Страсти по батюшке: под Тверью жители деревни объявили бойкот священнику, обвиняя его в захвате земли и высокомерии

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Помирить батюшку с селянами пытается даже Московская патриархия.

По дороге в деревне Щербинино шла женщина с коляской и младенцем на руках, заснувшим у нее на плече. Рядом семенил сероглазый мальчонка, время от времени пытаясь заглянуть в глаза маме. Женщина плакала.

– Просто непонятно… – Александра Смирнова, так она представилась, попыталась ответить на мой вопрос «Что случилось?».

Вместо мамы звонким голоском ответил мальчик:

– Маме просто непонятно моей, за что там отца Сергия хотят прогнать!

Александра успокоилась, утерла слезы и объяснила:

– Это светлый человек, восстанавливает храм, а некоторые наши местные его попросту со свету сживают. Чего они хотят добиться? Чтобы он ушел? Ну, класс! Ну а как же? Водку ведь надо пить в полях, чтобы везде были стекла, чтобы мне страшно ребенка было отпустить, потому что там, в храме, раньше вповалку валялись какие-то люди! Здесь раньше наркоманы были, сатанисты, устраивали сектантские всякие вещи, разворотили все могилы. Весь храм был исписан, местные обходили его стороной, потому что страшно было. А он все восстановил да еще и виноватым оказался. Это потрясающий человек, ему спасибо большое за то, что он здесь делает…

Впрочем, слезы слезами, эмоции эмоциями, но оказалось, что претензии местных к настоятелю церкви во многом обоснованны. Более того, батюшка и сам признает свою неправоту, но считает, что ополчившиеся против него потенциальные прихожане перегибают палку.

Но давайте обо всем по порядку. Корреспондент Tverigrad.ru заглянул в Щербинино и попытался разобраться в мирском конфликте со священником.

Корень зла

Щербинино, что в двух километрах от Чуприяновки и в десяти от Твери, бурлит эмоциями. Деревня разделилась на два лагеря. На тех, кто против настоятеля местной церкви Рождества Богородицы отца Сергия, и тех, кто за священника. Последний раз подобное здесь происходило разве что в 1933 году, когда большевики хотели взорвать храм, а местные не дали это сделать. Встали под стенами – взрывайте вместе с нами!

И ведь не взорвали. Обустроили там сначала сельский клуб, потом тракторную станцию, кузню, после войны – зерносушильный цех. До XXI века храм дожил, дотянул, но был практически разрушен. 15 лет назад, в 2002-м, здесь появился молодой священник Сергей Пилипей, который и стал восстанавливать святыню по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора.

Сейчас церковь и колокольня пронзают небо золотыми куполами. Строительные леса обнимают чистые бело-голубые стены. Наверху с молотком в руках ладит водосток настоятель в серой рубахе и казацких штанах с синими лампасами. Снизу на него смотрят и обсуждают местные, человек 20, люди разных возрастов. Народ гулко ропщет:

– Он захватил землю!

– Он ее не оформил!

– Он роет силосную яму!

– Березовую рощу отгородил, детям гулять негде!

– Он нас не уважает, высокомерно относится!

«Корень зла» в том, что несколько лет назад отец Сергий решил заняться еще и фермерством. Построил хлев возле дома, купил скотину и… действительно захватил часть земли – 50 соток, на которых теперь мирно пасутся коровы. Говорит, не раз пытался оформить землю в пользование, в аренду, обращался к властям, но воз и ныне там.

Чистосердечное признание

Батюшка уже запутался и не знает, что ему делать. Говорит, раньше земельный вопрос решала сельская администрация, полгода назад эти полномочия перешли к районным чиновникам, а теперь и вовсе оказывается, что и его дом, и прилегающий самозахваченный участок – земли лесничества и в Генплане это указано.

– Пошел в лесничество, говорят: «Батюшка, пока пользуйся, большего не захватывай», – разводит руками священник.

– Объясните, как вы могли огородить землю, не получив ее ни в пользование, ни в аренду? Это самозахват какой-то получается, – спрашиваю батюшку.

– Однозначно самозахват, – кается и не отрицает он.

