надо ему, ды, и всего делов. И без него есть кому русских людей унижать играбить......
У нас поля борщевиком заростают, а тут бурление [censored] началось из-за 5 кв.м.
Ему надо завести конюшню, и пороть там деревенскую быдлоту и алканавтов.
Священник занимается производительным созидательным трудом. Извините, но это вовсе не магазин "православных" хозтоваров или корчма, открытая на деньги паствы. Это всем понятный ежедневный труд простого, доброго и, я знаю, открытого человека. Да, можно и, наверное, нужно критиковать, можно подсказывать, можно помогать, можно прелагать лучшие подходы, можно соревноваться, можно и по-добрососедски договариваться. Зачем злопыхательствовать?
Почему в Тверской епархии священники, в основном, выходцы с Украины?
Потому , что в западной Украине притесняют не только русских , но и Православную Церковь - вместо неё появляются другие религиозные храмы как в Польше. Кстати все рядом находящиеся западные страны - католические.
Да какая разница откуда человек? Г...на хватает и там и тут.
Тверской Митрополит оттуда.
Всё неймётся бездельникам щербининским. Год назад, может два, в "Местном времени" была статья про этот "конфликт" местных с Сергеем Михайловичем. Претензии к нему все какие-то блошиные были. Нет, не успокоятся, пока работящего человека не изведут. "Самозахваченное" поле, зарастающее бощевиком и подлеском, им покоя не даёт. "Не высовывайся!" - их главный лозунг, почти уже генетический.
Тут фото церкви приложили, какая она сейчас.
Посмотрите, какой она была хотя лет 8 назад, не говоря уже при Советах
P.S. Невоинствующий атеист, если что...
Этот чел давно просил бунта. Я там тренируюсь собаки выбегают на пол-дороги и того и гляди сорвутся с цепи! они не добрые совсем! Раньше в березовой роже проходил лыжные круг, где дети катались и готовились к соревнованиями, теперь там хлев для скота и все зас..но, на просьбу успокоится в своим землевладельческих захватах - тренер ДЮШС был хамски послан. Если верите - верьте! только в РФ живем и надо соблюдать только законы, но и придерживаться хоть какой-то морали, а не как собака на сене преследовать желания своего живота и наживы, прикрываясь высокими материями! да, очень круто, что восстановили храм, иногда катаясь на лыжах уже в сумерках, звонят колокола и это приятно, необычно, светло! но быт священника, которому плевать на паству с высокой колокольни - это дно!
А где в этом селе столько детей? Почему там права качает какой-то тренер ДЮСЩ? Это его территория? Скорее всего все эти горлопаны - приходящие. Кто местные? Отставной военный - он кто? Дачник со следом от фуражки на лбу? Надо их всех проклясть. Я тоже живу в селе. И коровы у нас гуляют везде, разве во двор не заходят, и то из-за забора. А Храма нет. Приходится в Тверь ездить. Жлобы.
Бред!!! Всю жизнь в деревне все работали и навозом пахло, трутни и тунеядцы, которых жаба душит, что у кого-то лучше чем у них. А с землей у нас полный бардак, людям ни дадут ни клочка, пусть лучше борщевик растет на полях и деревья. А потом власть придумает как продать как на Волоколамском шоссе, под Торгово-развлекательные центры.