– Признаете, значит…

– Ну а как иначе, я же не какой-то дикий человек… Проезжали, видели – земля пропаханная? Это тоже самозахват. Мой самозахват. Три раза писал заявление в министерство – дайте мне землю, работаем же. Пока без результата.

– Местные заявляют, что после этих конфликтов отказываются ходить в церковь…

– Кто из них ходил в церковь? Они не ходили, начнем с того. Уже 12 лет здесь храм, три года в нем совершаются службы, по воскресеньям приезжает около 40 человек из Твери, Москвы, Завидово, Бурашево, Редкино, Андрейково. А местные… Почти никто не ходит.

Запах бунта

Священник говорит, что фермерство помогает ему и семью содержать – жену и приемного сына, ну и, конечно, львиная доля дохода с продажи мяса и молока идет на восстановление храма.

– За что меня ругать? – недоумевает и признается: не знает, что делать дальше. Грустит о том, что не сложились у него отношения с местными, которые написали на него заявление и в правительство Тверской области, и в епархию, и даже в Московскую патриархию. – И чем я им не угодил?

Не помогает батюшке даже дружба с Путиным. Однофамилец президента, местный житель Валерий Георгиевич отстаивал священника, стоя в окружении бунтующих селян.

– Сколько сделала администрация и сколько батюшка? Отличается в разы! – гремел над округой его возмущенный глас.

Начиналась склока. Оппозиция забыла о земельном вопросе и стала делать акцент на мелочах. Сначала на том, что священник хочет поставить ограду вокруг церкви и чуть ли не перегородить тем самым дорогу. Но эта тема как-то быстро затихла и развития своего не получила. В отличие от более животрепещущего, а именно – о навозе и соответствующем запахе.

– Люди отдыхали, ребята спортом занималась, в волейбол играли, а сейчас дышать нечем. Он превратил березовую рощу в навоз, в грязную помойную яму! Дышать там нечем! – гневалась местная жительница Нина Тугушева.

– Нам не жалко, пусть он здесь облагораживает, церковь красивую восстановил, но как он завел вот эту ферму свою, очень некрасиво стало, – вторит ей староста деревни Нина Милюткина.

– Сначала я к нему с уважением относился, а сейчас мы с ним даже не здороваемся, неприятный человек сам по себе. Пусть он занимается сельским хозяйством, ради бога. Но в деревне-то гадить зачем? – возмущается отставной военный Виктор Прохоров.

Отец Сергий недоуменно молчал, затем не выдержал: «За что вы меня распекаете? Ну что за неразумье? Зачем воду в ступе толочь?». Но селяне бунтовали и продолжали говорить о навозе.

– Вот вы здесь стоите, чем вы дышите сейчас? – наконец спросил священник бунтарей.

– Навозом!

– Вообще-то не пахнет… – вступился я.

– Не пахнет, – тихо признали селяне, но рук не опустили и предложили пойти туда, где пахнет.

С этой минуты Щербинино превратилось в театр абсурда. Процессия из 20 селян водила меня по округе, но… нигде не пахло. Даже «силостная яма» на поверку оказалась… строящимся картофелехранилищем. Наконец запах навоза проявился, селяне торжествующе и как-то выжидательно смотрели на меня, и в их глазах светился вопрос: «Ну как вам?!».

Мы стояли в 10 метрах от коровника…

Увидев мое недоумение, мол, «а чем еще должно пахнуть возле коровника?», жители Щербинино решили переключить свой гнев на другой объект.

– Собака! Он собаку возле дороги привязал! Она нам мешает, мы боимся!

Собака вылезла из конуры и, подобострастно виляя хвостом, начала ластиться к людям. Те, поняв, что на этом фронте потерпели фиаско, пошли гулять в березовую рощу, напоследок сказав-таки: «В деревне должно пахнуть не навозом, а свежим воздухом. Мы здесь отдыхаем!».

Москва сказала мириться!

Глава Щербининского сельского поселения Любовь Арбузова, к которой Tverigrad.ru тоже заглянул, лишь разводит руками и говорит, что ничего не может поделать и что землей распоряжается не она, а районная администрация и лесничество. О конфликте батюшки с селянами она знает. Говорит, местные часто ей жалуются на грубость и высокомерие священника, но тут же признает: «Священник и человек он замечательный». В общем, не сложилось у главы единого мнения и ситуация ей явно в тягость.

Ясно одно: полдеревни предприимчивого батюшку-фермера невзлюбили и даже отказались ходить в восстановленную церковь. В знак протеста.

Тем временем селянам пришел ответ из Московской патриархии, куда они тоже пожаловались на отца Сергия. Епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской патриархии, пишет: «По сведениям из вашего письма был сделан запрос в Тверскую епархию. Согласно полученной из епархии информации, священнику предложено в срок в течение месяца устранить выявленные нарушения и наладить отношения с жителями деревни, обратившимися к Святейшему Патриарху».

В конце письма епископ пытается успокоить жителей Щербинино: «Выражаю надежду, что ко времени получения этого письма произошедшие недоразумения будут преодолены и согласие между соседями будет достигнуто: отец Сергий выполнит поручения Священноначалия, а односельчане, помогавшие священнику восстановить храм Рождества пресвятой Богородицы в деревне Щербинино, как и прежде, будут доверять пастырю, и установится добрый мир».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

49
10
Фото: Алексей Косоруков
Социум

КОММЕНТАРИИ 36

Для комментирования Вам необходимо .

Gamilton

"Священник говорит, что ... львиная доля дохода с продажи мяса и молока...".
То есть, священник не просто ведет приусадебное хозяйство, но еще и продаёт мясо и молоко. 🙁
А разве по внутренним правилам РПЦ священникам разрешается торговать?
Ну и, конечно, надо соблюдать законы РФ - есть правила использования земли в нашей стране и этих правил нужно придерживаться всем, в том числе, и священникам.

38
32
    Курбский

    Торгуют всем, чем можно, от еды до золотых цепочек и крестиков, при этом освобождены от налогов)

    32
    20

    Возьми да почитай "внутренние правила"... чо глупости спрашивать? Торговля у нас што - преступление?

    31
    10
    ПЕТР ПИЖАМОВ

    ну надо же различать белое и черное монашество. если не знаете то википедия мало чем поможет.
    насчет земли.при разделе земли в 1992г в чуприяновке числилось почти 3000 гектаров обрабатываемых.хоть 1 найдите сейчас.
    человек с чего должен кормить семью? он не может рвануть на недельку на халтуру.в москву или тверь. он живет на пожертвования и то что сам сможет сделать.
    он должен ежедневно круглый год утром днем вечером вести службы даже если придет 1 человек. даже если ни 1 не придет. те кто на него волну гонят получают пенсии. тот же бывший военный. ему не надо хлеб добывать. все государство дает и давало. даже если он за все время службы палец о палец не ударил. на всем готовом был. ему и не понять тех кто сам работает.
    и про нарушения землепользования.земля сельскохозяйственного назначения полюбому у многих из деревни есть в собственности, но никто не обрабатывает. вот главное нарушение.

    75
    7

Таки не понятно в чем проблема. Местному народу не нравится, что поп работает на самовольно захваченной земле? Или то, что он захватил ту землю незаконно?
Зависть гложет, или требуют законности в сфере землевладения навести?

47
8
    Vitaliy

    По-моему народу просто не нравится что поп работает

    78
    9

Есть такая проблема в русских деревнях и селах зависть называется. Это когда Сам не ам.. и другим не дам.

105
10

Ачего добиваются? Хотят чтобы земля не обработанной оставалась, пусть борщевиком порастет?! Какой гнилой и завистливый народец...

90
9
    Rainman

    Да он не обрабатывает, а коров пасет

    12
    10
      brigit

      А чем он зимой коров кормит? Небось сеном с этой земли? Или как?

      3
      0

Все нормально - работать в Этой Стране не принято, особенно в деревне щас нормальные мужыки вотку пьют, а если корову завел, пашешь - очень подозрительный типус - шпиён, не иначе. и вредитель - травит население запахом навоза!

65
8
haska

Кошмар! Народ совсем оскотинился! Чем не довольны? Тем что работает? Тем что хозяйство ведет чтобы семью кормить? Ребенок приемный, он ведь тоже кушает, быстро из одежды вырастает и все это не с неба падает! Хотя у нас действительно народец такой гнилой. Лишь бы обгадить жизнь ближнему. Живет человек-пользу приносит, так радуйтесь. Если бы он не работал- орали бы что ленивый или еще что-нибудь придумали. Тьфу противно.

79
7
Gamilton

Внутренние правила РПЦ достаточно сильно ограничивают священников в их поступках по сравнению с обычными гражданами - например, священник не имеет права жениться.
Человек либо должен уже быть женатым к моменту принятия сана священника, либо при принятии сана священника должен дать обет безбрачия (целибат или вообще монашество) - см. Википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D1%82#.D0.92_.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B8
А если у священника умирает жена или жена уходит от него, священник также должен дать обет безбрачия.
И хотя торговля в нашей стране не является преступлением, я весьма сомневаюсь в том, что внутренние правила РПЦ разрешают заниматься частной торговлей священникам.
По крайней мере, лично я никогда не слышал о священниках, занимающихся частной торговлей.

12
27
    Gamilton

    Выше почему-то неправильно вставилась ссылка на Википедию.
    Про целибат в православии можно прочитать, набрав в поисковой системе "Целибат Википедия", а там см. пункт "В православии"

    4
    2
    Мария

    Батюшка не занимается торговлей. У него нет магазина, лавки и тп. Он ведет хозяйство вместе со своей семьей в свободное от службы время. Кормит семью, восстанавливает храм и тп. Просто все желающие могут прийти к ним домой и купить молочка, творог, сметану ... В любой деревне есть фермер, который держит корову, кур и другую скотину, и продает молочные продукты и яйца. Что касается храма - найдите время поехать и посмотреть, что нет там церковной лавки в общепринятом понимании, как в Твери, например. Там есть литература и минимальный набор вещей, необходимых для проведения крестин и других церковных обрядов. Все очень скромно. И там нет прайс-листа, друзья. Вы просто жертвуете на храм столько, сколько считаете нужным. Странные люди, которые не ходят в храм, мотивирую плохими отношениями с батюшкой. Они ходят в храм к человеку разве? не к Богу? Хочется пожелать местным жителям: не пускайте в свою душу гнев, зависть, озлобленность. Пожелайте отцу Сергию и его родным сил, здоровья, Божьей благодати. Не осуждайте, не досаждайте! Цените настоящее! Идите в Храм и благодарите Бога за то, что имеете!

    106
    12
      Rainman

      Ну а как с землей то быть? Давайте представим, что не батюшка, а другой добрый человек выбрал себе рощицу березовую, какая понравилась и начал там коров пасти. Дело доброе? Да! Но незаконное. Почему бы святому отцу не озаботиться законным отводом ему земли и тем самым избавить себя от "злопыхателей"? Ну почему? Лесничество не даёт? Районная власть? Так может правильно? И нельзя эту земельку задействовать? Почему не выбрать другой участок? Или коровам в этих березках веселее и молоко после этого вкуснее? Всё должно быть по закону и у попа и у мирянина. Думаю, именно это разозлило людей

      19
      20
        Мария

        Людей разозлила банальная зависть и наличие массы свободного времени, которое нужно посвящать созиданию, а не разрушению себя и окружающих. Я соглашусь, что вопрос нужно решать в рамках правового поля. Судя по видео в статье, отец Сергий обращался во все инстанции, везде отказ. Тверская епархия наверняка взяла под свой контроль этот вопрос и конфликт будет разрешен в ближайшее время.

        41
        9

Какая то не правильная деревня. Может жителей на половину выселить на погост?

21
15

А зачем вообще в деревне данный молельный дом христианского культа?

14
40

    Наминусовали "православные". Какие же вы злые 😀

    17
    22

      Опять-двадцать пять. Ещё минусы. Не по христиански это. Побойтесь бога.

      13
      17

        Ну хорошо. Пусть ваша церква стоит. Только больше не минусуйте. 🙂

        16
        10
adenoma

Этого паренька с зап. украины вам так просто не взять, ребята. Ни фига у вас не получится.

16
5

Способ захвата земли: называешь себя Батюшкой и идешь в Администрацию говорить !дайте мне землю!!

14
16
    adenoma

    С первого щелка
    Прыгнул поп до потолка;
    Со второго щелка
    Лишился поп языка,
    А с третьего щелка
    Вышибло ум у старика.
    А Балда приговаривал с укоризной:
    «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

    Навалять надо ему, ды, и всего делов. И без него есть кому русских людей унижать играбить......

    12
    39
Sima4

У нас поля борщевиком заростают, а тут бурление [censored] началось из-за 5 кв.м.

38
9
crypto

Ему надо завести конюшню, и пороть там деревенскую быдлоту и алканавтов.

15
12

Священник занимается производительным созидательным трудом. Извините, но это вовсе не магазин "православных" хозтоваров или корчма, открытая на деньги паствы. Это всем понятный ежедневный труд простого, доброго и, я знаю, открытого человека. Да, можно и, наверное, нужно критиковать, можно подсказывать, можно помогать, можно прелагать лучшие подходы, можно соревноваться, можно и по-добрососедски договариваться. Зачем злопыхательствовать?

26
3
AlexIvant

Почему в Тверской епархии священники, в основном, выходцы с Украины?

6
0

    Потому , что в западной Украине притесняют не только русских , но и Православную Церковь - вместо неё появляются другие религиозные храмы как в Польше. Кстати все рядом находящиеся западные страны - католические.

    10
    4
    haska

    Да какая разница откуда человек? Г...на хватает и там и тут.

    8
    2

    Тверской Митрополит оттуда.

    1
    0
avk

Всё неймётся бездельникам щербининским. Год назад, может два, в "Местном времени" была статья про этот "конфликт" местных с Сергеем Михайловичем. Претензии к нему все какие-то блошиные были. Нет, не успокоятся, пока работящего человека не изведут. "Самозахваченное" поле, зарастающее бощевиком и подлеском, им покоя не даёт. "Не высовывайся!" - их главный лозунг, почти уже генетический.
Тут фото церкви приложили, какая она сейчас.
Посмотрите, какой она была хотя лет 8 назад, не говоря уже при Советах
P.S. Невоинствующий атеист, если что...

23
1

Этот чел давно просил бунта. Я там тренируюсь собаки выбегают на пол-дороги и того и гляди сорвутся с цепи! они не добрые совсем! Раньше в березовой роже проходил лыжные круг, где дети катались и готовились к соревнованиями, теперь там хлев для скота и все зас..но, на просьбу успокоится в своим землевладельческих захватах - тренер ДЮШС был хамски послан. Если верите - верьте! только в РФ живем и надо соблюдать только законы, но и придерживаться хоть какой-то морали, а не как собака на сене преследовать желания своего живота и наживы, прикрываясь высокими материями! да, очень круто, что восстановили храм, иногда катаясь на лыжах уже в сумерках, звонят колокола и это приятно, необычно, светло! но быт священника, которому плевать на паству с высокой колокольни - это дно!

7
6
    brigit

    А где в этом селе столько детей? Почему там права качает какой-то тренер ДЮСЩ? Это его территория? Скорее всего все эти горлопаны - приходящие. Кто местные? Отставной военный - он кто? Дачник со следом от фуражки на лбу? Надо их всех проклясть. Я тоже живу в селе. И коровы у нас гуляют везде, разве во двор не заходят, и то из-за забора. А Храма нет. Приходится в Тверь ездить. Жлобы.

    6
    5
baiker69

Бред!!! Всю жизнь в деревне все работали и навозом пахло, трутни и тунеядцы, которых жаба душит, что у кого-то лучше чем у них. А с землей у нас полный бардак, людям ни дадут ни клочка, пусть лучше борщевик растет на полях и деревья. А потом власть придумает как продать как на Волоколамском шоссе, под Торгово-развлекательные центры.

6
0